Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

О ряде законов и обычаев, связанных с едой и продуктами питания. Часть 3

Из цикла «О ряде законов и обычаев, связанных с едой и продуктами питания», темы: Домашние животные, Алаха, Еда, Рав Лейб Нахман Злотник, Животные

Какой едой нельзя кормить животных, мнения Талмуда и поздних законоучителей

3. Разрешено ли кормить животных продуктами, пригодными в пищу человеку?

Некоторые люди, у которых есть домашние животные, а также те, кто собирается посетить зоопарк, интересуются, разрешено ли кормить животных пищей, которая пригодна для человека. И действительно, в еврейских источниках имеются основания для подобного рода сомнений.

В Талмуде[34] написано, что запрещено скармливать животным еду, которая пригодна в пищу людям. Раши предлагает две причины, которые позволяют обосновать данное положение Талмуда. Во-первых, подобное отношение к пище является пренебрежением к ней и проявлением неблагодарности по отношению к Тому, кто нам ее даровал. Во-вторых, отказ от пригодной в пищу еды в пользу животного представляет собой напрасную трату имущества, что в корне противоречит взгляду Торы, которая бережно относится к имуществу еврея.

На основании мишны[35], из которой следует, что домашний скот кормили тыквой, несмотря на то что и в те времена люди широко употребляли тыкву в пищу, комментаторы Талмуда[36] делают вывод, что запрещено кормить животных только той едой, которая специально предназначена для человека и приготовлена ему в пищу. Но те продукты питания, которые не были приготовлены для человека, а также те, в отношении которых существует вероятность, что они испортятся, разрешено дать в корм животному.

Видные законоучителя[37] установили закон в соответствии с мнением, по которому запрещено отдавать животным пригодные для человека продукты. Как же оправдать тех, кто все же кормит животных «человеческой едой»? Согласно ряду комментаторов[38], те, кто отдает животным еду, пригодную для людей, очевидно полагаются на второе объяснение запрета, которое дал Раши: отказ от пригодной в пищу еды в пользу животного представляет собой напрасную трату имущества. Поэтому они скармливают животным пригодную для людей пищу исключительно потому, что более дешевого корма у них нет, а значит напрасной траты дорогих продуктов не происходит. Другие комментаторы[39] считают, что если нет другой возможности, то даже в соответствии с первым объяснением Раши разрешено дать животному любые продукты.

Справедливости ради нужно признаться, что целый ряд авторитетных законоучителей[40] считает что приведенное в Талмуде мнение не должно быть принято в качестве закона. Каждый из них приводит в поддержку своей позиции весомые доказательства, которые мы вынуждены опустить ради краткости изложения. Мы лишь упомянем, что из мишны в трактате «Маасрот»[41] можно заключить, что в корм скоту использовали плоды рожкового дерева[42].

Нам представляется, что можно оправдать тех, кто склонен разрешить кормить животных человеческой пищей, поскольку упомянутая выше мишна о кормлении скота тыквой была установлена в кодексе «Шулхан Арух» в качестве окончательного закона[43]. И еще один закон, связанный с нашей темой, который приведен в «Шулхан Арухе»: «В Субботу разрешено крошить хлеб курам»[44]. А автор «Мишна Брура» упоминает об обычае рассыпать для птиц крошки в «Шабат Шира». С другой стороны, эти законы не могут являться прямым доказательством обсуждаемого разрешения, поскольку можно предположить, что во всех этих случаях речь идет исключительно о продуктах (и тыква, и хлеб, и крошки), которые более не пригодны для человека, а если так, то никакого запрета точно не нарушается, с чем согласятся и те, кто придерживается более строго мнения.

Некоторые законоучителя[45] считают, что еврею разрешено кормить «человеческой едой» своих собственных животных, а чужих — запрещено. Есть мнение[46], что рассматриваемый нами запрет распространяется исключительно на ситуации, когда пища успевает принять отталкивающий вид еще до того, как животное начинает ее есть, и что именно в этом случае проявляется пренебрежение к милосердию Творца, дарующему нам пропитание.

Подводя итог сказанному, можно оправдать тех, кто в качестве корма для животных (в особенности, своих) использует пищу, пригодную для человека[47]. Но поскольку вопрос этот является спорным и, как мы видели, существует ряд ограничений, то нужно стараться обходиться таким кормом, который не годится в еду людям — настолько, насколько это возможно.

В завершение важно отметить еще два момента. Законоучителя упоминают об отдельном запрете кормить рыб, змей и свиней пищей, пригодной для человека[48]. И кроме того, ту часть продукта, на которую было произнесено благословение перед едой, а также то, что к ней непосредственно примыкает, запрещено отдать животному или птице, причем по всем мнениям, из-за недостойного отношения к благословению[49].


[34] «Таанит» 20б.

[35] «Шабат» 156б.

[36] Меири от имени Раавада.

[37] «Маген Авраам», «Орах Хаим» 171.1.

[38] «Махацит а-шекель», там же.

[39] «Шаарей Циюн» 171.13.

[40] «Элияу Раба», «Маген а-Гиборим» и «Хатам Софер» в комментариях на «Шулхан Арух», там же; «Петах Эйнаим»,«Таанит», там же, и др. Автор книги «Ялкут а-Гершуни» («Орах Хаим», «Оэль Йосеф» прим.63) доказывает, что, по мнению авторов Тосафот нет запрета кормить животных едой, пригодной в пищу человеку.

[41] 3.4.

[42] Доказательство рава Яаков Эмдена, «Таанит», там же.

[43] «Шулхан Арух», там же, 324.6.

[44] Там же, 321.12.

[45] См., например, «Ктав Софер», «Орах Хаим» п.33.

[46] «Бейт Ицхак», «Орах Хаим» п.79.

[47] См. «Минхат Ицхак» ч.3 п.45.

[48] «Хишукей Хемед» («Шабат» 77б от имени автора книги «Июн Яаков», «Таанит», там же). Он подробно рассказывает о причинах этого запрета.

[49] «Мишна Брура» 167.97.

Из журнала Мир Торы


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше