Темы: Ту биШват, Еврейские качества, Растения, Самосовершенствование, Симха Горелик
Чему нас учат деревья? 10 уроков
«Человек — дерево полевое» — одно из самых загадочных мест в Письменной Торе…
Существует много комментариев на строку книги «Дварим», сравнивающую человека с «деревом полевым». Но вот что интересно — прочитаем ли мы Раши («Человек — это не дерево»), углубимся ли в Талмуд («Разве кому-то могло прийти в голову, что дерево поведет себя, как человек, и станет воевать с осаждающими город?») — уподобление человека дереву не идет из головы, заставляя вновь и вновь прокручивать в голове эти слова в поиске новых смыслов. Может быть, для того Тора и говорит с нами метафорами, чтобы мы не прошли мимо этого сравнения — и выучили те уроки, которые готовы преподать нам деревья?
1. Будьте прилежны, как миндаль!
Миндальное дерево — один из символов Ту биШвата: в Земле Израиля в эти холодные дни персики, яблони и гранат еще и не думают цвести, «ленятся», копят силы до весны. И только миндаль весь покрывается белым или нежно-розовым облаком, из года в год подтверждая своё имя, данное ему Адамом: «шакед» (миндаль) имеет тот же корень, что и «лишкод» (проявлять усердие, прилежание). На иврите «шакдан» — это тот, кто всегда надежен, пунктуален и старателен.
2. Найдите сладость жизни даже в горькие времена
Каждый посетивший Израиль замечал, что финиковые пальмы здесь растут и плодоносят в самых неожиданных и, на первый взгляд, непригодных для произрастания сладких плодов местах — даже на соленой болотистой земле Мертвого моря, где больше ничего не растет. Треть всех израильских фиников выросла на соленой земле, а между тем, финики настолько сладки, что их называют мёдом.
Царь Давид черпал вдохновение в этих удивительных деревьях, написав в Псалмах: «Праведник как пальма раскинет ветви». Даже оказавшись в самых горьких местах, можно найти в себе силы, встать в полный рост, воспрять самому и поделиться сладостью с другими.
3. День рождения посреди зимы? Новая жизнь не за горами
Как и у деревьев, у людей есть свои сезоны, и нет человека, в жизни которого не было бы «зимы», когда все дела даются с трудом и кажется, что весна уже никогда не наступит. Деревья зимой могут выглядеть голыми и мертвыми, но это только внешнее впечатление. На самом деле, сок уже поднимается от его корней по ксилеме — сосудистой ткани их стволов, — и вот-вот появятся первые признаки жизни. Ту биШват учит нас, что, пока мы живы, надежда и обновление всегда рядом.
4. Трудные времена выявляют в нас лучшее
Когда маслину помещают под пресс, из нее появляется масло — то масло, которое освещает мир, напоминая нам, что, хотя мы предпочли бы жизнь более гладкую, проблемы, которые нам приходится решать, способные выявить в нас самое лучшее, что в нас заложено. Книга Зоар объясняет, что настоящее изучение Торы приходит только тогда, когда человек жертвует чем-то важным ради учебы. Никто не ищет трудных времен, но когда они наступают, терпеливо подождем и увидим, какой свет родится от наших страданий.
5. Радость через смирение
Виноградная лоза даёт нам вино: напиток, приносящий людям радость. Виноград не возражает против того, чтобы его топтали, выжимали, фильтровали и оставляли в темной бочке для брожения на долгие годы. Даже маслина не подвергается такой многоступенчатой и длительной обработке, не говоря уж о других фруктах.
Виноград считается царем всех плодов именно из-за его качества смирения. Однажды он превратится в вино, его ценность возрастет в десятки раз, и он принесет радость миру. Мудрецы учат, что вино является постоянным спутником и участником нашей еврейской жизни, чтобы напитать нас смирением, полученным от винограда. Когда мы готовы отложить в сторону свое эго и начать видеть всю жизнь как дар — тогда к нам приходит благословение.
6. Никогда не прекращайте поиск ответов
Секрет знания заключается в том, чтобы никогда не прекращать поиски. Этому Талмуд предлагает поучиться у инжира, который, в отличие от других фруктовых деревьев, созревает постепенно в течение определенного периода времени. Чем больше вы ищете, тем больше вы найдете. Тора — это древо жизни; до тех пор, пока мы держимся за него и готовы задавать вопросы, оно всегда будет продолжать давать нам ответы.
7. Не судите другого еврея
Мы никогда не знаем другого человека полностью внутри и снаружи, и часто делаем поспешные выводы. У граната сотни зернышек, спрятанных в тайных кожистых гнездах, а еврейский народ не зря сравнивают с гранатом. Этот плод не только символизирует многочисленность нашего народа, но и добрые дела, которые совершают тайно даже люди, которые, на первый взгляд, кажутся далекими от праведности. Множеством скрытых прекрасных качеств души обладает каждый еврей — как каждый гранат скрывает в себе множество сладких зёрен.
8. Не упустите момент!
Яблоня учит нас чувствовать, когда на горизонте появляется прекрасная возможность, и сразу же ухватиться за нее обеими руками. Царь Шломо сравнил еврейский народ при даровании Торы с яблоней. «Подобно тому, как яблоня начинает цвести еще до того, как она выпускает свои первые листья, так и евреи на горе Синай заявили: “Будем исполнять”, и только потом — “Будем изучать”». Возможности всегда сопряжены с риском, но иногда мы тратим слишком много времени на оценку всех «за» и «против», и упускаем момент.
9. Истинная красота всегда находится внутри
Книга Зоар говорит о грецком орехе как о том плоде, который особенно хорошо скрывает свои секреты. Толстая оболочка поначалу кажется несъедобной, однако внутри нее обнаруживается замечательный источник белка. Талмуд учит: «То, что драгоценно, всегда скрыто». Когда мы знакомимся с новым человеком, первое впечатление часто может привести нас к неправильным выводам. Грецкий орех учит нас защищать то, что имеет для нас наибольшую ценность, и понимать, что в людях всегда есть нечто большее, чем кажется.
10. Всё имеет цель
Рав Арье Левин рассказывал: когда он был молод, однажды вышел с равом Авраамом Ицхаком Куком в сад и, не обратив внимания, сорвал какой-то листочек с дерева. Когда рав Кук это увидел, он побледнел и сказал: «Зачем обрывать жизнь?» И добавил, что он с тех пор, как помнит себя, остерегался срывать растения без надобности.
Всё служит определенной цели. Каждое дерево, плод и травинка подарены нам, чтобы делать наш мир лучше. И если мы осознаем это и сможем овладеть такой чувствительностью к растениям, тем более будем способны на эмпатию к окружающим нас людям.
Приближается Ту биШват, Новый год деревьев, и сейчас самое время укорениться, разветвиться и расцвести, взяв из книги природы эти десять зеленых листков с десятью бесценными уроками. Тогда с этим Новым годом можно будет поздравить не только плодовые деревья — но и нас с вами!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»