Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

О ряде законов и обычаев, связанных с едой и продуктами питания. Часть 6. О смешивании рыбных и молочных продуктов

Из цикла «О ряде законов и обычаев, связанных с едой и продуктами питания», темы: Шульхан арух, Ашкеназы, Мясное и молочное, Кашрут, Алаха, Еда, Рав Лейб Нахман Злотник, Сефарды

Съесть рыбу сразу после того, как ели молочный продукт, или, наоборот, съесть что-нибудь молочное сразу после того, как ели рыбу, разрешено и сефардам, но они должны предварительно помыть руки и сполоснуть рот

О том, что существует запрет готовить и употреблять в пищу рыбу с мясом и мясными продуктами, и что запрет этот связан с опасностью для здоровья, известно всем. Но о том, что в алахе обсуждается вопрос о том, допустимо ли готовить и употреблять в пищу рыбу с молоком и молочными продуктами, слышали немногие.

Вопрос о смешивании рыбных и молочных продуктов так же, как и вопрос о смешивании рыбных и мясных продуктов, рассматривался с точки зрения опасности для здоровья. Об этом запрете пишут многие видные законоучители[56], хотя в кодекс еврейских законов «Шулхан Арух» это предостережение включено не было. Тем не менее, в сефардских общинах принято строго относиться к этому запрету и включать в него все молочные продукты, кроме сливочного масла[57]. Ашкеназы не разделяют между рыбными и молочными продуктами, как во время принятия пищи, так и при их готовке[58]. Автор книги «Хатам Софер» пишет, что Рамбам, который был великим знатоком медицины, должен был первым привести этот запрет, если бы такой в действительности был, но Рамбам даже не упоминает о том, что есть какая-то опасность в том, чтобы готовить, и тем более употреблять рыбу с молоком.

Съесть рыбу сразу после того, как ели молочный продукт, или, наоборот, съесть что-нибудь молочное сразу после того, как ели рыбу, разрешено и сефардам, но они должны предварительно помыть руки и сполоснуть рот[59]. Сефардам также не запрещено ставить на один стол рыбные и молочные продукты, хотя в случае с мясными и молочными блюдами этого делать нельзя[60].


[56] Рабейну Бхайе, «Мишпатим»; «Бейт Йосеф», «Йорэ Дэа» гл.87; «Бен Иш Хай», «шана шния», «Бэ-алотха» п.15 и др.

[57] «При Мегадим», «Орах Хаим» гл.173, «Эшель Авраам» п.1; «Рав Поалим» ч.2, «Йорэ Дэа» п.10; «Йехаве Даат» ч.6 п.48.

[58] «Даркей Моше», «Йорэ Дэа» 87.4; «Приша», там же п.8 и др.

[59] «Каф а-Хаим», «Орах Хаим» 170.3.

[60] «Хулин» 103б; «Нода бе-Йеуда», «кама», «Эвен а-Эзэр» п.13.

Из журнала Мир Торы


Если понимать время как часть нашего материального мира, где вся материя существует в рамках «пространство-время», получается, что время также было сотворено, создано в момент Сотворения мира. Так ли это? И если да, то каков мог быть начальный момент времени? Что такое вообще время? Читать дальше

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Время

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Рош Ходеш — начало месяца

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Рош Ходеш — начало месяца • «Галаха» от Моше с Синая • Основа святости • «Этот месяц — вам» • Работа в Рош Ходеш • Немного о законах Рош Ходеш • «Галлель» читают стоя • Чтение Торы и «Мусаф» • Календари — солнечный, лунный и еврейский • Девятнадцатилетний цикл • Два дня Рош Ходеш • Полные и неполные месяцы • Новолуние • Мудрецы о Рош Ходеш

Случайности в космосе

Сергей Цимбалюк

Подавляющее большинство из живущих ныне на Земле шести с половиною миллиардов даже не задумываются: почему в часе — 60 минут (а не допустим, 100), а в минуте 60 секунд?

Берешит — творение времени

Рав Моше Шапиро

Суть существования как длительности — находиться между началом и завершением или идти от начала к завершенности

Время как длительность. Учение рабейну Хисдая Крескаса о времени

Рав Мордехай Кульвянский

Философы в древности объясняли время как самое главное движение Вселенной, которое задаёт меру не только всем движениям, но и состоянию покоя

Наш праотец Авраам

Рав Моше Пантелят

Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?

Еврейский календарь

Рав Ицхак Зильбер

Лишь в 18 веке немецкому физику Карлу Гауссу удалось вывести формулу вычисления даты еврейского календаря, выпавшую на определенную дату общепринятого. За тысячи лет до этого еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).

Сотворение мира и наука. Времена года, сутки и годы

Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»

Солнце и Луна

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Счет дней, сотворение времени — «Сфират Аомер»

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Cуществует мицва считать дни между Песахом и Шавуотом. Но что дает такой счет? Что создается в душе и мире, когда мы считаем дни или ступени? Труд, затраченный на этот счет, ведет нас к симхе, радости Шавуота?

Наши современники динозавры

Журнал «Огонек»

Однозначна ли современная научная хронология?