Из цикла «О ряде законов и обычаев, связанных с едой и продуктами питания», темы: Кашрут, Алаха, Еда, Рав Лейб Нахман Злотник
Некоторым людям (например, больным целиакией) категорически запрещены продукты, содержащие клейковину или, как ее еще называют, глютен. У этих людей периодически возникают вопросы, связанные с соблюдением тех или иных заповедей. Так, например, часто спрашивают, как исполнить заповедь есть мацу в Песах и благословлять на эту заповедь, и есть ли вообще отличия в отношении благословений на пищу (до и после ее употребления) между теми продуктами, которые содержат глютен, и теми, которые его не содержат? Предварим ответы на возможные вопросы кратким объяснением природы вещей. Натуральная мука из злаков содержит белок глютен, а также амилен. При взаимодействии амилена и глютена происходит брожение, т.е. известный нам процесс, когда тесто «поднимается». Современные технологии дают возможность расщеплять злак на его составные части, т.е. на амилен и на глютен. Глютен используют для производства пищевых добавок в различные продукты, как, например, для изделий из сои. В свою очередь амилен применяется для изготовления продуктов питания, предназначенных тем, кому противопоказан глютен. При отделении глютена от амилена злак теряет способность к заквашиванию, а это свойство по словам мудрецов[61], является его определяющей характеристикой в отношении ряда законов.
Начнем с вопроса о благословениях. Когда речь идет о продукте, в состав которого входит только глютен, но не амилен, то на него не произносят ни благословение «а-моци» («Благословен Ты Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, Выводящий хлеб из земли»), которое установлено для хлеба, ни благословение «борэ миней мезонот» («Благословен Ты Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, Создающий виды насыщающей пищи»), после которого едят изделия из злаков, которые не являются хлебом. Это связано с тем, что глютен не способствует насыщению.
Что касается продуктов, которые содержат амилен, то с ними дело обстоит несколько сложней, поскольку амилен является основой злака, и он не может закваситься лишь потому, что от него отделили глютен. Возможно, что это отличие внешнее, и тогда оно не должно влиять на закон, а возможно, что оно является существенным и может изменить закон. Поскольку такая еда насыщает, то на нее (при соблюдении прочих условий, которые не зависят от рассматриваемой нами темы), конечно же, благословляют «борэ миней мезонот» («…Создающий виды насыщающей пищи»). На примере риса можно увидеть, что благословение зависит от того, насыщает ли продукт, а не от его способности бродить.
Вопрос о благословении перед и после еды с хлебом («…Выводящий хлеб из земли» и «Биркат Амазон»), а также после того, как ели выпечку («Благословен Ты Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, за пропитание…» («аль а-михья»)), у законоучителей вызвал сомнение. Неясно и то, можно ли с помощью мацы, не содержащей глютен, исполнить заповедь съедания мацы в Пасхальную ночь. Рав Цви Вебер, да продлит Всевышний его годы, считает, что если нет выбора, нужно съесть хотя бы такую мацу, но из-за упомянутого сомнения не произносить благословение на эту заповедь. При возможности следует внимательно послушать, как это благословение произносит тот, кто ест мацу, испеченную из обычной муки. При этом тот, кто произносит благословение, должен иметь намерение сделать это не только для себя, но также и для того, кто его слушает, а слушающий его, в свою очередь, должен иметь намерение услышать благословение, считая, что оно произносится так же и для него. Это важно не только потому, что существует сомнение, является ли изделие, не содержащее глютен, полноценным мучным продуктом, но и потому, что даже после устранения глютена небольшое его количество, по свидетельству специалистов, все равно присутствует в продукте.
[61] «Псахим» 35а; Иерусалимский Талмуд «Хала» 1.1.
Из журнала Мир Торы
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.