Из цикла «Знание веры», темы: Провидение, Ахароним, Ришоним, Рамбам, Рамбан, Вера и упование, Вера, Эмуна, Рав Эуд Авицедек, Комментарии
Рамбан:
«Ибо знание Всевышнего, которое есть Его провидение в нижнем мире, направлено на то, чтобы сохранять виды, и люди тоже подвержены в нем случайности, пока не придет час, когда вспомнят о них; но на благочестивых Своих обратит сердце, чтобы знать их индивидуально, чтобы Его охранение было на них постоянно, и не отходило знание и память от него никак, подобно сказанному: “не отлучит от праведника глаза Свои” (Иов 36:7), и об этом есть множество стихов Писания, как написано (Псалмы 33:18): “Вот, глаз Господа — к боящимся Его” и т.п.»
Рамбан следует мнению Рамбама, что не ко всем людям относится индивидуальное провидение. Это требует объяснения, ведь несомненно, что Всевышний надзирает над всеми деяниями людей во всех деталях, для воздаяния им, и в этом — основная суть обсуждаемой нами основы веры. Нужно понять высказывание «и люди тоже подвержены в нем случайности, пока не придет час, когда вспомнят о них». Это будет объяснено далее.
«Иов сначала думал, что вследствие ничтожности человека в глазах Всевышнего Он помещает его под власть случая… Он рассматривал человека так, как мы рассматриваем муравьев, насекомых или животных — что нет над ними высшего провидения, но только для поддержания существования данного вида» (Рамбан, Врата воздаяния). Здесь Рамбан также следует мнению Рамбама, что надзор над животными есть надзор над видом.
И так писал Рамбан в своем комментарии к книге Иова: «Нет в Торе или в пророках, чтобы Бог надзирал и хранил особи бессловесных животных; но хранит виды в числе небес и их воинства» (36:7). И добавляет там: «И по этой причине Он хранит праведников, ибо как их сердце и глаза всегда с Ним, так очи Господа на них… ибо полный праведник всегда будет охраняем от всех случайностей времени… а далекий от Бога в своих мыслях и действиях будет изгнан и оставлен случайностям».
Сефер аХинух:
«А мы, последователи истинной веры, как я слышал — относим провидение Всевышнего на все виды животных в общем, то есть чтобы каждый вид из сотворенных в мире существовал всегда и не был истреблен полностью, ибо провидение Всевышнего обеспечивает существование всякого объекта. А по поводу человеческого рода мы верим, что провидение Всевышнего относится к каждому индивидуально, и Он учитывает все деяния людей. Такое понимание мы унаследовали от великих учителей, и многие стихи Писания подтверждают это» (Заповедь 169).
Рабейну Бехайе дает определение принципа:
Он также следует пути Рамбама, и кратко определяет ключ к пониманию вопроса — два принципа в подходе Рамбама. Вот что он пишет (Берешит 18:19):
«Ты должен уразуметь, что надзор над родом человеческим в низменном мире — общий и индивидуальный, и об этом напрямую говорит стих: “Велик Ты в совете и могуч в деянии, очи Твои открыты на все пути сынов человеческих, дабы воздать каждому по путям его и по плодам деянии его”. А относительно остальных живых существ надзор общий, а не индивидуальный, он имеет целью только поддержание существования данного вида.
А индивидуальное провидение по отношению к роду человеческому подразделяется на две части: надзор над ним, чтобы знать все детали его действий и мыслей, и надзор над ним, чтобы охранять его и спасать от случайностей. Надзор, направленный на знание всех деталей действий человека, относится к любому человеку, еврею или нееврею, как написано (Псалмы 33): “Создающий вместе их сердца, понимающий все их деяния” — это провидение, следующее из Суда.
Надзор над человеком, чтобы охранять его и спасать от случайностей, относится не к каждому человеку, и не к каждому еврею, но только к праведникам. Всевышний спасает праведников от случаев, которым подвержены другие люди, и не оставляет благочестивых Своих и не спускает с них глаз, но Его провидение постоянно сопровождает праведника, не отходит от него» — это провидение, следующее из разума.
