Из цикла «Врата раскаяния», темы: Рабейну Йона, Раскаяние
Объяснение понятия «сборище лгунов». Положение об этих сборищах делится на девять частей.
178. Часть первая; обманщик, который оставил Тору и причиняет вред и ущерб своими словами, как тот, кто отрицает, что ему дали заклад на хранение или [тот, кто отказывается уплатить] долг или [заработную плату] наемнику, как сказано (Ваикра 19; 11): «Не лгите и не обманывайте друг друга». А также тот, кто лжесвидетельствует. И сказано (Шмот 20; 13): «Не лжесвидетельствуй». В эту часть входят все обманы и мошенничества в торговле и в компаньонстве. И сказано (Ваикра 25; 14): «Не обманывайте друг друга». И сказано (Теилим 55;12): «И не сходит с площади города обман и ложь». Такой называется «человек лжи» и негодяй. Он несет тяжкий грех среди сборищ злодеев, как мы уведомили в разделе о страхе преступления. А отличительным свойством такого обманщика является то, что он подмигивает и шевелит пальцами, как будто что-то давит или катает между пальцами, как сказано (Мишлей 6; 12-13): «Человек негодный, человек лживый <…> подмигивает <…> делает знаки пальцами».
179. Часть вторая; это такие, кто лжет, но от самой лжи нет вреда и убытка никому. Но существует возможность, что это окажется причиной вреда и зла. Например, как тот, кто обманывает другого и заставляет поверить, что он любит его и является его верным другом. Этим он хочет добиться, чтобы тот положился на него, и тем войти в доверие, а тогда ему можно будет причинить зло. Как сказано (Ирмия 9;7): «Устами своими мирно говорят с ближним своим, а в сердце своем готовят ему засаду». И сказано далее: «За это ли не накажу Я их, — говорит Всевышний, — и такому ли народу не отомщу Я?».
Эти две категории получают наказание за ложь и за вред, который во лжи содержится. Потому что ложь, кроме содержащегося в ней вреда, сама по себе мерзка пред Всевышним, как сказано (Мишлей 12;22): «Мерзки пред Всевышним уста лживые». И сказано (там же 6; 16): «Вот шесть, что ненавидит Всевышний, <…> глаза высокомерные, язык лживый»; и сказано (там же 8; 13): «И лживые уста ненавижу Я». И сказано (Иов 15; 16): «Мерзок и грязен человек, пьющий несправедливость [ложь], как воду».
180. Часть третья; кто хитрит и обманывает, чтобы лишить кого-либо выгоды и забрать ее себе. Он не отнимает у человека принадлежащую ему вещь и не заставляет его продать ее, — но он зарится на то, что другой человек, возможно, заработает, и старается обманом забрать все себе. Или обманом приводит к тому, чтобы дали ему отступные. И в основном, наказание следует за ложь. Но наказание за ложь усиливается, если эта ложь причиняет вред другим людям. Хотя, в основном, наказание не за вред, потому что лжец не повредил ничего, принадлежащего другому.
Сказали мудрецы, что обманщик, обманывая, как бы поклоняется идолам, как сказано (Берешит 27; 12): «Вдруг отец мой ощупает меня, и я буду в его глазах обманщиком». И сказано об идолопоклонстве (Ирмия 10; 15): «Они — тщета, плод заблуждения». И так выразились мудрецы, — «как будто поклоняются идолам». Они привели этот пример, потому что обманщик и идолопоклонник сходны в том, что оба прикрываются ложью и обращаются за помощью к обману.
181. Часть четвертая; тот, кто лжет и, рассказывая о том, что слышал, умышленно искажает правду. Нет ему никакой выгоды от этой лжи, и нет никакого вреда другим людям. А поступает он так из любви ко лжи. Иногда же просто выдумывает всю историю. Наказание такому человеку легче, поскольку никому нет вреда от его лжи и глупости. Но наказание ему все же очень велико за его наглость и любовь ко лжи, и преступление его тяжко, ибо он любит ложь без пользы и смысла. И сказал Шломо (Мишлей 6; 19): «Лжесвидетель, испускающий ложь». Это значит, что если ты видишь человека, испускающего ложь в разговоре и в своих рассказах, — знай, что это свойство приведет его к ложному свидетельству на брата своего и клевете на него, потому что он полюбил ложь.
Эта часть дозволена, дабы исполнить заповеди и ради миротворчества и желания добра, и сказали, что можно расхваливать невесту перед женихом и говорить, что она красива и мила, хотя это и не совсем так. И сказали, что можно говорить неправду ради мира, как сказано (Берешит 50; 16): «Отец твой завещал перед смертью своей, говоря: так скажите Йосефу: прости, молю, вину братьев твоих».
