Из цикла «Если хочешь жить достойно», темы: Матот, Масей, Убийство, Зелиг Плискин, Упрек, Город-убежище, Лесть
БОГ СКАЗАЛ МОШЕ: ОТОМСТИ НЕПРЕМЕННО МИДЬЯНИТЯНАМ ЗА СЫНОВЕЙ ИЗРАИЛЯ (Бемидбар, 31:1,2)
Бог сказал, чтобы Моше отомстил за гибель 24 000 Сынов Израиля, пораженных мором за грех с мидьянитянками. Отсюда вывод: кто толкнул другого человека на грех, понесет ответственность за его наказание (Ор йохэйл).
МОШЕ ПОСЛАЛ В ВОЙСКО ПО ТЫСЯЧЕ ОТ КАЖДОГО КОЛЕНА И ПИНХАСА, СЫНА ЭЛЬАЗАРАСВЯЩЕННИКА, И ДАЛ ЕМУ В РУКУ СВЯЩЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ И ПРИЗЫВНЫЕ ТРУБЫ (Бемидбар, 31:6)
Но в сражении с мидьянитянами Моше не участвовал. В стихе первом и втором мы читали, что Всевышний повелел ему отомстить им, почему же он не вышел, чтобы с ними сразиться? Мидраш объясняет, что после бегства из Египта он жил среди этого народа у своего тестя Итро, пока не явился ему Бог в горящем кусте и не повелел снова вернуться в Египет. Поэтому он был обязан испытывать к ним благодарность (Даат зкеним).
Пока Моше жил среди них, жители Мидии ничего не делали, чтобы ему помочь, и теперь Творец решил их наказать. Тем не менее, он из благодарности не присоединился к сражению против них.
Не сердитесь, делая замечание за плохое поведение
СЫНЫ ГАДА И РЕУВЕНА ПРИШЛИ И ГОВОРИЛИ МОШЕ, ЭЛЬАЗАРУ-СВЯЩЕННИКУ И КНЯЗЬЯМ ОБЩИНЫ И СКАЗАЛИ… (Бемидбар, 32:2)
Колена Реувена и Гада просили у Моше разрешения поселиться на восточном берегу Иордана. Он долго возражал, считая их просьбу проявлением бунта (там, 6—15). Говорил, что Бог повелел сынам Израиля войти в Эрец Исраэль, и когда остальные увидят, что эти колена туда не идут, то и они не захотят идти ради обретения там своего наследия. Терпеливо выслушав порицание Моше, люди колена Реувена и Гада сказали (там, 16—19), что не собираются отказываться от обязанности завоевывать Землю Израиля, пойдут во главе народа и не вернутся в Заиорданье, пока не завоюют землю для всего народа. Хотя их намерения были достойны уважения, пока их ругал Моше, они не отвечали. Человек должен ценить возможность выслушать порицание.
НАЗНАЧЬТЕ ДЛЯ СЕБЯ ГОРОДА, ГОРОДАМИ УБЕЖИЩА ОНИ БУДУТ ДЛЯ ВАС; И УБЕЖИТ ТУДА УБИЙЦА, КОТОРЫЙ СЛУЧАЙНО УБИЛ ЧЕЛОВЕКА (Бемидбар, 35:11)
Тора говорит, что тот, кто убил неумышленно, должен скрыться от кровной мести в одном из шести городов-убежищ в Эрец Исраэль, выделенных для этой цели. Книга Хинух объясняет, что это наказание — поскольку жизнь в изгнании подобна смерти. Хотя он совершил убийство случайно, он должен расплатиться за небрежность, которая стоила человеку жизни. Надо быть очень осторожными, чтобы не вызвать чьей-либо смерти. Сегодня, например, это касается каждого, кто ведет машину. Нужно полностью сосредоточиться — малейшая ошибка может привести к гибели людей. Если вы расстроены или устали, лучше не садитесь за руль.
НЕ ОСКВЕРНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ, В КОТОРУЮ ВХОДИТЕ (Бемидбар, 35:33)
Согласно Сифре, этот стих запрещает льстить негодяям — ханифут. Такая лесть — серьезное преступление. Рабейну Йона подробно рассматривает это в книге Шаарей тшува. Вот некоторые важные моменты из его сочинения:
Запрещено льстить, чтобы извлечь из этого пользу (Орхот цадиким). Плохо неискренне льстить, но необходимо хвалить людей ради их блага. Последний рош ешива «Тельшяй», раби Хаим Мордехай Кац, говорил, что похвала дает возможность ощутить человеку его скрытые достоинства и помогает реализовать лучшие качества. В Талмуде (Эрувин) сказано, что в присутствии человека следует говорить только часть похвалы. Излишняя похвала создает впечатление неискренней лести (Раши), а искренний комплимент — большой хесед.
С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»