Из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер», темы: Сотворение мира, Мидраш, Устная Тора, Мудрецы Мишны, Животные, Раби Элиезер
На шестой день Творения Всевышний закончил создание всех видов домашних животных, самцов и самок, чистых (кошерных) и нечистых. Вот признаки кошерности животных: отрыгивание перерабатываемой пищи и раздвоенные копыта. Вот три вида домашнего скота, которые были выбраны как годные для жертвоприношения ола: это бык, баран и козел. Кошерные животные, пригодные для жертвоприношения, разрешены в пищу, за исключением трех вещей: хелева (вид внутреннего жира, запрещенный в пищу), крови и жил в задних ногах (гид а-наше), как сказано: «Как зелень и траву, дал Я вам всё»[118].
На шестой день Всевышний сделал из земли семь видов кошерных диких животных: это лось, олень, газель, лань, дикий козел, антилопа и буйвол. Кровь кошерных диких животных надо посыпать песком после шхиты, как это делают с кровью птиц. Все остальные дикие животные некошерны. На шестой день были сделаны из земли все гады и пресмыкающиеся, и все они некошерны. Тело и душа тех, которые были сотворены из земли, когда они умирают, возвращаются туда, где были сотворены, как сказано: «Заберешь дух их, и умрут»[119], и также сказано: «Дух животного спускается вниз, в землю»[120].
На шестой день Всевышний создал великое животное, пасущееся на горах, и каждый день животное это паслось на тысяче гор, а за ночь вся трава отрастала вновь, как будто была нетронута, как сказано: «Ибо урожай гор поднимался для него»[121]. Воды Иордана поили его, потому что воды Иордана огибают всю Землю Израиля, половина их над землей, а половина — под землей, как сказано: «Уверен, что даже Иордан устремится ко рту его»[122]. И это животное приготовлено для великой трапезы праведников, как сказано: «Сотворивший (его) поднесет меч свой»[123].
Обратился Всевышний к Торе: «Сделаем человека по образу и подобию Нашему»[124]. Ответила Тора: «Владыка всех миров, весь мир Твой! Жизнь человека, которого Ты хочешь сотворить, коротка и полна мытарств, и он согрешит. Если Ты не будешь терпелив с ним, лучше для него не приходить в этот мир». Всевышний ответил: «Разве напрасно называюсь Я долготерпеливым и милосердным?» И стал собирать прах первого человека с четырех концов света: красный, черный, белый и зеленый. Красный — это кровь, черный — это внутренности, белый — кости и жилы, а зеленый — остальное тело. Зачем Всевышний собрал прах с четырех концов света? Всевышний рассудил так: если человек переместится с востока на запад или с запада на восток или в любое другое место и придет его время оставить этот мир, земля того места не сможет сказать: «В твоем теле нет моего праха, поэтому я тебя не приму, вернись туда, откуда был создан». Теперь в любом месте, где бы ни пришло время человеку умереть, земля примет его, ведь он создан из праха всех частей света. Прах земли примет его и скажет: «Из праха ты (сделан) и в прах возвратишься»[125].
Вот что происходило в течение 12 дневных часов шестого дня Творения: в первом часу Всевышний собрал прах для создания человека, во втором часу замесил его, в третьем часу придал ему форму и сформировал все внутренности, в четвертом вдохнул в него душу, в пятом поднял человека на ноги. В шестом часу человек дал имена всем живым существам, в седьмом женился на Хаве, в восьмом получил заповедь беречь сад и есть плоды всех деревьев, кроме Древа познания. В девятом часу родились Каин и Эвель. В десятом часу Всевышний ввел человека в Ган Эден и тот нарушил заповедь не есть плодов Древа познания. В одиннадцатом часу Всевышний его судил, а в двенадцатом часу человек был изгнан из Ган Эдена, как сказано: «И изгнал Адама»[126].
Всевышний придал человеку форму в святом месте, где потом стоял жертвенник Храма — в центре Земли Израиля, создал все части тела и все внутренности, но в нем не было души. Всевышний дохнул в него Своим дыханием и вдохнул в него душу, как сказано: «И вдохнул в него дух жизни»[127]. Адам встал на ноги и увидел верхние и нижние миры. А росту в нем было как расстояние от одного края света до другого. Как сказано: «Сзади и спереди сделал (Ты) меня»[128]. Сзади — это запад, а спереди — это восток. Увидел Адам все творения и стал восхвалять своего Творца: «Как многочисленны деяния Твои, Всевышний!»[129] Встал на ноги, и лицо его было величественно. Другие создания увидели его и устрашились, думая, что это он сотворил их. Все они пришли поклониться ему. Адам сказал им: «Вы пришли поклониться мне?! Пойдемте вместе со мной, облачимся в силу и мощь и провозгласим Царем того, кто нас создал. Ведь короновать царя должен народ, а если народ этого не делает, царь не может короновать себя сам». Адам первым провозгласил Всевышнего Царем, а за ним и все творения. Сказал Адам: «Всевышний воцарился, облачился в величие»[130].
