Из цикла «Знание веры», темы: Йехезкель, Б-г, Каббала, Вера, Йешаягу, Рав Эуд Авицедек, Книга Йехезкель
Открытие истинных мудрецов (каббалистов) состоит в том, что качества используются в их сочетаниях, и из этих сочетаний качеств рождаются аспекты управления, состоящие из них, через процессы, называемые «беременность», «вскармливание», «младость» и «взросление». Еще открыли они нам, что существуют лики высшего управления, которые состоят из сочетаний отдельных качеств, которые создают лик управления определенного характера.
Есть управление, которое взирает и включает в себя цель всего творения, полное исправление, в котором и есть законченное благодеяние. Это управление подслащает суровость суда, который находится в определенном управлении процессом этого мира. Это высшее управление дает возможность миру существовать, даже когда он не способен существовать, выдерживая суд. Общее правило таково, что тем управление находится выше, тем больше оно принадлежит будущему взгляду, т.е. исправление реальности во всех ее деталях и возвращение к высшему корню.
Высшие качества облекаются в низшие, являясь для них душой, снабжая их и влияя через них. И мы уже говорили, что есть две формы их раскрытия: круги и прямые линии, которые указывают на абсолютно разные типы управления. Эти качества являются высшими корнями для сотен тысяч миров, произрастающих из них подобно печати и отпечатку, дающему и получающему, эманациям, творениям, созданиям и делам, до нашего мира, мира материального делания. Вот только некоторые главные темы, относящиеся к этим знаниям. Все эти вещи и гораздо больше — лишь малая часть знания о колеснице управления Творца.
Тот, кто всматривается в это потрясающее зрелище, пребывает в замирании духа при виде этого огромного механизма, который весь создан для сохранения человека, надзором за ним и заботы о нем. «Вы называетесь Адам».
Приведем два примера, демонстрирующих соотношение колесницы управления и особой заботы о народе Израиля.
«Cказал рабби Йеошуа бен Леви: почему названы они мужами Великого Собрания? Потому что вернули корону на прежнее место! Вот Моше пришел и сказал: Бог Великий, Могучий и Грозный. Пришел Йирмеягу и сказал: чужеродные пляшут в чертоге Его, где же грозность Его?! И не сказал: Грозный. Пришел Даниэль и сказал: чужеродные властвуют над сыновьями Его, где же мощь Его?! И не сказал: Могучий. Пришли они (мужи Великого Собрания) и сказали: напротив, в этом самая мощь Его, что Он, подавляя желание Свое, долготерпелив к злодеям! И в этом грозность Его, что если бы не страх перед Богом, как один народ мог бы сохраниться между многими народами! А как же учителя наши поступили так и отвергли установленное Моше? Сказал рабби Элазар: знали они, что Бог Истинный Он, потому и не стали лгать перед Ним.» (Йома 69б).
Эти три хвалебных эпитета, которые произнес Моше Рабейну, являются тремя патриархами качеств управления, в которых Всевышний раскрывается в сотворенном мире, как мы объяснили выше. И когда Йирмея и Даниэль не увидели действительного применения определенного управления по отношению к Израилю, и поняли, что в такое-то время не раскрывается определенное качество в соответствии с желанием Творца, прекратили ее упоминать. Потому что упоминание не есть только лишь вознесение похвалы, но возбуждение желания начать применять управление этим качеством на деле. И они знали о Творце, что истинное Его желание в том, чтобы это качество не действовало. Мужи Великого Собрания, осознавшие своим святым духом, что есть-таки раскрытие на деле этих качеств управления, постановили их упоминать.
В этих словах наших мудрецов есть раскрытие, что эти качества действуют в определенные моменты в целях раскрытия воли Творца в изменяющихся форматах — такова колесница Создателя в Его управлении миром.
