Из цикла «Знание веры», темы: Виленский Гаон, Провидение, Сотворение мира, Вера и упование, Тора, Вера, Эмуна, Рав Эуд Авицедек
Подход Гаона к данному вопросу требует пристального изучения, поскольку на первый взгляд он противоречив.
С одной стороны, можно понять, что Гаон считает: существует индивидуальное провидение не только над человеком, но и над остальными сущими. В предисловии к Сифра деЦниюта он пишет:
«Все, что было, есть и будет до скончания мира — заключено в Торе от первого и до последнего ее слова. И не только общие принципы, но и детали каждого вида и каждого человека в частности, все что случится с ним от рождения до смерти, все его перипетии в мельчайших деталях. И также все виды животных и зверей в мире, и все травы и растения и неживые объекты, и все их детали в каждом виде и индивидууме, до скончания мира, и все что случится с ними и их корнем. А все, что сказано о праотцах, о Моше и Израиле, относится к каждому поколению, поскольку их искры вновь рождаются в каждом поколении, как известно. И также все, что с ними происходит, от Адама до конца Торы, есть во всяком поколении, как известно понимающим. И так это с каждым человеком…»
А в комментарии к Торе Гаон пишет: «Управление природы — но все судит Бог и управляет Своим Провидением, ибо человек не ударит пальцем внизу, если не провозвестят об этом наверху (Хулин 7), и даже птица не попадает в руки охотника без предназначения Свыше; но природа является посланником. К примеру, когда выходит постановление, что некто должен обеднеть, а кто-то — разбогатеть, то Всевышний делает так, что этот теряет, а тот находит, а не производит чудо, чтобы у одного появилось имущество из ничего, а у другого оно улетело на небо; в этом и заключается природа. В качестве аллегории мы можем себе представить, как царь сидит в своем дворце, и видит издалека людей с одной стороны, и животных с другой, и посылает человеку его пропитание, пшеницу, с помощью блоков, веревок и других ухищрений, пока не дойдет до него, и также животному — овес, а они видят только непосредственную причину и думают, что эта причина — сама по себе…» (Яэль Ор, Зоар Шлах 157).
С другой стороны, Гаон прямым текстом пишет нечто обратное:
«…а в провидении есть два аспекта: общее провидение, а именно — над всеми Его творениями и над всем миров в общем, и частное провидение только над Израилем… И потому говорят в каждом благословении “Господь Бог наш, царь мира”: “Господь” в аспекте скрытия и “Бог наш” — что надзирает над нами индивидуально, и “Царь мира” — что хотя надзирает над нами индивидуально, Он надзирает также над всем миром в общем и царствует над ним» (Адерет Элияу, Дварим 1:6).
И также в сборнике комментариев Гаона на Сифра деЦниюта написано: «Дело в том, что индивидуальное провидение относится только к избранному Им народу, который является категорией “индивидуального человека” в мире, и так в каждом мире, и это “прямой человек” в данном мире. Но от него проистекает общее провидение в каждом мире, и это категория “кругов”…» (Выше объяснялось, что общее провидение символизируется кругом, а частное — прямой линией).
Нам представляется, что слова Гаона можно объяснить в соответствии с основными принципами, которые мы перечислили выше.
о» (Рамбам, Законы Основ Торы, 2:9). Еще объяснялось, что Всевышний дает жизнь всему в каждый момент времени: «Основа основ и столп мудрости — знать, что есть Первый сущий, и он привел к существованию все существующее, и все существующее на небе, и на земле, и между ними существуют только в силу истинного Его существования» (Основы Торы, 1:1).
А ведь Всевышний «смотрел в Тору и творил мир», а раз так, то несомненно, что в самой Торе, жизненной силе миров во всех их деталях, все это содержится. Именно это имел в виду Гаон, говоря, что все детали реальности во всех их ипостасях записаны намеком в Торе; но здесь совершенно не имеется в виду индивидуальное провидение.
Я нашел, что именно так понимал слова Гаона его ближайший ученик, раби Хаим из Воложина:
«Дело в том, что святая Тора есть речь Всевышнего, и речением Его уст в акте творения… эманированы и сотворены миры, высшие из высших, мириады мириад, со всем порядком их состояния и их деталями, и все включено в них, и так каждым речением (из Десяти) сотворены все детали видов и аспектов того типа, о котором сказано данное речение.
Как написано в Зоаре (Трума): Когда Всевышний сотворил мир, смотрел в Тору и творил мир, и в Торе сотворен мир так, как он существует, как написано: “…и была я у Него мастерством…”, Тора восклицает: “…и была я у Него мастерством …”, мной сотворил Всевышний мир, ибо прежде чем был сотворен мир, предварила его Тора… И когда пожелал Всевышний сотворить мир, смотрел в Тору, в каждое слово, и делал в соответствии с ней мастерство в мире, поскольку всякое действие и творение всех миров — в Торе они… В Торе написано “В начале сотворил…” — смотрел в это слово и сотворил небо, написано в ней “И сказал Бог: да будет свет” — смотрел на это слово и сотворил свет, и так в каждом слове, написанном в Торе, смотрел Всевышний и делал это действие, и об этом написано “и была у Него мастерством”, таким образом весь мир сотворен.
Поэтому вся Тора и все миры, их принципы и детали и все их аспекты содержатся и выражены намеком в Десяти Речениях сотворения мира. Как писал наш великий учитель, благочестивый Гаон, в комментарии на Сифра деЦниюта, гл. 5» (Нефеш аХаим, ч.4, гл.10).
Таким образом, вышеприведенные слова Гаона вообще не относятся к провидению. Речь в них идет обо всем акте творения.
Что же касается его слов в Яэль Ор, то оттуда нет доказательства: насчет истории с Рашби и птицей — уже объяснялось, что провидение там относилось к охотнику. А по поводу пропитания животных — оно дается для поддержания существования данного вида, как писал Рамхаль: «Надзор над другими видами — только для поддержания существования данного вида, соответственно законам и границам, которые пожелал Всевышний. Поэтому надзор над каждым представителем вида происходит только относительно влияния этого индивидуума на вид в целом, но не относительно этого индивидуума как такового. Ведь значение индивидуумов — только в целостности всего вида» (Основы).
«Надзор над каждым представителем вида для поддержания существования данного вида» означает: Всевышний надзирает, каким образом (вид пищи, и другие условия существования) обеспечить существование всех индивидуумов данного вида по их числу, с целью существования данного вида; но нет индивидуального отношения к данному животному — суда над ним по его деяниям и т.п.
В соответствии со сказанным можно объяснить слова Гемары: «Раби Йоханан, когда увидел цаплю, сказал (Псалмы 36:7): “Суды Твои — великая бездна”». Раши объясняет: «Ты предуготовил цаплю, чтобы судить рыб и осуществлять Твое мщение, умерщвлять тех, кто должен умереть». Гемара продолжает: «Когда видел муравья, сказал (там же): “праведность Твоя — как горы Божьи”». Раши: «даже муравей считается цельным и определенным живым существом, как большое животное». Здесь также не имеется в виду, что определенная рыбина специально съедается цаплей, ведь чем она согрешила? И за что можно ей мстить? Но речь идет лишь о видах, которым предуготовлено быть уничтоженными, и о поддержании существования мельчайших созданий и обеспечении из пропитания.
Из всего вышесказанного следует, что и по мнению Гаона индивидуальное провидение относится только к человеку.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»