Из цикла «Врата раскаяния», темы: Рабейну Йона, Раскаяние, Обман, Лесть
А вот разъяснение о сборище льстецов.
Разъяснение это делится на девять частей.
187. Часть первая; льстец, разведавший или увидевший, или узнавший, что некий человек творит несправедливость и обманывает. Или что некто виноват перед другими в злословии или обиде. И вот льстец своим злым языком сглаживает это злословие и эту обиду, говоря: «Ты ничего плохого не сделал». Мало того, что он совершает преступление, не увещевая ближнего, как сказано (Ваикра 19; 17): «Увещевай ближнего своего и не понесешь за него греха». Он еще и увеличивает преступление, говоря: «Ты преступления не совершил», как сказано (Ирмия 23; 14): «И поддерживают злодеев». Этим глупый льстец увеличивает число своих тяжких преступлений. Потому что он не стоит ревностно за правду, а помогает лжи. И говорит о зле — добро, а тьму называет светом. А также ставит западню преступнику по двум причинам. Во-первых, потому что тот не раскается в своем злодеянии, а во-вторых, потому что’ назавтра повторит свою глупость, поскольку льстец-злодей хвалил его за потакание своим желаниям. Кроме того, льстец будет наказан за вред, причиненный пострадавшему, потому что оправдал нанесшего ущерб. А также он будет наказан за ложь, как сказано (Теилим 5;7): «Погубишь лжецов». И сказано (Мишлей 17; 15): «Оправдывающий злодея и обвиняющий праведника — мерзки пред Всевышним оба они». А тем более, если преступление, совершенное злодеем, известно людям. Потому что, говоря перед людьми преступнику: «Ты чист и невиновен», он бесчестит Закон и суд.
188. А чтобы не понести такую тяжкую вину, человек обязан не бояться опасности. И сказали мудрецы о царе Агриппе, который публично читал в Торе и, дойдя до стиха (Дварим 17; 15): «Не ставьте царем чужеземца, который не брат тебе», глаза его наполнились слезами [так как он был рабом]. Но ему сказали: «Ты брат наш», — и в тот же час суждено было, что [ненавистники] еврейского народа будут уничтожены, потому что льстили Агриппе (см. Сота 41). А тем более, судье не следует бояться смертного человека, как сказано (там же 1; 17): «Никого не бойтесь». И есть среди сборищ льстецов такие части, из-за которых льстец погибает и пропадает, только за лесть, как это будет разъяснено.
189. Часть вторая; льстец, который хвалит злодея перед людьми в глаза и заглазно. Он не оправдывает грабителя и не лжет о его статусе [в конкретном случае]. Но лишь говорит, что в общем-то тот хороший человек. И об этом сказано (Мишлей 28;4): «Оставляющие Тору хвалят злодея». Так как если б он Тору не оставил, то не хвалил того, кто преступает указанное в ней и нарушает заповеди ее. И хотя льстец хвалит злодея за то хорошее, что в нем есть, и заступается за него перед людьми, и говорит о его прямодушии, — это тоже болезнетворное зло. Потому что, когда он упоминает добро, а зло не упоминает, и все его преступления прикрывает, — слушающие его посчитают того праведником и станут уважать его, и он поднимется в их глазах и усилится. И мы уже прежде известили тебя, какие западни и ловушки скрываются на пути того, кто воздает почести злодеям. Поэтому неправильно говорить об их праведности, не упоминая об их злодействе и глупости, как сказано (там же 10;7): «А имя злодеев сгниет». И сказано (Ишая 57; 12): «Я провозглашу праведность твою и дела твои, но и это тебе не поможет». То есть не принесут тебе пользы твои добрые дела и не спасут тебя от зла [полагающегося тебе], когда я буду судить тебя и поставлю против них множество преступлений твоих и дел обманных. Потому что преступления твои перевешивают их. И сказали мудрецы, что тот, чьи преступления больше заслуг, записывается и подписывается на смерть. И злодеи распознаются по своей речи и поведению, как мы прежде разъяснили в разделе о страхе перед преступлением.
190. А вот праведникам мерзок преступник, как сказано (Мишлей 29;26): «Мерзок праведникам человек несправедливый». А тот, кто еще не достиг этой ступени и ему преступник не мерзок, и он не в состоянии проклинать преступника, то пусть хотя бы не благословляет его.
191. И может так случится, что человек похвалит злодея по неразумию, так как человек неразумный считает похвалу благом, будь она по правде или нет, и нечаянно он хвалит «мертвых», ибо мудрецы сказали о злодеях, что они считаются усопшими при жизни и называются мертвыми, как сказано (Коэлет 9;5): «А мертвые ничего не знают». И эта ошибка считается намеренным преступлением, потому что не можем сказать, что раб любит господина, если он любит врагов господина и приближает тех, кто отдаляется от него. И они должны были уразуметь, что это так по житейской мудрости. И сказано (Мишлей 3;35): «А презрение превозносит глупцов». И мы уже предварили разъяснение этого (п. 147).