Мы удостоились узнать: в индивидуальном провидении имеются два аспекта: 1. для цели воздаяния, что, конечно, относится только к человеку, обладателю свободы выбора. 2. для того, чтобы возвысить человека сверхъестественным, чудесным управлением, которое Всевышний задействует только по отношению к праведникам. Очевидно, что оба аспекта не могут относиться к другим живым существам, и для них провидение ставит своей целью только поддержание существования данного вида.
Это то же самое, что сказал Рамбам: «Божественное провидение… следует за Судом», речь идет о первом аспекте, провидении, в одинаковой степени относящемуся ко всем людям.
«…и не будет Божественное провидение надо всеми людьми одинаково, но прямо пропорционально их человеческому совершенству…» — это второй аспект, провидение, относящееся к праведникам и имеющее целью превознести их над случайностями. Мы видим, что Учителя раннего средневековья и каббалисты следуют за мнением Рамбама.
Мы уже подчеркнули выше: несомненно, знание Всевышнего распространяется на все существующее; несомненно, Он оживляет всё объекты мира каждое мгновение и производит их из ничего. Мы говорим об индивидуальном провидении, о двух вышеупомянутых аспектах, они по самой своей сути относятся только к человеку.
Общее провидение — это провидение природы, воля Всевышнего о постоянном существовании природы. Это установленное управление в мироздании, исполнение постоянной воли Всевышнего, с Шести дней творения. Это провидение над всеми созданиями, не обладающими сознанием и свободой выбора, и соответственно не приобщающимися ко Всевышнему, ведь индивидуальное провидение зависит от этого приобщения.
А относительно провидения по отношению к людям: несомненно, Всевышний детально надзирает над всеми людьми в целях воздаяния (это первый аспект у рабейну Бехайе), но второй аспект, провидение, поднимающее человека выше законов природы, относится только к праведникам.
Именно это имел в виду Рамбан, цитату из которого мы приводили выше: «люди тоже подвержены в нем случайности, пока не придет час, когда вспомнят о них». «Случайностям» — это управление природы, относящееся ко всем людям, находящимся под властью законов судьбы; «пока не придет час, когда вспомнят о них» — это суд над их деяниями, которые были детально надзираемы для того, чтобы дать каждому справедливое воздаяние. Это индивидуальное провидение, приложенное к Суду, и объемлющее всех людей. Поразмыслите над этим хорошенько.
Не будем цитировать их слова, лишь упомянем, что рав Хисдай, Бааль аИкарим, и Сфорно в своем комментарии на Тору, шли по пути Рамбама, не отступая от него ни на шаг. Мы также находим, что некоторые каббалисты последних поколений также считали так:
Раби Моше Кордоверо и Шомер Эмуним аКадмон:
Шомер Эмуним приводит слова раби Моше Кордоверо в его книге Элима, и перечисляет десять уровней Провидения. Приведем цитату из его слов, относящуюся к нашей теме:
«1. Первый тип провидения — это всеобъемлющее провидение, относящееся ко всем видам сотворенных объектов этого мира, которые не получают ни награды, ни наказания. Есть три рода таких объектов: животные, растения, неживая природа. Каждый из них делится на множество видов, как известно. Провидение над ними осуществляется через духовные сущности (ангелов-покровителей), назначенных над каждым из видов, как сказали Мудрецы: “Нет ни одной травинки на земле, над которой не было бы духовной сущности наверху, которая бьет по нее и говорит ей: ‘Расти!’” Эти ангелы получают свыше благодать для своего управления через их служение, при котором они воспевают Творца, как написано в Псалмах: “Восхваляйте Г-спода с небес, восхваляйте Его в высях…” В этом и заключается тайна “Собрания Песен” (Перек Шира), которые произносят ангелы всех творений. И через это каждый из них получает свою порцию благодати, чтобы передать ее всему тому виду, над которым он назначен. Но что касается личного провидения, например, выживет этот бык или умрет, спасется муравей или будет раздавлен, съест ли паук муху и т.п. — нет силы у высшего ангела данного вида надзирать над этим, и нет персонального надзора над животными, а тем более над растениями и неживой природой, поскольку цель, для которой они были сотворены, достигается существованием вида в целом, и нет нужды в надзоре над каждым индивидуумом. Поэтому все, что происходит с каждым отдельным представителем видов, совершенно случайно, а не постановлено свыше, за исключением случая, когда из этого есть следствие для провидения над человеком, как мы вскоре увидим.
