Из цикла «Знание веры», темы: Испытания, Ашгаха пратит, Награда и наказание, Рамбам, Справедливость, Праведник, Рав Эуд Авицедек
«Знай, что есть некоторые из наших учителей, оспаривающих этот принцип» (Бавли Шабат 55а). Есть те, кто говорит: нет смерти без прегрешения и нет страданий без преступления, но слова эти отвергнуты в Гемаре в том, что касается смерти без греха, ибо есть те, кто умерли из-за наущения древнего змия, то есть, греха первого Человека, который был приговорен за этот грех к смерти как своей, так и его потомков, подобно тому, что говорится про Эли и дом его. Однако, в том, что касается невозможности страданий без преступления, эти слова не были отвергнуты, но если даже ты скажешь, что они отвергнуты во всем, то ведь и смерть, и страдания связаны с грехом прародителя, подобно наущению змея, о котором говорил возражающий, но нет смерти и страданий без всякой вины в мире, и сказали в трактате Брахот (6а): просил Моше сообщить ему пути Всевышнего, и было дано ему, как сказано: «Сообщи мне пути Твои», сказал Моше Создателю: «Владыка мира! Почему есть праведник, которому плохо, и праведник, которому хорошо, злодей, которому плохо, и злодей, которому хорошо?», ответил ему Святой, благословен Он: «Праведник, которому хорошо, — это совершенный праведник. Праведник, которому плохо, — несовершенный праведник. Злодей, которому хорошо — не совершенный злодей. Злодей, которому плохо, — совершенный злодей». Это следует понимать так, как мы объяснили выше, про воздаяние немногих грехов в этом мире, дабы очистить праведника полностью и погубить злодея полностью в будущем мире.
И еще сказали другим языком про праведника, которому хорошо, что это праведник сын праведника, а праведник, которому плохо, — праведник сын грешника и т.д. И сказали в Гемаре, что автор этого высказывания спорит с рабби Меиром, ибо так учил тана от имени рабби Меира: «не сообщили Моше этого принципа, как сказано: “И помилую Я того, кого помилую, и пожалею того, кого пожалею”, хотя он и не достоин, то есть не представляется людям достойным милосердия, и это значит, что этот принцип не дан в познание человеку» (там же).
«И вот, сообразно с первым мнением [что нет страданий без греха], всему есть известное объяснение и вразумительная причина, а то, о чем говорят пророки и вопиют об этом, является ничем иным, как криком больного, страдающего в своей болезни, и говоря о ее тяжести, восклицает о суровости своих страданий и боли, как его постигло все это, и где взять силы, чтобы терпеть эти тяжкие страдания. То есть пророки вопрошают Творца, говоря Ему: Владыка мира, зачем Ты пользуешься этим принципом, заставляя нас проводить дни наши в смятени, а злодеи, посягающие на святыни Твои, живут в мире спокойно и безмятежно. Хотя знают они, что принцип этот Истина и суд справедлив» (там же).
Царь Давид посвятил этой теме главу в Теилим (гл. 73): «И в ответ на это сказал Псалмопевец, после того, как пожаловался на этот принцип: “А я — едва не подломились ноги мои, чуть не поскользнулись стопы мои, ибо позавидовал я беспутным, увидев благоденствие нечестивых”, закончив эти слова вопросом о злодее, которому хорошо. И еще сказал про праведника, которому плохо: “Поэтому обращается народ Его туда же, и пьют воду полной чашей… Действительно, напрасно очищал я сердце свое и омывал в невинности руки свои. И поражаем был я каждый день”.
И вновь ответил на все эти вопросы: “И думал я: как понять это, трудно было это в глазах моих, пока не пришел я в святилище Бога; тогда понял я конец их”. То есть, два этих сомнения были большим затруднением для его мысли сперва, пока не вознес он мысль к святилищу Бога, то есть к тому, что он посвятил, предуготовил двум этим типам людей: праведникам и злодеям, тогда понял он конец их, и сделал там намек на будущий мир в стихе: “Советом Своим Ты наставляешь меня и потом к славе поведешь меня”, и на исторжение злодеев из него в словах: “Как мгновенно они опустошены были, сгинули, погибли от ужасов”. И все остальное говорится об этом» (там же).
Ответом, который успокоил Царя Давида в его сомнениях, было знание о конце пути этих двух групп людей: исторжение злодея и жизнь в будущем мире для праведника.
Рамбам пространно изъясняет мнения различных религиозных групп и философов относительно индивидуального надзора и темы страданий.
«Мы же верим, что все, что происходит с людьми, сообразуется с принципом справедливого суда, и Бог, — нет в Нем неправды, — не станет наказывать кого-либо из нас просто так, но лишь того, кто заслуживает и кому необходимо получить наказание. Это то, о чем говорит Тора учителя нашего Моше, что все следует за справедливостью суда. И с этим мнением созвучны слова мудрецов наших, которые высказались ясно: нет смерти без греха, и нет страданий без преступления. И сказали еще: той мерою, которой отмеряет человек, отмеряют и ему. Это слова Мишны. И также говорят они в многих других местах, что справедливый суд обязательно присущ Творцу, благословен Он, который награждает слугу своего за все, что тот сделал в чистоте и правде, даже если бы тот не получал этой заповеди от пророка. И который наказывает человека за любое злодеяние его, хотя бы он и получал запрета делать такое напрямую, ибо это есть вещь, которую разум находит достойной и предостерегает от нарушения этого запрета, т.е. запрета грабежа и воровства. Сказали: “Святой, благословен Он, не оставляет ни одно создание без награды.” А также: “Всякий, говорящий: Святой, благословен Он, не обращает внимания на проступки, да пропадут внутренние его. Но Он долготерпит, а затем взыскивает Своё”. И сказали: “Не подобен тот, кому заповедано, и он исполняет, тому, кто исполняет, но ему не заповедано”, объяснив, что тот, кому не заповедано, тем не менее получает награду за свое исполнение. И сообразно этому принципу следуют все слова мудрецов» (Морэ Нэвухим ч. 3, гл. 17).
Здесь Рамбам касается мнения, говорящих, что есть страдания без греха, чтобы увеличить награду праведника в будущем мире, и он отвергает это мнение: «В словах мудрецов есть добавление, которому нет аналога в Торе — и это высказывание некоторых из них: “страдания из любви” — то есть, согласно этому мнению, возможно, что человека настигнут удары без того, чтобы им предшествовало преступление — но дабы увеличить благовоздаяние ему. Таково мнение и исламской школы мутазилитов. Но нет в Торе стиха, из которого следовало бы подобное» (там).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.