А есть люди, которые нечаянно меняют некоторые подробности, о которых слышали, потому что не приложили усилий выяснить точно в тот час, когда услышали. Это тоже дурное свойство. И сказал Шломо (Мишлей 21;28): «Человек слушающий будет говорить всегда». То есть прилагающий усилия, чтобы точно услышать и выслушать досконально то, что ему рассказывают, чтобы затем правильно пересказать и чтобы нечаянно не соврать, — он будет говорить всегда, потому что людям нравится слушать его, и они никогда не скажут ему «перестань!».
182. Часть пятая; тот, кто говорит, что сделает одолжение или даст подарок. И в то же время говорит себе: «не дам!». И сказано (Теилим 34; 14): «Стереги язык свой от зла и уста свои от лживых слов». И объяснили мудрецы: это значит, что не следует говорить устами одно, а в сердце своем другое. И еще сказали: «Если человек пообещал, но не исполнил, — невозможно назвать его неверным, кроме того случая, когда он говорит одно, а думает другое».
183. Часть шестая; тот, кто обещает сделать одолжение, а потом отказывается от своих слов. Ибо, пообещав, он обнадежил человека, — в таком случае не следует нарушать обещание, потому что это похоже на обман. Такой подобен нарушающему союз, как сказано (Цфания 3; 13): «Оставшиеся из Исраэля не сделают несправедливости, и не солгут, и не будут обманывать». А также тот, кто, не произнося ничего подобного обещанию, обещает другому подарить небольшой подарок. И сказали мудрецы, что в этом состоит неверность, потому что тот, кому обещано, уверен в этом и полагается на обещавшего, поскольку обещан-то подарок небольшой.
А если тот, — кому обещано, бедняк, хотя подарок — большая сумма, не исполнить обещание — великое зло, потому что этими словами он принял на себя обет. И сказано (Бамидбар 30;3): «Не нарушай слова своего».
А также тот, кто похвалится перед обществом, что даст кому-либо подарок; тем самым он хвалится своей щедростью, — это как обещание, и не следует отказываться от своих слов после того, как уже получил почести и хвалился этим. Как сказано (Мишлей 25; 14): «Тучи и ветер, а дождя нет — человек, который хвастается, что подарит, и не дает». Появляются признаки дождя, а дождя нет, и люди сожалеют. Так же обстоит дело с человеком, который хвалится что подарит, но не дает. То, что он этим хвалится, и есть признаки подарка. И тот, кому подарок был обещан, сожалеет, что его надежды не сбылись.
184. Часть седьмая; тот, кто вводит другого в заблуждение, говоря, что оказал ему благо или хорошо говорил о нем, но не делал этого. Сказали мудрецы, что нельзя «красть чужое мнение». И вот мудрецы полагают, что это преступление серьезнее, чем грабеж, поскольку лживые уста во многом виновны. И мы обязаны следовать истине, потому что это одна из основ души.
185. Часть восьмая; тот, кто хвалится достоинствами, которых у него нет. Сказал Шломо (Мишлей 17;7): «Неприличны презренному лишние речи, тем более щедрому — язык лживый». То есть презренному (наваль) не следует гордиться и превозносить себя достоинствами своего происхождения [а речь идет именно об этом, потому что выше сказано (там же 17;6): «А слава детей — отцы их»]. А также не следует щедрому хвалиться и говорить, что я, мол, сделал и потратил, и раздал, — если так не поступал. И мерзко так поступать любому человеку, а тем более щедрому. Этим он принижает прежде совершенные щедрые поступки. Потому что хвалился тем, что не совершил. А это свидетельствует, что, когда был щедр, думал только о почете и славе. И сказали мудрецы: «Чествуют знающего два трактата [масехет], а он на самом деле знает только один, — он должен сказать, что знает только один трактат». Тем более, нельзя обманывать и хвалиться, говоря, я знаю больше, чем два трактата.
186. Часть девятая; те, кто не выдумывает, когда рассказывает о том, что слышал, или о том, что произошло. Но они меняют некоторые детали дела. Это никому не вредит, но они немного наслаждаются своей ложью, хотя не имеют от этого никакой выгоды. И сказали мудрецы, что и это запрещено, как сказано (Ирмия 9;4): «Научили язык свой лгать». Но наказание им не такое, как тем, кто лжет попусту, о которых шла речь в четвертой части.
Все это составные части сборища лгунов. Таким образом, мы изложили тебе основы, узнав которые станешь ты человеком правдивым, и знай же, что это основы души.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»