Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тот, кто не чувствует боль роженицы, мучающейся на другом конце земли, как свою собственную боль, не достоин имени “праведник”»Рабби Мордехай из Несвижа

Аналогия - не доказательство, а средство передвижения

Отложить Отложено

 

Как перевести на великомогучий слово "машаль"?

При слове "басня" в мозгу всплывают истории дедушки Крылова, которые он честно скопипастил у рабби Акивы и Эзопа, подписавшись своим именем.

"Притча" - тоже не подходит. Сразу вспоминается буддийский монах из анекдота ("дура, такую притчу испортила!") или старушка-одуванчик, причитающая над телом безвременно покинувшей ея коровы.

Может, "пример"? Не, тут пахнет математикой для четвертого класса.

Ннда, иногда в великомогучем просто не хватает слов, несмотря на всю его великость и могучесть. Ну, тогда не будем ничего переводить, а используем это слово, как есть.

Итак, машаль.

Когда-то давным-давно, в начале одной из случайных дискуссий, мой оппонент решил ограничить меня в средствах, объявив, что "аналогия - не доказательство". И я с ним согласился. Аналогию глупо использовать в качестве доказательства (особенно, когда для доказательства у нас есть неразбиваемые факты). Аналогия используется исключительно для того, чтобы лучше донести мысль до собеседника. У аналогии есть несколько преимуществ:

1. Упрощенная идея намного лучше усваивается организмом, чем сложная конструкция, обрамленная ветвистыми деталями и подробностями.

2. Предвзятый пациент - предвзят в большинстве случаев только в рамках одной отдельно взятой темы. Выбрав аналогию, связанную с другой темой, мы получаем непредвзятого пациента.

3. Незнакомые для собеседника термины и понятия мешают ему следовать за полетом вашей мысли. Если перевести эту же мысль в плоскость, близкую и понятную оппоненту - он с легкостью поймет, что вы имеете ввиду.

Ну, и так далее.

Именно по причине этих преимуществ - аналогия с древних времен использовалась в самых разных областях.

Чтобы не растекаться белой кашей по чистому столу, в этом месте аффтор плавно и как бы незаметно переводит тему в близкую и понятную ему область - область изобразительного искусства.

 

Слушайте историю.

Давным-давно, аж в 18-19-м веках жил-был во Франции художник. Скульптор. Жан-Антуан Гудон.

И как-то раз решил он сваять экорше (это такая модель человека, с которого содрали кожу).

 

Надо заметить, что художники того времени изучали анатомию, препарируя мертвых, что, конечно же, не самое приятное занятие. И вот, Гудон (сознательно или нет - это науке неизвестно) положил этому конец. После того, как он сбацал свое знаменитое экорше - студенты художественных академий с облегчением выбросили абонементы, позволяющие им посещать морги, и переключились на гипсовую модель, которую для простоты так и назвали - "Гудон".

 

 

Модель, надо заметить, была сделана не просто мастерски - она была сделана в высшей степени точно и подробно. На каком-то этапе, с целью более глубокого изучения, один из многочисленных отливков распилили на части (видимо, еще не совсем оставив привычку препарировать все, до чего доходят руки) - и начали изучать отдельно руку Гудона, ногу Гудона, торс Гудона и голову Гудона. А потом уже - все вместе. Так построено обучение в академиях до сегодняшнего дня.

 

 

И вот мы подобрались к кульминации нашей истории.

В один прекрасный день какой-то пытливый студент (или отчаявшийся препод) решил еще упростить задачу - и сделал из головы Гудона схему.

 

 

Эта схема (впоследствии названная "обрубовкой") настолько повысила усвояемость конструкции человеческой головы, что все академии ввели ее в программу обучения в качестве обязательного этапа. Это и есть машаль. Самый настоящий. Обратите внимание, по дороге к конечному продукту все это безобразие прошло несколько этапов упрощения: от трупа - к гипсовой модели (что само по себе уже является интерпретацией), от модели - к детализации (голову без тела изучить намного проще), и от детализации - к схеме.

 

Когда на курсе академического рисунка студенты вытащили из меня все жилы (почти превратив меня в экорше), мне вдруг пришла в голову светлая мысль: а почему бы не сварганить схемы из всех тех тем, которые вызывают трудности в понимании у студентов?

Первым был череп. Когда мы на курсе подобрались к этой теме, я наткнулся на стену непонимания (видимо, препод из меня никакой). Ну и сбацал:

 

 

 

Дело сразу сдвинулось с мертвой точки.

Потом подошла очередь руки:

 

 

 

 

Потом - нога:

 

 

 

 

 

И, наконец, торс:

 

 

 

 

Вроде, поняли. Посмотрим, как они применят полученные сведения на настоящем, "живом" Гудоне (рисование которого, согласно программе, начинается через две недели).

Ну, и напоследок, для тех, кому интересно, как эта красота делается - пошаговка изготовления торса:

 

 

 

 

 

P.S. Те из наших читателей, кто еще не знаком с машалим, написанными нашими мудрецами - вот вам книжки: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

И тут еще машаль от аффтора.

Теги: Кухня, Фото