Темы: Вегетарианство, Ноах, Шхита, Оцарот
«Всякие существа живые будут вам в пищу» (9:3). Однажды меня спросили: как иудаизм смотрит на «зеленых» — организации, защищающие природу и экологию самым радикальным образом? Я рассказал о запрете «губить деревья» (Дварим 20:19) и о том, что «причинять страдания животным — запрет из Торы» (Бава Меция 32 б). Однако, мне объяснили, что эти организации заходят гораздо дальше. Они борются против медицинских экспериментов над животными, даже если это делается, чтобы найти лекарства для человеческих болезней. Борются против того, чтобы с животных добывали мех, даже ради утепления одежды для людей. «По какому праву, — возмущаются они, — человек берет в свои руки власть над животными и подчиняет их себе?» И что об этом думает иудаизм?
Я простодушно ответил: как раз согласно их же подходу они неправы. Только иудаизм и понимает это. Они считают, что человек — всего лишь разновидность животного. Так почему бы ему не господствовать над теми, кто слабее него? Разве птица считается с правами червя? Спрашивает ли лев разрешения у ягненка, или, может быть, леопард проявляет милосердие к оленю? Так почему человек должен отличаться от других животных?
Но не этого ответа от меня ждали. Вопрос был адресован к иудаизму. Тора требует от человека ответственности перед творением, отданным в его руки. Человеку нужно выраженное прямым текстом повеление, особое разрешение, чтобы господствовать над животными: «И властвуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким зверем, рыщущим по земле». Если бы не это разрешение, человек действительно был бы не вправе ездить верхом на коне или стричь шерсть с овцы. И само это разрешение не является чем-то произвольным. Это знак того, что человек — венец творения, и все остальное создано ради него.
Однако, пока мы видели лишь право господствовать и подчинять себе животных. А где же разрешение убивать их и поедать их мясо? Ведь господин вправе возлагать работу на раба, но ему нельзя убивать его! Власть над самой жизнью животных и право есть их мясо не были даны Адаму и его потомкам. Это право получил лишь Ноах, как говорится в нашей главе: «Все существа живые будут вам в пищу». Мудрецы объясняют: потоп уничтожил всякую плоть, и животные спаслись только в заслугу Ноаха и его ковчега. Это он кормил их и обеспечивал целый год в ковчеге. Поэтому и ему самому было разрешено наслаждаться их мясом.
Подведем итоги: кто отрицает Тору и считает, что человек не так уж и отличается от зверя, у того нет ограничений и запретов. Для него «кто сильнее, тот и прав». А кто признает заповеди, знает, что Тора запрещает причинять страдания животным и губить их понапрасну. Но она поставила человека на вершину, требуя от него восхождения. Благодаря ей «он поднимается, и весь мир поднимается вместе с ним». Также и животные, от которых он получает пользу и мясо которых ест, возвышаются благодаря этому и достигают своего исправления, как об этом говорят книги по Каббале (Хесед ле-Авраам 4:20).
В Гмаре сказано (Санедрин 59 б), что со времен Адама люди ели только овощи и фрукты, но после потопа им было разрешено в пищу мясо. Автор комментария «Ор а-Хаим» спрашивает: «Почему мясо было разрешено не Адаму, а только Ноаху? По-видимому, Ноаху дали то, что и так принадлежало ему по праву. И на то три причины. Во-первых, благодаря ему Б-г счел нужным спасти животных в ковчеге, а значит, они обязаны ему своей жизнью. Во-вторых, это он трудился, чтобы кормить и поить их в ковчеге, и о нем сказано: “Плоды трудов своих будешь есть”. В-третьих, вследствие его жертвоприношения Б-г обещал не наводить больше потопа и не губить землю. И если уж животные обязаны Ноаху жизнью, он вправе есть их мясо!» (Майян а-Шавуа)
Читайте: тема Шхита — кошерный убой скота
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Ашер Кушнир
Рав Игаль Полищук,
из цикла «Тшува — раскаяние»
Рав Михаэль Солганик
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Элиягу Вугенфирер
Заповедью является не только просьба о прощении, но и само возвращение ко Всевышнему
Рав Игаль Полищук,
из цикла «Тшува — раскаяние»
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Рав Элияу Тавгер
Рав Игаль Полищук,
из цикла «Тшува — раскаяние»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Полное возвращение возможно — правда, при условии, что оно сделано не ради выгоды. Кроме того, все плохое, совершенное ранее человеком, засчитывается ему как поступок хороший, праведный, со знаком плюс.