192. Часть третья; льстец, который хвалит злодея в глаза [и наедине]. И хотя бы в том пожинает он плоды своей мудрости, что не хвалит его перед людьми, чтобы это не оказалось препоной другим людям. Но и такой льстец совершает великое преступление, так как он показывает злодею, что его поведение правильное и без шероховатостей, — а тот не раскается и не будет беспокоиться о своих преступлениях, потому что в своих глазах он праведник. А не принадлежащий к обществу праведников говорит себе, когда его хвалят: «Я знаю, что это истинно так». Как сказано (там же 11;9): «Уста лживые губят ближнего своего, а праведники спасутся разумом». То есть льстец губит ближнего устами, потому что хвалит его, а тот верит и будет упрямиться, и станет считать себя человеком почтенным, и не поймет, что душа его во тьме, а он сам попался в западню. Он возгордится и попадет в сети своей гордыни. И вот льстец уже погубил его, — погубил своими сладкоречивыми устами. «А праведники спасутся разумом», — праведники спасутся разумом своим от вредных слов льстеца. Потому что, если льстец похвалит праведника, он не возгордится из-за этого, как сказали мудрецы: «Даже если весь мир говорит о тебе, что ты праведник, — будь злодеем в глазах своих». И сказали: «Если у тебя есть друзья, которые хвалят, и друзья, которые упрекают, — люби упрекающих и ненавидь хвалящих. Потому что первые приведут тебя к вечной жизни, а последние радуют тебя своими похвалами, когда тебе нечему радоваться». И можно также объяснить, что «праведники спасут разумом» других людей, потому что не будут им льстить, а будут увещевать и указывать путь заблудшим в хаосе и бездорожье. И сказано (там же 26;28): «А уста скользкие приведут к падению». Уподобил скользкие уста скользкой дороге и сказал, что так же, как человек поскользнется и упадет на скользкой дороге, как сказано (Теилим 35;5): «Да будут они, как солома под ветром, и посланец Всевышнего да повалит их. Да будет путь их темен и скользок», — так же и человек поскользнется и упадет на пути скользких, то есть льстивых уст. И о том, что мы разъяснили, говорил Давид (там же 12;4): «Истребит Всевышний все уста скользкие, язык злословящий». Он проклял скользкие и сладкоречивые уста, — потому что из-за них гибнут люди. И язык суровый, что есть противоположность языку скользкому, то есть злословие.
А есть среди льстецов и такие, кто намеренно льстит тем, кто властвует силой, чтобы уважали и превозносили их. И сказали мудрецы: «Тот, кто льстит другому ради почестей, расстанется с ним в позоре».
193. И часть четвертая; тот, кто дружит со злодеями. Мало того, что такой не удаляет злодея и не увещевает его жезлом своих уст, — он приближает к себе злодея как друга. И сказано (Диврей а-ямим II 20;37): «В тот день, когда ты объединился с Ахазом, Всевышний разрушил дела твои». А праведникам отвратителен злодей, как сказано (Теилим 15;4): «Презрен он в глазах его и отвратителен». И сказали мудрецы: «Грач объединился с вороном, потому что они одного вида». И сказали: «Любая птица живет вместе со своим видом, а человек с похожими на него». И сказали: «Нельзя смотреть на лицо злодея, как сказано (Млахим II 3;4): “Если бы я не почитал Иеошафата, царя Иудеи, то и не посмотрел бы на тебя и не взглянул бы на тебя”». И сказали, что тот, кто смотрит на лицо злодея, слепнет к старости, как сказано (Берешит 27; 1): «И было, когда постарел Ицхак, глаза его ослепли». Потому что он смотрел на лицо Эйсава, хотя и не знал о его проделках, поскольку Эйсав скрывал свои поступки, как сказано (Ишая 29; 15): «И были дела их во тьме». И мы уже тебе понятно разъяснили, что тот, кто объединяется со злодеем, идет по смертоносному пути.
194. Часть пятая; тот, кому люди верят и на чьи слова полагаются. А он превозносит какого-нибудь человека или своего родственника-заступника из любви к нему. И говорит, что это мудрый человек, а на самом деле, это — сын неразумный. И окажется он препоной и камнем преткновения, потому что люди станут полагаться на его указания. И по его слову будет решаться каждое судебное дело. А он искривит суд и разрушит мир.
А также, если скажет о ком-либо, что тот — человек верный, не зная, так ли это на самом деле. И слышавший это поручит такому свой дом и все свое имущество, а тот впоследствии будет все отрицать, говоря поручителю: «Я тебя сроду не видывал».
И сказали мудрецы: «Тот, кто назначает недостойного судью, как бы сажает дерево-идол (ашера). А если такое назначение было вместо мудреца, — то, как бы посадил его около жертвенника [в самом Храме]». И о том, кто ставит во главу человека, недостойного указывать [алахические указания], сказано (Хавакук 2; 19): «Горе тому, кто говорит дереву — “Пробудись!”, камню безмолвному — “Встань!” Он ли научит? Вот он покрыт золотом и серебром, и нет в нем никакого духа». И Всевышний еще накажет тех, кто его назначил, как сказано (там же): «А Всевышний в Храме святом Своем из-за этого уничтожит всю землю».