«Уже знаем мы из тайн святых, что колесница, которую видел Йехезкель, была из мира Создания (Йецира), т.е. мира ангелов, и это видение было меньше по уровню, чем видение колесницы, которую видел Йешаягу, которая была из мира Трона, потому что Йешая видел царя, ибо Шхина была еще на своем месте, а Израиль на своей земле, и тогда руководство было напрямую от Бога, и Господь на небесах уготовил трон Свой и царство Его властвовало над всем. Потому и видел он царя, сидящего на троне высоком и превознесенном, ибо даже руководство всей плеядой было от него, без посредников. И видел, что серафимы находятся сверху него, ибо серафимы стоят во главе мира, в мире трона, который выше, чем мир зверей, которых видел Йехезкель, как царь, сидящий в своем доме, и князья его царства стоят перед ним».
«Йехезкель же видел его за пределами страны Израиля, и там Всевышний не показывает Свою царскую власть чудесами и знамениями, но только согласно природному порядку и общей системе, которая называется “колёса”, и это делается через ангелов, ответственных за движение системы, поэтому увидел священных зверей и колёса, как они возносятся перед ними» (Мальбим на Йехезкель 1:4)
Получается, что видения, которые открываются пророкам, указывают на качества управления, применяемые в этот период времени, и на те действия, которые проистекают из них: «И уже разъяснил автор книги Кузари (в 5-ой речи), что пророки постигают Бога в разных формах, имеющих отношение к тем действиям, которые Он предпринимает в тот отрезок времени. Когда Он снимает одних царей и ставит других, видел Даниэль “и вот поставлен трон и Ветхий днями сидит” (Даниэль 7:9), а когда Он выезжает за пределы Святой Земли, Йехезкель видит Его наездником колесницы, как принято у царей, когда они перемещаются из одного места в другое, что готовят им колесницу, чтобы отправиться в путь, и уподобил это принятому у людей, и как материальная колесница двигается четырьмя животными, приводящими в движение колёса колесницы, на которой восседает царь. И так видел и Йехезкель ту колесницу, в которой передвигается Царь славы в изгнании, и четырех зверей, несущих колесницу туда, куда будет угодно Всаднику, и уже сказали об этом мудрецы наши, что Йешаягу подобен жителю города, который видит царя, а Йехезкель подобен жителю деревни, видящему царя. Ибо горожанин видит его в его чертоге, сидящем на своем царском троне, а вокруг него стоят слуги, исполняющие его волю. Таким видел Йешаягу Бога в Его царском замке, восседающим на троне. А деревенский житель видит царя, когда тот проезжает деревню, добираясь из одного места в другое, едущим в колеснице, и обращает внимание на саму колесницу и на зверей, и на колёса, которые перевозят царя, и рассказывает о том, что видит» (там же).
И примечательно, если обратить внимание, что вся эта колесница управления ведет себя и предстает взору сообразно ситуации, в которой находится народ Израиля. Это показывает ту мощь особого промысла Всевышнего над Его народом — с ним Я в беде, и так в любой ситуации, в которой они находятся: «Вот Йехезкель видел колесницу в трех типах видений, соответствующих трем типам управления:
1) видение колесницы, когда Он пришел разрушить город, тогда Он пришел в гневе, разрушать и уничтожать;
2) видение колесницы, которую он видел впервые на реке Квар, и там увидел Его покидающим Свое место, чтобы отправиться с изгнанниками на четыре стороны света, и хотя это делается из милосердия и доброты, чтобы они не погибли в изгнании, но все же все время изгнания руководство передано высшим князьям, и Шхина облекается в князя, в чью власть передается Израиль;
3) колесница, которую он увидел в том видении, где ему предстал Храм будущего, когда он увидел управление Бога, когда Он вернет свою Шхину в Сион, и тогда он вернет свое высокое управление, через чудеса и знамение» (там же, 43:3).
Все это относится к тем удивительным знаниям, которые открыли нам пророки и мудрецы наши, о способах управления Создателя. Эти знания укрепляют и расширяют нашу веру в особый промысел. Эти сведения, в которых предстает возвышенность колесницы управления, когда мы знаем, что все это делается с целью заботы о народе Израиля, приводят нас к любви к Богу и трепету перед Его высотой.
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.