Из цикла «О ряде законов и обычаев, связанных с едой и продуктами питания», темы: Алаха, Благословения, Благословение после еды, Еда, Рав Лейб Нахман Злотник
Когда перед нами находятся продукты несколько видов, возникает вопрос о том, на какой из них следует произнести благословение в первую очередь, а какой должен идти следом. Правила очередности благословений на пищу включают в себя ряд нюансов и подробностей, и чтобы их изучить и запомнить, необходимо приложить усилия. Говорят, что в прежние времена, когда семья хотела выбрать для дочери жениха, хорошо знающего еврейские законы, кандидату подавали одновременно различные виды пищи, «испытывая» его на знание очередности благословений. Наша цель состоит в том, чтобы немного облегчить многоуважаемому читателю поиск информации по данной теме и изложить основные правила очередности продуктов в максимально простой и удобной форме.
Для более эффективного изучения и запоминания правил очередности благословений на пищу прежде всего следует понять, почему одно благословение предшествует другому, и почему на один продукт нужно благословить до того, как благословят на другой. Ведь если мы совершаем какие-либо действия осмысленно, то и порядок этих действий запомнить легче. После этого мы рассмотрим основные принципы очередности благословений и составим поэтапный алгоритм наших действий. Основой для приведенных ниже законов послужил кодекс «Шулхан Арух»[1] и его комментаторы. Ссылки на дополнительные источники будут приведены в каждом случае отдельно.
Соблюдая правила очередности благословений, мы выполняем тем самым заповедь произносить благословения на пищу наиболее предпочтительным образом[2]. Очередность благословений зависит от степени важности того вида пищи, на который мы произносим благословение, а благословение, произносимое на более важный продукт, считается более значимым[3].
Сперва приведем общие положения: произносят одно и то же благословение, и с ситуацией, когда представлены виды пищи, на которые произносят разные благословения.
1. Правила об очередности благословений действуют только в том случае, когда человек собирается есть в данное время и в данном месте разные виды пищи, требующие различных благословений, и эти виды пищи находятся перед ним.
2. В употреблении различных блюд, на которые нужно произносить отдельные благословения, мы следуем привычному порядку, действуя в соответствии с этикетом, представлениями о здоровом питании, и с тем, что принято в данном конкретном месте и т.д. Так, например, мы не должны благословлять на десерт (и есть его) до того, как съедено главное блюдо. Точно так же мы не должны произносить благословение на суп в начале трапезы, если обычно его едят после холодной закуски[4].
3. Когда речь идет о порядке благословений, то виды пищи делятся на несколько групп по степени их значимости.
Когда на столе стоят виды пищи, на которые произносят разные благословения, то соблюдается следующая иерархия: «благословение времени»: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, Который дал нам дожить, и сохранил нас, и довел нас до этого времени» («Шээхеяну»)[5].
1. Семь видов, которыми славится Земля Израиля (даже если эти конкретные продукты были выращены за пределами Земли Израиля): пшеница, ячмень, оливки, финики, виноград, инжир, гранат.
2. Целый продукт.
3. Пища, которая в большинстве случаев рассматривается как самая любимая из всего того, что собираются сейчас есть.
4. Пища, на которую нужно произнести
5. Пища, которая сейчас является самой желанной из всего того, что собираются есть.
6. Пища, которая является самой вкусной из всего того, что собираются есть.
7. Пища, которая имеет наилучший внешний вид из всего того, что собираются есть[6].
8. Продукт, который является самым крупным из тех, которые собираются сейчас есть[7].
9. Плод, с которым Писание сравнивает еврейский народ (например, орех или яблоко)[8].
10. Плод, выросший в Земле Израиля[9]. Если трудно запомнить все десять степеней, то можно, наверное, можно ограничиться первыми семью.
Когда на столе стоят виды пищи, которые требуют отдельных благословений, то порядок несколько иной: Теперь разберем немного подробнее некоторые из приведенных выше уровней важности продуктов и благословений, произносимых на них.
1. Пища, на которую произносят благословение, имеющее наибольшую конкретизацию.
2. Вид пищи, который в большинстве случаев является самым любимым из тех, которые собираются сейчас есть.
3. Вид пищи, на который нужно произнести «благословение времени».
4. Вид пищи, который сейчас является самым любимым из тех, которые собираются есть.
5. Семь видов, которыми славится Земля Израиля.
6. Целый продукт.
Когда говорят о плодах, которыми славится Земля Израиля, имеют в виду написанное в Торе: «Земля пшеницы и ячменя, и винограда, и инжира, и граната, земля оливкового масла и [финикового] меда»[10]. Уровень важности плодов, перечисленных в этом стихе, тоже неодинаков: плод тем важнее, чем ближе его название расположено к слову «земля», употребленному в стихе в первый или во второй раз. Поэтому иерархия злаков следующая: пшеница, а затем ячмень. Иерархия плодов дерева: маслина, финик, виноград, инжир, гранат.
Когда собираются есть несколько видов пищи, на которые благословляют «…Создающий плод земли» («борэ при а-адама»), нужно учесть следующее. Если один из видов — воздушная пшеница (в Израиле — «шалва»), то, поскольку она является одной из семи культур, которыми славится Земля Израиля, то благословение следует произнести именно на нее[11].
Заметим, что рожь, полба и овес, которые не упомянуты в Торе, являются, тем не менее, разновидностями пшеницы (полба) или ячменя (рожь и овес)[12]. Иерархия пяти видов злаков такая: пшеница, ячмень, полба, рожь, овес[13]. Рис не входит в число пяти видов злаков, поэтому благословение на пять видов злаков предшествует благословению на рис. Тем не менее, поскольку на вареный рис благословляют «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, Создающий виды насыщающей пищи» («борэ миней мезанот»), то благословение на него произносят раньше, чем на все остальные продукты, кроме злаков[14].
Напитки, приготовленные из плодов тех видов, которыми славится Земля Израиля, не имеют преимущества перед другими видами пищи[15]. Но если выбирают между несколькими видами таких напитков, то благословение произносят на тот, который приготовлен из плодов, упомянутых в стихе максимально близко к слову «земля». Среди напитков, на которые произносят одно и то же благословение, приготовленных из плодов, не упомянутых в этом стихе, первенство принадлежит молоку, так как в других стихах Торы[16], говорящих о богатстве Святой Земли сказано, что это «Земля, текущая молоком и медом»[17].
Плод, очищенный от несъедобной кожуры, целая долька цитрусовых, отдельная ягода, зернышко граната или кукурузы, целая котлета или пирожок считаются целым продуктом. Продукт, который перед употреблением обязаны проверять на наличие насекомых, а для этого — разрезать на части, не считается целым.
Перечислим благословения в порядке их конкретизации: Различие в степени конкретизации между благословениями «…Создающий плод дерева» и «…Создающий плод земли» не cтоль значительно, поэтому благословение «…Создающий плод дерева» предшествует благословению «…Создающий плод земли» лишь в том случае, когда все прочие условия равны.
1. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, Выводящий хлеб из земли» («а-моци лехем мин а-арец»).
2. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, Создающий виды насыщающей пищи» («борэ миней мезанот»).
3. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, Создающий плод виноградной лозы» («борэ при а-гефен»).
4. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, Создающий плод дерева» («борэ при а-эц»).
5. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, Создающий плод земли» («борэ при а-адама»).
6. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, по слову Которого возникло все» («шэ-а-коль нийе би-дваро»).
Порядок благословений после еды (если ели без хлеба) подобен порядку благословений перед едой[18]: Благословение на пищу предшествует благословению на напитки[19], хотя некоторые законоучителя считают, что они равны по значимости[20] — разумеется, за исключением тех случаев, когда речь идет о целом продукте питания.
1. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, за пропитание» («аль а-михья»).
2. «Благословен Ты Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, за виноградную лозу и за плод виноградной лозы» («аль а-гефен ве-аль при а-гефен»).
3. «Благословен Ты Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, за дерево и за плод дерева» («аль а-эц ве-аль при а-эц»).
4. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, Создающий души многочисленные и все, в чем они нуждаются» («борэ нефашот»).
Каков закон в случае, если не были соблюдены вышеприведенные правила об очередности благословений? Постфактум заповедь считается выполненной и произносить благословение во второй раз не нужно. Если речь идет о продуктах питания, на которые произносят одно и то же благословение, и оно было произнесено на менее важный вид пищи, но при этом не подразумевалось распространить его и на более важный продукт, то в некоторых случаях нужно дополнительно произнести благословение и на более важный продукт тоже[21].
В рамках короткого ответа невозможно упомянуть все частности, от которых может зависеть очередность благословений. Заметим лишь, что в некоторых случаях один из продуктов является основным, а другой — второстепенным, и тогда благословление произносят только на основной продукт.
В отношении некоторых продуктов существует сомнение, благословляют ли на них «…Создающий плод дерева» или «…Создающий плод земли» (например, папайя, пассифлора, банан, ананас); «…Создающий плод дерева» или «…по слову Которого возникло все»; «…Создающий плод земли» или «…по слову Которого возникло все» (например, мелко измельченный продукт, шоколад, апельсиновые корочки в сахаре). О том, какое благословение следует произносить на такие продукты, нужно говорить отдельно.
В завершение приведем поэтапный алгоритм: «…Создающий виды насыщающей пищи»; «…Создающий плод виноградной лозы»; «…Создающий плод дерева», «…Создающий плод земли» и «…по слову Которого возникло все».
1. Если устраивают трапезу с хлебом, то прежде всего нужно произнести благословение на хлеб, кроме субботних и праздничных трапез, во время которых перед трапезой произносят «кидуш», включающий благословение на вино (хлеб при этом прикрывают салфеткой).
2. Если едят без хлеба или даже во время трапезы с хлебом, когда едят продукты, на которые нужно произносить отдельное благословение (несмотря на хлеб), эти продукты нужно разделить по видам благословений, которые на них произносят:
3. В каждой группе продуктов, на который произносят одно и то же благословение, выделяем самый важный продукт, руководствуясь приведенными выше принципами.
4. На вид еды, выбранный в первой группе, произносим благословение «…Создающий виды насыщающей пищи».
5. На вид еды, выбранный во второй группе, произносим благословение «…Создающий плод виноградной лозы».
6. В третьей и четвертой группах выбираем продукт, который в большинстве случаев рассматривается как самый любимый. Если такого не оказалось, произносим благословение на тот вид пищи, который желаем в данный момент больше, чем другие. Если в этом смысле все виды пищи одинаковы, произносим вначале благословение на плод дерева, затем — на плод земли.
7. На тот вид пищи, который выбран в пятой группе, произносим благословение «…по слову Которого возникло все».
[1] «Орах Хаим» гл.211.
[2] «Мишна Брура» 168.1.
[3] «Даркей Моше», «Орах Хаим» 177.1.
[4] Рама, там же, 211.5; «Алахот ктанот» ч.2 п.155; «Шулхан Арух а-Рав», там же, гл.249, «Кунтрес Ахарон» п.4; «Мишна Брура» 211.1.
[5] «Шрага а-Меир» ч.6, п.4.
[6] «Мишна Брура» 168.15.
[7] «Даат Тора» гл.211.
[8] «Каф а-Хаим» п.7.
[9] «Биркат а-Байт» 13.7.
[10] Дварим 8:8.
[11] «Мишна Брура» 211.18.
[12] «Мишна Брура» 211.35.
[13] «При Мегадим» 168.4.
[14] «Левуш Хур» гл. 211; «Эвен а-Эзэр» 211.6.
[15] «Маген Авраам» 182.2.
[16] См., например, Шмот 3:8.
[17] «Биркат а-Байт» 13.7.
[18] «Биур Алаха» 202.11.
[19] «Арух а-Шулхан» 211.17.
[20] Ритва, «Брахот» 41б; «При Мегадим», «Акдама ле-алахот брахот» п.8.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.