2. Второй тип провидения — это надзор над родом человеческим, над каждым представителем которого есть персональное провидение и надзор свыше во всех деталях.
Как написано: “Я, Г-сподь, проникаю сердце, испытую почки, чтобы воздать каждому по поступкам его, по плодам деяний его”, и написано: “Ибо глаза Его (взирают) на пути человека, и видит Он все шаги его”, а царь Давид сказал: “Ты знаешь, (когда) сяду я и встану”. А мудрецы Талмуда сказали: “Человек и пальцем не пошевелит внизу, если не возвестят об этом наверху”. И еще сказали, что даже если человек огорчился из-за того, что вынул две монеты из кармана вместо одной, и теперь нужно возвратить одну обратно, это не случайно, а по воле Всевышнего. И по этой причине может существовать индивидуальное провидение над животными, растениями и объектами неживой природы — не для них самих, а ради человека. Например, если человек вышел в поле на охоту или к морю на рыбалку, над ним есть провидение свыше, которое устанавливает, сколько рыб он вытащит своей сетью. И не то чтобы Всевышний приговорил данным рыбам жить или умереть, но из-за того, что есть надзор над человеком, сколько пропитания он получит, будет ли его с излишком или ограниченное количество, получит ли его без усилий или напрягаясь. Точно так же не приговорил Всевышний данной птице или животному быть пойманным человеком, но постановил данному человеку пропитание и приготовил ему добычу — оленя или барана. И даже по поводу конкретных усилий по добыче — будет ли это легко или трудно, поймается ли олень сразу же или придется бежать за ним тысячу шагов или тысячу пять — на все есть провидение и надзор свыше. Ведь даже бежать за оленем — тягота для человека, а на человека распространяется надзор во всех его деталях, даже самых мелких.
Точно так же провидение распространяется на домашних животных человека, например, поправится ли его бык или похудеет… И все это не в качестве надзора за самым быком,
а ради его хозяина: будет ли его бык стоить одну монету или две. Или, к примеру, родит ли его овца двух ягнят или одного молочного ягненка, выйдет ли его курица в поле и там растерзает ее филин — все это будет надзор не за самой курицей, но над человеком — положено ли ему претерпеть огорчения такого рода или благословения и успех. Точно так же индивидуальное провидение может относиться к растениям, принадлежащим человеку, — даст ли его оливковое дерево много плодов или мало, принесет ли его поле урожай или его пожрет саранча, — все зависит от заслуг и грехов человека. Так же и с неживыми предметами: разобьется ли горшок, треснет ли бочка, пустая или полная — надо всем есть индивидуальный надзор свыше для того, чтобы принести данному человеку пользу или причинить полагающийся ему ущерб. Таким образом индивидуальное провидение может относиться ко всей реальности и к любому объекту: на одно поле попадет дождь, а на соседнее — нет, одно дерево плодоносит, а второе сохнет — все зависит от человека и для человека».
«Все зависит от человека и для человека» — эти слова призваны объяснить высказывания Мудрецов, из которых, на первый взгляд, следует, что индивидуальное провидение относится и к другим сотворенным объектам, а не только к человеку. Например, известный мидраш об истории с раби Шимоном бар Йохаем и его сыном: «раби Шимоном бар Йохай и его сын скрывались в пещере тринадцать лет… По окончании тринадцати лет вышли и встали на пороге пещеры. Увидели охотника, держащего лук со стрелами. Он охотился на птиц. Каждый раз, когда они слышали Голос с Небес: “Свободна! Свободна!”, — охотник не мог поймать птицу. А когда слышали: “На смерть!”, — то попадала птица в руки охотника… Сказал Рабби Шимон: “Видишь, сын мой, без провозглашения с Небес, даже птица не попадает в руки охотника. [Тем более, человек]”». (Берешит Раба 79).
Из этого мидраша некоторые Учителя приводили доказательства, что существует индивидуальное провидение также и по отношению к животным. Но как объяснил раби Моше Кордоверо, отсюда нет никакого доказательства, поскольку иногда может быть индивидуальное провидение по отношению к животным, если будет из этого следствие для человека. А ведь в данном случае провидение относилось к охотнику. Надзор над всеми объектами мира, кроме человека, состоит из двух этих аспектов: 1. Общее провидение для поддержания существования данного вида. 2. Если объект имеет отношение к проблемам человека, над ним устанавливается индивидуальный надзор.
