Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Зейра: Нельзя пообещать ребенку что-либо и не выполнить обещания, так как этим ты учишь его лжи.»Трактат Сукка 36:2
О порядке Высшего надзора и управления за жизнью человека в контексте общего надзора

Порядок надзора

Как мы объяснили выше, надзор делится на два аспекта: забота о всех творениях вообще, каждый вид сообразно с его свойствами, и особая забота о человеке, ибо он способен производить в мире изменения своим действиями, а не только является объектом воздействия. Так и характер, и порядок этой заботы осуществляется в двух этих аспектах.

Порядок общего надзора и заботы

«Однако, его влияние, это то, что производит волю в Бога в актуальное существование в том порядке и последовании, как Он того желает. И так как Он упорядочил Свои творения в порядке следования и развития одного из другого, ибо Он желал именно такого порядка, то вот также, как Он хотел этого развития относительно существования творений, также Он хотел и этого порядка в тех постоянных действиях, которые они совершают по их свойствам, и в этом порядке Он сохраняет их во всех их особенностях и заботится о них так, как Он того хочет в их свойствах и соотношениях» (Рамхаль, Дэрэх а-Шем, часть 2-я, гл. 5).

Этот надзор объемлет все создания и дар жизни, благословения и установления всех их дел. Все происходит в порядке их развития, посредством высших сил, ответственных за это.

«И вот Творец передает силу ангелу, а тот ангел другому ангелу, низшему по рангу, и так от ступени к ступени, и, наконец, последний ангел производит в материальных вещах их сохранение или изменение сообразно с тем, что определил для него Творец своей волей. Однако, сохранность всякого существа на всякой ступени, исходит лишь от Всевышнего, ибо Он Своей силой сохраняет творения и их развитие, каждого в соответствии с его особенностями, но претворение действий в материальном мире, сообразно с тем порядком существ, о котором мы сказали выше, это делается в том порядке ступеней, о котором мы упомянули.

И вот, положил Господь в природу каждого Своего слуги стоять на своем посту и твердо хранить то, что ему вверено, и не покидает он своего поста, но только в том порядке, который установил Всевышний. Например, князь деревьев старается сохранить свои деревья, однако, если будет угодно так установить Творцу, то князь ветра усилит свой ветер, как ему было приказано, и ослабнет князь деревьев сообразно этому, и некоторые его деревья будут вырваны силой ветра. И есть в этих вещах многоступенчатая система и много частностей, ибо есть ангелы, отвечающие за материальную природу, сохраняющие все части материи в их естественных законах, а над ними князья указов воздаяния, приказывающие князьям природы приводить естественные процессы в соответствии с этими указами, и много деталей во всех деталях, сообразно удивительным тайнам управления Бога.

Однако, Сам Бог следит за всем этим, за высшими мирами и за низшими, за корнями и ветвями, стремясь постоянно к общему совершенству, и к этому ведет все творение. И все это делится на детали, сообразно их предрасположению, одни приближаются, а другие отторгаются, одни очищаются, а другие покоятся, каждый сообразно с тем, что ему полагается, чтобы сообщить творению совершенство» (там же).

Судейские коллегии в высших мирах

«Царь судом ставит землю» (Мишлей 29, 4)

Сотворение человека с известными нам свойствами, т.е. обладанием свободой воли и необходимостью заслужить награду через оправдание на суде, проистекает из качества малхут (царственность). Бремя служения, возложенное на него, также происходит из него. Потому и надзор за этим также осуществляется в форме царской власти.

«Установил Всемогущий, что все руководство нашим миром, и то, что касается суда над делами наделенных свободой воли, и то, чему должно произойти с миром и сотворенными в нем, производится в том же порядке, как и в земном царстве, и так сказали мудрецы: “Царство небесное подобно царству земному”, т.е. через малые и большие суды, со всеми их обычаями и правилами. И потому составил Он различные суды из бесплотных существ, различных уровней и рангов, на обсуждение которых предстают все вещи, о которых должно судить, и по приговору которых происходят все вещи, и как сказал Даниэль: “По приказу ангелов дела происходят”. Всевышний же участвует во всех этих судах и влияет на них, заставляя осознавать истинное положение дел, чтобы был вынесен справедливый приговор. И есть судебные инстанции, которые возглавляет сам Творец, как сказано: “Видел я Господа, восседающего на троне Своем, и все воинство небесное стоит вокруг Него, по правую сторону и по левую сторону.” И истолковали мудрецы наши: “Одни по правую сторону, оправдывая, а другие по левую — осуждая”. И сказал Даниэль: “И вот, троны поставлены, и Ветхий днями сел, … суд сидит и книги раскрыты”» (Дэрэх а-Шем, часть 2, глава 6).

Порядок надзора за человеком

Особое индивидуальное попечение о человеке проистекает из суда, которому подлежат его действия, ибо он единственный из творений, кто обладает свободой воли, и ему дано повеление хранить Тору и исполнять заповеди.

«И вот, зная это, можем сразу осознать всю тяжесть ответственности, связанной с заповедями, которые даны нам, и ценность служения, к которому мы призваны. Ибо они суть средства, которые приводят нас к истинному совершенству, и без которых это совершенство вообще никак не достижимо. И известно, что цель реализуется только через собрание воедино всех средств, которые существуют и используются для ее достижения. И от того, насколько действенны были эти средства, и сколь усердно были использованы, зависит качество результата, который они породили. И любое, даже малое различие в средствах, будет ощущаться в результате, порожденном из собрания всех этих средств, как я писал, и это просто и понятно. Теперь не остается никакого сомнения в том, что та скрупулезность, с которой должно подходить к заповедям и служению, должна быть максимальной, такой же, с какой подходят к взвешиванию золота и жемчуга, сообразно с их великой ценностью, ибо рождаемое ими обладает истинным совершенством и вечным достоинством, ценнее которого нет ничего» (Месилат Йешарим, гл. 1).

Потому и порядок надзора над тем, что касается человека, имеет различия.


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше