Из цикла «Знание веры», темы: Вера и упование, Вера, Эмуна, Богобоязненность, Рав Эуд Авицедек
«Божественное провидение в этом нижнем мире — только относительно индивидуумов человека, и только для людей всё, хорошее и плохое, происходит по суду, как сказано “…ибо все пути Его — суд”. Но относительно других живых существ, а тем более растений и т.п., я не верю, чтобы данный лист упал по воле провидения, или что данный паук съел данную муху по приговору Бога и Его личной воле сейчас… но все это, как я считаю — совершенно случайно. Но Божественное провидение, по моему мнению и по тому, что я наблюдаю, следует за Божественной благодатью — и вид, к которому нисходит эта благодать, связанная с разумом… — к нему присоединяется Божественное провидение и отмеряет все его деяния в соответствии с наградой и наказанием… И если потонул корабль и все, что в нем, или упала крыша на тех, кто был в доме — не было это случайно, но по воле Бога — по закону и суду, которых нам не постичь» (Море Невухим, 3, гл. 17).
Здесь Рамбам определяет свой подход в вопросе Провидения, и его разделяет абсолютное большинство мудрецов Израиля, включая многих каббалистов. Его суть: индивидуальное провидение относится только к человеку, обладателю разума и свободы воли. Рамбам объясняет два принципа в вопросе индивидуального провидения: 1. Оно следует суду. 2. Оно следует разуму. Два эти принципа определяют индивидуальное провидение и необходимым образом относят его только к человеку, как мы объясним ниже.
Провидение над другими объектами — животными, растениями и неживой природы — является общим, оно действует только для сохранения данного вида:
«И не думай, что такое мнение противоречит сказанному в Писании: “Дает скотине хлеб ее…”, “Львята рычат о добыче и просят Бога о пропитании”, “Открывает руку Свою и насыщает все живое по воле Своей”, и слова мудрецов: “Всевышний сидит и питает всех, от рогов антилопы до яиц вшей”. Можно найти много подобных высказываний, и они не противоречат этому моему мнению, ибо они — о провидении над видом, а не об индивидуальном провидении. Речь в них идет о действиях Всевышнего, направленных на необходимого пропитания для каждого вида животных.
Пойми мой подход до конца: я не верю, чтобы что-либо было скрыто от Б-га и не отношу к Нему апатию, но верю, что провидение следует за разумом и прилеплено к нему, поскольку провидение идет от Разумеющего, абсолютно совершенного разума, а раз так — каждого, к кому прилепляется нечто от этой благодати, в меру постижения разума постигает его провидение».
Не скрыто от Него ничто, ведь «Все существующее, кроме самого Творца, от первообраза до мельчайшего комара, существует благодаря Его истинной сущности. И поскольку Он знает Себя и Свое величие, великолепие и истинную сущность — Он знает всё, и ничто не скрыто от Него» (Рамбам, Основы Торы, 2:9).
«Всё благодаря Его истинной сущности», как установил Рамбам: «Основа основ и столп мудрости — знать, что есть Первый Сущий, который является причиной существования всего сущего. И всё существующее на небесах и на земле, и все, что между ними, существует только благодаря Его истинному существованию» (Основы Торы, 1:1).
Раби Хаим из Воложина объясняет слова Рамбама так: «В простом понимании, подобно тому, как место выносит и содержит объект, находящийся на нем, так подобно этому Творец, Господин всего, есть истинное место существования и жизненности всех миров, как написано (Нехемия 9:6): “И Ты даешь жизнь всем”, и это краеугольный камень веры Израиля, как писал Рамбам в начале своей книги» (Нефеш аХаим, 3, 1). Таким образом, Всевышний дает всему жизнь и знает всё, и это очевидно.
Однако индивидуальное провидение имеет отношение только к человеку, и даже среди людей не каждый удостаивается, что к нему будет относиться индивидуальное провидение:
«Таким образом, божественное провидение не будет ко всем людям одинаково, но надзор над ними будет в соответствии с их человеческим совершенством. Непреложно, что провидение по отношению к пророкам чрезвычайно сильно, по их уровню в пророчестве, и надзор над благочестивыми и праведниками в соответствии с их благочестием и праведностью — поскольку именно та мера из воздействия божественного разума и вкладывает слова в уста пророков и она выпрямляет деяния праведников и завершает мудрость благочестивых. А глупцы и отступники, в соответствии с мерой недостатка у них того божественного воздействия, будут презренны и сочтены как представители других, животных, видов, и потому они были бы легко подвержены смерти, но Всевышний сохраняет их для пользы, которая может от них произойти. Этот принцип — основополагающий в Торе, и она построена на нем: что провидение относится к каждому человеку в зависимости от того, что он собой представляет» (Море Невухим, 18).
Прежде чем мы подробно разберем слова Рамбама, приведем мнения других наших Учителей по этому поводу.
Читайте: тема Вера и Знание в иудаизме
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»