Всевышний, который правит на небесах и на земле, по Своему замыслу сажает на трон царей, как сказано: «Он меняет времена… свергает царей и назначает их»[131] И дал Он девяти царям править всем миром: первым таким царем был Нимрод, который правил всем миром. Все творения боялись, что снова будет Потоп, и сделали его царем, как сказано: «И начало царства его было в Бавеле (Вавилоне, а “потоп” на святом языке — лшбуль)»[132]. Вторым царем, который правил всем миром, был Йосеф, как сказано: «И весь мир пришел в Еги-пет»[133]. Не сказано «мир», а сказано «весь мир». Все люди мира приносили Йосефу дань и подношения, чтобы он кормил их. Он был вторым после царя в течение 40 лет и в течение еще 40 лет правил сам, как сказано: «И встал новый царь над Египтом»[134]. Третьим царем, который правил всем миром, был Шломо, как сказано: «А Шломо правил всеми царствами»[135]. «И они приносили каждый свое подношение: серебряные и золотые предметы, одежду, оружие, благовония, лошадей и мулов, каждый год»[136].
Четвертым царем был Ахав, царь Израиля (Северного царства), как сказано: «Как жив Всевышний, так нет народа или царства… (с которых он не требовал выдачи пророка Элияу)»[137]. И главы государств подчинялись Ахаву и посылали ему дань и подношения. А всего в мире было 232 государства, как сказано: «И сосчитал посланцев сановников государств…»[138] Пятым был Ахашверош, который правил половиной мира, 116 государствами, а благодаря Эстер к его царству добавилось еще 11 государств, как сказано про Ахашвероша: «Царствующий от Индии до страны Куш»[139]. Шестой царь — это Невухаднецар, как сказано: «Над всеми живущими людьми»[140]. Он правил даже птицами, и ни одна из них не могла открыть клюв без его позволения, как сказано: «И не было машущего крылом и открывающего клюв, чтобы подать голос»[141]. Седьмой царь — это Кореш, царь Персии, как сказано: «Так сказал Кореш, царь Персии и всех царств на земле»[142]. Восьмой царь — это Александр Македонский, который правил всем миром, как сказано: «И разумел я, и вот козел появился с запада и идет по всей земле»[143]. Написано не «по земле», а «по всей земле» (чтобы знать, что находится у концов земли). Более того, он хотел подняться на небеса, чтобы узнать, что там находится, и спуститься в глубины, чтобы знать, что там. Он разделил свое царство на четыре стороны, как сказано: «И когда встал он, разломалось царство его и разделилось на четыре стороны света»[144]. Девятый царь — это царь Машиах, который будет править всем миром, как сказано: «А камень, который разбил идола, превратился в большую гору и заполнил всю землю»[145]. После этого царство над миром вернется к его Хозяину. Тот, кто является единственным Царем, будет единственным и в конце, как сказано: «Я первый и Я последний, и нет другого, кроме Меня»[146]. И сказано: «И будет Всевышний царем над всей землей»[147], «И тогда все идолы полностью исчезнут»[148], «И возвысится только один Всевышний в тот день»[149]. И будет Он пастырем для Своего стада, как сказано: «Я буду пастырем стаду Своему, и Я буду их пасти»[150]. И мы увидим это воочию, как сказано: «Воочию увидят возвращение Всевышнего в Сион»[151], амен!
[118] Берешит 9:3.
[119] Теилим 104:29.
[120] Коэлет 3:21.
[121] Иов 40:20.
[122] Иов 40:23.
[123] Иов 40:19.
[124] Берешит 1:26.
[125] Берешит 3:19.
[126] Берешит 3:24.
[127] Берешит 2:7.
[128] Теилим 139:5.
[129] Теилим 104:24.
[130] Теилим 93:1.
[131] Даниэль 2:21.
[132] Берешит 10:10.
[133] Берешит 41:57.
[134] Шемот 1:8.
[135] Мелахим I 5:1.
[136] Мелахим I 10:25.
[137] Мелахим I 18:10.
[138] Мелахим I 20:15.
[139] Эстер 1:1.
[140] Даниэль 2:38.
[141] Йешаяу 10:14.
[142] Диврей а-Ямим II 36:23.
[143] Даниэль 8:5.
[144] Даниэль 11:4.
[145] Даниэль 2:35.
[146] Йешаяу 44:6.
[147] Зехарья 14:9.
[148] Йешаяу 2:18.
[149] Йешаяу 2:11.
[150] Йехезкель 34:15.
[151] Йешаяу 52:8.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»