Рамхаль:
«Господин, благословен Он, постоянно надзирает над Своими созданиями, поддерживает их существование и управляет ими согласно цели, для которой сотворил их. Человек уникален тем, что есть у него награда и наказание в соответствии с его деяниями. Поэтому и надзор над ним отличается от надзора над другими видами. Надзор над другими видами — только для поддержания существования данного вида, соответственно законам и границам, которые пожелал Всевышний. Поэтому надзор над каждым представителем вида происходит только относительно влияния этого индивидуума на вид в целом, но не относительно этого индивидуума как такового. Ведь значение индивидуумов — только в целостности всего вида. Но по отношению к человеческому роду это не так. Кроме надзора над каждым человеком соответственно значению его для человеческой расы в целом, над ним ведётся и индивидуальное наблюдение. Его деяния судятся в отдельности, и, согласно всем деталям его положения, также в отдельности издаются постановления». (Основы).
А в книге «Путь Творца» Рамхаль объясняет причину, по которой именно к человеку относится особое провидение:
«Однако поскольку род человеческий отличен от всех других видов тем, что ему дан выбор и возможность приобретения совершенства или ущербности, и в этом аспекте он — активный и воздействующий, а не воздействуемый, поэтому и надзор над человеком обязан отличаться от надзора над другими видами, ведь необходимо надзирать и надсматривать над деталями его действий, воздавать ему согласно его путям и плоду его действий. Получается, что надзору подвергаются все его действия и их порождения, и после этого, в свою очередь, надзирается над ним соответственно порождениям каждого из данных действий и воздается мера за меру, как мы упомянули раньше.
По отношению к любым другим видам, кроме человека, это не так. Ибо представители других видов не действуют сами, но получают воздействия. Они существуют только для того, чтобы поддерживать существование данного вида в целом, согласно тому, что заложено в его духовных корнях. Провидение будет поддерживать существование данного корня и его ответвлений согласно природе и закону этого корня. Но над человеческим родом, представители которого активны и воздействуют, как мы упомянули, необходим индивидуальный надзор согласно тому, что повлекут их деяния, не более и не менее». (ч.2, гл.1).
Надзор над общим воздействием духовных миров на низшие — есть часть законов природы, установленных Творцом. Он управляет этим надзором через назначенные духовные силы. Но человек, сотворенный по подобию Бога, выбирает и воздействует своими деяниями на свое состояние и состояние всего мироздания. Все эти вопросы — выше системы природы, и надзор над ними индивидуален, производится Самим Творцом, ведь они связаны с целью Творения.
В пророческих видениях, как объясняет Рамхаль, общее провидение будет выглядеть как круг, что указывает на равномерность всеобъемлющего надзора надо всем, а индивидуальное провидение выглядит как прямая линия, и эти прямые линии разделяются на правые, левые и средние, указывая на Суд, детально и индивидуально взвешиваемый на весах справедливости.
«Например, форма объемлющей окружности, у которой нет ни правой стороны, ни левой, ни начала, ни конца, указывает на одно общее провидение, охватывающее каждое наблюдаемое явление одинаково. Прямая форма, обладающая разделением на правую и левую сторону и середину, имеющая голову [верх, начало] и ноги [низ, конец], указывает на ступенчатое, направленное провидение, идущее от верхнего к нижнему, располагающее все наблюдаемое в иерархии; так же и отдельные элементы будут находиться одни справа, другие слева. Объяснение этому таково: наш низменный мир находится под влиянием общего провидения для его существования по воле Всевышнего, и с точки зрения этого существования нет разницы между разными видами и разными людьми, и одинаково необходимо существование космоса и крошечного комара. Выходит, что Б-жественное провидение охватывает все созданное, не делая различий, и провидение как будто “несет” их всех, и все они поддерживаются его силой. Однако провидение правосудия, которое связано со служением, — это провидение, разделяющееся на множество частных деталей, поскольку Милосердный, благословен Он, взвешивает каждую вещь на весах справедливости, как ко благу, так и к злу, всякую вещь саму по себе, с конкретной причиной, соответствующей ее сути» (Даат Твунот, 190). Такое провидение относится только к человеку, обладателю свободы выбора.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»