195. Часть шестая; тот, кто может увещевать, а не увещевает, и нет в его устах упреков, и на преступные деяния он не смотрит и не наблюдает. И не становится для грешников человеком упрекающим. А нам заповедано выжечь зло из среды нашего народа, как сказано (Дварим 13;6): «И выжги зло из среды своей». И сказали мудрецы: «Тот, кто может упреками изменить своих домашних, а не упрекает, получает наказание за своих домашних. Может изменить жителей своего города, а не упрекает, — получает наказание за жителей своего города. Может изменить весь мир, а не упрекает, — получает наказание за весь мир». И сказано (Ваикра 26;37): «И споткнутся друг о друга». Объяснили это мудрецы: «Каждый из-за преступления другого». И сказали: «Все евреи — поручители друг за друга».
196. Часть седьмая; тот, кто видит, что его земляки — люди жестоковыйные, и говорит себе: «Возможно, они не послушаются меня, если я буду говорить прямо и наполню уста свои упреками», — и поэтому смолчит. И вот он понесет наказание за то, что и не попробовал упрекать и предостерегать. А если он постарается пробудить их дух, — вдруг они очнутся от сна своей глупости, и ошибки их не останутся у них. И сказали мудрецы о том, что написано (Иехезкель 9;4): «И поставь знак на лбу людей, которые вздыхают и скорбят о мерзостях», — сказала судебная сторона (мидат а-дин), что хотя эти люди полностью праведны и исполняют Закон, им следовало протестовать, а они не протестовали. Сказал Всевышний — открыто и известно предо Мною, что если бы они упрекали, их бы не послушались. Сказала судебная сторона: «Владыка мира, пред Тобой это открыто, а они же не знали, послушаются их или нет». И потом Всевышний велел (там же 9;6): «И начните с посвященных Мне», — и это священные праведники, потому что они были наказаны за то, что не протестовали.
И сказано (Ваикра 19; 17): «Увещевай ближнего своего и не понесешь наказания за него». А если это открыто всем, ясно и проверено, и исследовано, что преступник ненавидит увещевания и не подчиняется тем, кто указывает ему, а тех, кто учит его, не слушает, — об этом сказано (Мишлей 9;8): «Не обличай насмешника, ибо он возненавидит тебя». И сказали, что так же важно сказать то, что выслушают, как не говорить того, чего слушать не будут. И сказали, что лучше пусть совершают преступления по ошибке, чем преднамеренно [См. Бейца 30а].
197. Часть восьмая; человек, который слушает злословящих и сквернословов или сидит среди тех, кто насмехается и глумится над Законом и заповедями. Он знает, что они подобны колючкам и упрямы и не послушаются, если он будет их обличать, — и если он промолчит, то будет наказан за то, что не ответил глупцам на их глупости. Чтобы они не сказали, что он им подобен и согласился с ними.
Но он обязан ответить им и прикрикнуть на них, дабы возвеличить Закон и заповеди, которые они позорят и над которыми смеются. А также следует ревниво относиться к чести чистого праведника, о котором они судачат.
198. И это одна из причин, по которым человек обязан оставить общество злодеев, ибо он будет наказан за то, что слышал их злые слова и не ответил на них. Это разъяснено в словах Шломо (там же 24; 1): «Не завидуй злым людям и не желай быть с ними. Ибо о грабеже помышляет сердце их и о злом говорят уста их». То есть потому, что ты будешь наказан за их преступления, так как постоянно слушаешь их речи и молчишь.
199. Часть девятая; тот, кто оказывает почести злодеям ради мира. Хотя такой и не говорит доброго о злодее и не ведет себя уважительно по отношению к нему, таким образом, чтобы люди подумали, что он уважает злодея. И он ведет себя внешне уважительно, как относятся к людям богатым, надеясь получить выгоду, поскольку они преуспели, а не из-за их значимости. Но несмотря ни на что в этом заключается преступление и вина, так как если разрешено оказывать почести богачам, иначе обстоит дело со злодеями, как сказано (Иов 40; 11): «Излей ярость гнева твоего, воззри на всякого гордеца и унизь его. Воззри на всех гордых и смири их, и придави нечестивых к местам их».
Но это разрешено, если человек беспокоится, как бы не вышло вреда и ущерба от имеющего власть злодея в час его удачи, а победить его невозможно и нет сил сдвинуть его с места. Поэтому разрешено оказывать ему почести так, как люди оказывают почести тем, у кого есть сила, вставая перед ними из страха и ужаса и тому подобное. Но пусть не хвалит его и людям не говорит хорошо о нем. И так, сказали мудрецы, можно льстить злодеям в этом мире.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.