Темы: Вегетарианство, Ноах, Шхита, Оцарот
«Всякие существа живые будут вам в пищу» (9:3). Однажды меня спросили: как иудаизм смотрит на «зеленых» — организации, защищающие природу и экологию самым радикальным образом? Я рассказал о запрете «губить деревья» (Дварим 20:19) и о том, что «причинять страдания животным — запрет из Торы» (Бава Меция 32 б). Однако, мне объяснили, что эти организации заходят гораздо дальше. Они борются против медицинских экспериментов над животными, даже если это делается, чтобы найти лекарства для человеческих болезней. Борются против того, чтобы с животных добывали мех, даже ради утепления одежды для людей. «По какому праву, — возмущаются они, — человек берет в свои руки власть над животными и подчиняет их себе?» И что об этом думает иудаизм?
Я простодушно ответил: как раз согласно их же подходу они неправы. Только иудаизм и понимает это. Они считают, что человек — всего лишь разновидность животного. Так почему бы ему не господствовать над теми, кто слабее него? Разве птица считается с правами червя? Спрашивает ли лев разрешения у ягненка, или, может быть, леопард проявляет милосердие к оленю? Так почему человек должен отличаться от других животных?
Но не этого ответа от меня ждали. Вопрос был адресован к иудаизму. Тора требует от человека ответственности перед творением, отданным в его руки. Человеку нужно выраженное прямым текстом повеление, особое разрешение, чтобы господствовать над животными: «И властвуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким зверем, рыщущим по земле». Если бы не это разрешение, человек действительно был бы не вправе ездить верхом на коне или стричь шерсть с овцы. И само это разрешение не является чем-то произвольным. Это знак того, что человек — венец творения, и все остальное создано ради него.
Однако, пока мы видели лишь право господствовать и подчинять себе животных. А где же разрешение убивать их и поедать их мясо? Ведь господин вправе возлагать работу на раба, но ему нельзя убивать его! Власть над самой жизнью животных и право есть их мясо не были даны Адаму и его потомкам. Это право получил лишь Ноах, как говорится в нашей главе: «Все существа живые будут вам в пищу». Мудрецы объясняют: потоп уничтожил всякую плоть, и животные спаслись только в заслугу Ноаха и его ковчега. Это он кормил их и обеспечивал целый год в ковчеге. Поэтому и ему самому было разрешено наслаждаться их мясом.
Подведем итоги: кто отрицает Тору и считает, что человек не так уж и отличается от зверя, у того нет ограничений и запретов. Для него «кто сильнее, тот и прав». А кто признает заповеди, знает, что Тора запрещает причинять страдания животным и губить их понапрасну. Но она поставила человека на вершину, требуя от него восхождения. Благодаря ей «он поднимается, и весь мир поднимается вместе с ним». Также и животные, от которых он получает пользу и мясо которых ест, возвышаются благодаря этому и достигают своего исправления, как об этом говорят книги по Каббале (Хесед ле-Авраам 4:20).
В Гмаре сказано (Санедрин 59 б), что со времен Адама люди ели только овощи и фрукты, но после потопа им было разрешено в пищу мясо. Автор комментария «Ор а-Хаим» спрашивает: «Почему мясо было разрешено не Адаму, а только Ноаху? По-видимому, Ноаху дали то, что и так принадлежало ему по праву. И на то три причины. Во-первых, благодаря ему Б-г счел нужным спасти животных в ковчеге, а значит, они обязаны ему своей жизнью. Во-вторых, это он трудился, чтобы кормить и поить их в ковчеге, и о нем сказано: “Плоды трудов своих будешь есть”. В-третьих, вследствие его жертвоприношения Б-г обещал не наводить больше потопа и не губить землю. И если уж животные обязаны Ноаху жизнью, он вправе есть их мясо!» (Майян а-Шавуа)
Читайте: тема Шхита — кошерный убой скота
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его