Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

О ряде законов и обычаев, связанных с едой и продуктами питания. Часть 5. О кошерности нашего молока

Из цикла «О ряде законов и обычаев, связанных с едой и продуктами питания», темы: Мясное и молочное, Кашрут, Алаха, Еда, Рав Лейб Нахман Злотник

Корова как долговечный предмет. Аннулирование некошерного молока.

В отношении кошерности молока существует целый ряд вопросов, которые должны контролироваться специальными раввинскими организациями, ответственными за кашрут продуктов питания. Так, например, необходимо быть уверенным в том, что во время доения не были нарушены законы субботы и еврейских праздников, чтобы животных не кормили квасным в Песах и т.д. Но есть и другой, совершенно принципиальный вопрос, связанный с кошерностью этого базового продукта питания, о котором задумываются не все.

Согласно современным данным, среди взрослых особей крупного рогатого скота (по-простому, коров и быков), отправляемых на убой в странах Европы, пригодными в пищу с т.з. еврейских законов кашрута, оказываются менее 70%, а среди молодняка — иногда даже менее 50%. В Израиле положение вещей намного благополучнее, но и здесь порядка 10% коров не отвечают требованиям кошерности. Исходя из правила, согласно которому все, что выходит из некошерного, тоже является некошерным, наше молоко представляет собой смесь кошерного с некошерным. Смесь, в состав которой вошли разрешенная и запрещенная жидкости, запрещена Торой если запрещенной жидкости в этой смеси больше, чем разрешенной. Наши мудрецы разрешают употреблять (постфактум) смесь разрешенной и запрещенной жидкостей лишь в том случае, когда объем разрешенной жидкости в смеси в шестьдесят и более раз превышает объем запрещенной (а в отношении некоторых запретов концентрация запрещенного компонента смеси должна быть намного меньше). И если так, то как же мы можем употреблять в пищу молоко и молочные продукты? Начнем с того, что априори запрещено допускать попадание любого количества запрещенного продукта в разрешенный. И только когда мы имеем дело с уже смешавшимися продуктами, при определенных условиях эту смесь можно разрешить постфактум. Правило гласит, что аннулирование запрещенного продукта при его смешивании с разрешенным (т.е. такое растворение, в результате которого запрещенным продуктом можно пренебречь и не учитывать его в смеси из-за ничтожного количества этого продукта по отношению к разрешенному) происходит только при определенном соотношении их объемов. В частности, если речь идет о смеси некошерного и кошерного молока, то соотношение их объемов не может превышать 1 к 60 соответственно.

В современных условиях, как мы это видим из приведенных выше фактов, понятно, что с учетом соотношения объемов молока, надоенного от некошерных и кошерных коров и поступающего в производство, об аннулировании не может быть и речи. Тем не менее, выпускаемая в итоге молочная продукция разрешена. Почему это так? Постараемся ответить на этот вопрос, начав с нижеследующего примера. Какова продолжительность «жизни» фарфоровой или фаянсовой тарелки? Конечно, это во многом зависит от того, кто, где и как часто ей пользуется. В семье с маленькими детьми и при постоянном пользовании посуда периодически бьется, и у тарелки меньше шансов «прожить» долго. А у пенсионеров старой закалки сервиз может продержаться годы и даже перейти по наследству следующему поколению — в целости и сохранности. Фарфоровая тарелка, даже более тонкая и хрупкая, выставленная в качестве экспоната в музее за пуленепробиваемым стеклом, может радовать глаз посетителей на протяжении веков, если не случится какого-нибудь форс-мажора. Но есть предметы другого плана, которые очень быстро выходят из строя даже если поместить их в сейф, где к ним никто не прикасается. Именно так, например, происходит со многими натуральными продуктами питания. Другими словами, если абстрагироваться от внешних воздействий, то некоторые предметы, в силу своего состава или технологии изготовления, могут просуществовать долго, а иные — лишь непродолжительное время.

К живым коровам (как и к прочим представителям животного мира), которые в подавляющем большинстве рождаются физически здоровыми и только потом, в результате внешних обстоятельств (травм, болезней, внешнего ветеринарного вмешательства и т.д.) становятся некошерными («трефа»), в рамках законов о кашруте относятся как к долговечному предмету (их можно уподобить «тарелке» из вышеприведенного примера). Поэтому мы должны учитывать только процентное соотношение некошерных новорожденных животных по отношению к кошерным, а оно гораздо ниже, чем один к шестидесяти. Тем более, что до того времени, когда корова начинает давать молоко, многие нездоровые с рождения особи просто не доживают. Поскольку соотношение незначительно, то происходит аннулирование некошерного молока в кошерном и все молоко разрешено.

Из журнала Мир Торы


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»