Из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер», темы: Сотворение мира, Устная Тора, Мудрецы Мишны, Раби Элиезер, Адам
Из всех творений Всевышний особенно любил Адама, которого сотворил на святом месте, на месте, где потом был построен Храм. А затем ввел Адама в свою обитель, как сказано: «И взял Всевышний Адама, и поместил его в Ган Эден, чтобы работал там и охранял его»[152]. Что за работу должен был выполнять Адам в Ган Эдене? Быть может, он должен был подрезать виноградники, вспахивать и засевать землю, а может, косить и собирать урожай? Но ведь все деревья там росли сами по себе! Быть может, ему надо было поливать растения? Но ведь из Эдена выходила река (которая орошала сад), как сказано: «И река выходит из Эдена»[153]. Какую же работу он должен был выполнять? Не нарушать заповедь и изучать Тору, как сказано: «Древо жизни она для держащихся за нее»[154]. Адам прогуливался по Ган Эдену, как один из ангелов (без тревог). Сказал Всевышний: «Я единственный, и он тоже единственный в своем роде. Я не размножаюсь, и он тоже не размножается. В будущем Мои творения решат, что раз у Адама нет потомства, значит, он и есть тот, кто их создал. “Нехорошо быть человеку одному, создам ему помощника, соответственного ему”»[155]. Раби Йеуда сказал: «Не читай: “соответственного ему (ке-негдо)”, а читай: “против него (ленагдо)”». Если он удостоится, она будет ему помощницей, а если нет, будет противостоять ему». Когда земля услышала слова Всевышнего, она содрогнулась, и стала трястись, и сказала своему Творцу: «Владыка мира! Нет у меня сил питать потомство Адама!» Всевышний ответил ей: «Ты и Я — вместе будем кормить потомство Адама». Они разделили эту задачу: Всевышний заботится о человеке ночью, а земля днем. Всевышний сотворил сон для поддержания жизни. Человек ложится спать, и сон дает ему духовные силы, здоровье, жизнь для души и отдых для тела, как сказано: «Когда буду спать, отдохну»[156]. Всевышний поддерживает землю и поит ее, а она дает свои плоды и пропитание всем созданиям. Но человек добывает свою пищу тяжелым трудом, как сказано: «В скорби будешь есть во все дни жизни своей»[157].
Всевышний пожалел Адама и усыпил его, чтобы он не чувствовал боли. Затем взял кость из его тела и плоть от его сердца, сотворил из них помощницу и поставил перед Адамом. Проснулся Адам и увидел ее перед собой. Тут же обнял ее, поцеловал и сказал: «Благословенна ты перед Всевышним, сделанная из моей кости! Тебя подобает назвать иша — женщина, от слова иш — мужчина», как сказано: «Кость от моих костей, плоть от моей плоти»[158]. Когда человек был один, он назывался Адам. Сказал раби Йеошуа бен Корха: «Человек был назван Адамом, поскольку состоит из плоти и крови (басар вэ-дам). Когда для него была сотворена помощница, они стали называться иш и иша. Что сделал Всевышний? Поместил Свое Имя между ними: буквы йуд (в слове иш) и hэй (в слове иша). “Если они будут следовать Моим путям и соблюдать Мои заповеди, Мое Имя будет пребывать между ними и оберегать их от всех невзгод. А если не станут идти Моими путями, Я заберу от них Свое Имя (буквы йуд и hэй вместе составляют Имя Всевышнего, которым был сотворен мир), и они станут эш (“огонь”, слово эш получается, если отнять букву йуд от слова иш или hэй от слова иша) и эш — и один огонь пожрет другой, как сказано: “Ведь огонь пожрет до (полного) истребления”»[159].
Десять свадебных балдахинов (называемых хупа) сделал Всевышний для первого человека в Ган Эдене, и все они были из драгоценных камней, бриллиантов и золота. А ведь любому другому жениху ставят одну хупу, а царю три. Всевышний хотел воздать почести первому человеку, поэтому и поставил ему 10 свадебных балдахинов в Ган Эдене, как сказано: “В Эдене, саду Всевышнего был ты, всякий драгоценный камень…”[160] Это описание свадебных балдахинов. Ангелы били в барабаны и танцевали, как сказано: “Искусство (мелехет — созвучно слову малахим — ангелы) барабанов и свирелей у тебя”[161]. В день, когда был создан первый человек (как сказано: “В день сотворения твоего были приготовлены”[162]), Всевышний сказал ангелам: “Давайте сделаем добро первому человеку и поможем ему, ведь мир держится на добрых делах”. Всевышний сказал: “Добрые дела приятнее Мне, чем жертвы, которые будет приносить Мне народ Израиля на жертвеннике”, как сказано: “Ведь доброе дело желаю Я, а не жертву”[163]. Ангелы были как назначенные люди, которые помогают жениху на свадьбе, как сказано: “Ведь ангелам Своим прикажет охранять тебя на всех путях твоих”[164]. “Пути твои” — это то, что делает человек, радующий невесту во время свадьбы. Как проводящий свадебную церемонию раввин благословляет невесту под хупой, так и Всевышний благословил Адама и его жену, как сказано: “И благословил их Всевышний”[165].
[152] Берешит 2:15.
[153] Берешит 2:10.
[154] Шир а-Ширим 3:18.
[155] Берешит 2:18
[156] Иов 3:13.
[157] Берешит 3:17.
[158] Берешит 2:23.
[159] Иов 31:12.
[160] Йехезкель 28:13.
[161] Йехезкель 28:13.
[162] Йехезкель 28:13.
[163] Ошеа 6:6.
[164] Теилим 91:11.
[165] Берешит 1:28.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы “Байт Сфаради”, за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Мордехай Райхинштейн
Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Изменники внутри страны, первые раздоры, царствование Антиоха.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Мораль, основанная на нравственном очищении
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Продолжение войны хашмонеев.
Переводчик Виктория Ходосевич
Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.
Рав Яков Ашер Синклер
Дни Хануки выражают отношения между Иерусалимом и Афинами, между Шемом и Яфетом...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).