Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

О ряде законов и обычаев, связанных с едой и продуктами питания. Часть 4

Из цикла «О ряде законов и обычаев, связанных с едой и продуктами питания», темы: Кашрут, Шхита, Алаха, Еда, Рав Лейб Нахман Злотник

Критерии кошерности рыбы. Можно ли употреблять в пищу рыбу, умершую своей смертью.

4. О кошерности мертвой рыбы

Мы знаем, что кошерность рыбы регулируется наличием плавников и чешуи, а также отсутствием в ней паразитов. Ни Тора, ни мудрецы не заповедали делать рыбе «шхиту». Но является ли кошерной та рыба, которая умерла своей смертью? Нужно сразу оговорить, что умершая своей смертью рыба, согласно принятому закону, разрешена в пищу, хотя были и такие мудрецы Торы, которые считали иначе. Поэтому приведенная ниже информация носит, в основном, теоретический характер.

Рамбам[50] пишет, что если рыба умерла своей смертью, ее разрешено есть. Комментируя слова Рамбама, автор книги «Байт Хадаш»[51] пишет, что можно было бы подумать что только такая рыба, которая была поймана живой, разрешена в еду без «шхиты», но та, которая умерла прежде, как попала в руки человека, запрещена. Поэтому Рамбам специально подчеркивает, что умершая в водоеме рыба разрешена в пищу.

Тем не менее, согласно ряду крупных авторитетов Торы, умершая в водоеме рыба запрещена в пищу[52]. Почему они так считали? Какая вообще разница, когда и как она умерла, если в любом случае нет специальных правил о том, как умертвить рыбу, чтобы сделать ее пригодной для еврея? В книге «Яд Ханох»[53] приведено следующее объяснение. Закон о том, что рыбам (а также кошерным видам саранчи, в отношении которых традиция у ашкеназских евреев и многих других общин была утеряна) не нужно делать «шхиту», методом исключения выводится из Торы[54] а именно из обязанности делать «шхиту» чистым видам животных. Но помимо запрета употреблять мясо чистых видов животных, если им не сделали «шхиту», есть также запрет употреблять их в пищу, если они умерли своей смертью[55]. И в отношении последнего требования нет у нас специального толкования, которое позволило бы исключить рыб, выведя их за рамки данного ограничения. Быть может, именно этот факт и послужил причиной для ряда законоучителей, полагавших что умершая сама по себе рыба запрещена.


[50] «Мишнэ Тора», «Илхот шхита» 1.3.

[51] «Йорэ Дэа» гл.13.

[52] Рав Саадья Гаон, слова которого приведены в книге «Кесеф Мишнэ», там же.

[53] П.40.

[54] Бамидбар 11:22.

[55] Дварим 14:21.

Из журнала Мир Торы


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.