Из цикла «История еврейского народа», темы: Раби Йеуда хаНаси, Мишна, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Сангедрин, Танаим, Брайта, Тосефта, Мехильта
Величайшей заслугой раби Йеуды Анаси перед еврейским народом является собирание и окончательное редактирование Мишны, Мишна состоит из основных положений Устной Торы, полученной Моше Рабейну на горе Синай, а также включает в себя постановления мудрецов, руководивших еврейским народом до раби Йеуды.
Основы Мишны были заложены еще членами Большого Санхедрина Пока Санхедрин заседал в Храме, там принимались решения по всем вопросам, не имеющим до того окончательного алахического решения. После войн, обрушившихся на Эрец Исраэль и помешавших деятельности Санхедрина, остались некоторые нерешенные вопросы. В процессе их обсуждения возникли алахические споры. С Гилеля и Шамая начинается эпоха танаев, занимавшихся аргументацией алахических решений предшествующих поколений, а также решением новых проблем в традициях своих учителей. Между Гилелем и Шамаем существовали разногласия лишь по трем вопросам. В то время еще было возможно приходить к единым решениям, принимаемым большинством Санхедрина. Члены Санхедрина, имевшие в процессе обсуждения другие точки зрения, после голосования присоединялись к мнению большинства в соответствии с заповедью Торы «следовать за большинством». Когда положение евреев ухудшилось, стало трудно передавать знания от одного поколения мудрецов другому. Возникли алахические споры, разрешить которые так и не удалось. Положение еще более усугубилось во время войны, в результате которой был разрушен Храм. Последователи Шамая и Гилеля расходились уже по 318 вопросам. Несмотря на то, что Санхедрин в Явне установил правило: «Во всех случаях принимается точка зрения школы Гилеля, кроме восемнадцати исключений», — мудрецы продолжали изучать и мнения школы Шамая. Дело в том, что изучение разногласий двух школ позволяло лучше разобраться в тонкостях алахи.
Среди мудрецов Явне существовали разногласия по поводу трактовки мнений их учителей и по другим вопросам. Нестабильное положение в стране не позволило Санхедрину оставаться в Явне, и он переезжал с места на место. В этих условиях было сложно формулировать четкие алахические решения. Воспитанники бейт мидрашей изучали мнения раби Элиэзера, раби Йеошуа, раби Акивы. Восстание Бар Козевы (Бар Кохбы) и римские декреты, последовавшие после подавления восстания, прекратили, по существу, передачу традиций из поколения в поколение. Даже тогда, когда собрались лишь ученики раби Акивы, выяснилось, что среди них также существуют разногласия в трактовке мнений их учителя.
Еще раби Акива начал составлять Мишну, полагаясь на традиции своих учителей — раби Элиэзера и раби Йеошуа. Его ученик, раби Меир, продолжил дело учителя и кратко сформулировал многие положения Мишны. Основываясь на его формулировках, раби Йеуда Анаси составил окончательный вариант Мишны. Он лишь добавил к ним мнения других учеников раби Акивы. Раби Йеуда Анаси записал Мишну в чрезвычайно лаконичной форме. Он сделал это для того, чтобы ученики смогли выучить всю Мишну наизусть, не испытывая при этом больших затруднений. Различные мнения в Мишне поясняли причины, которые привели мудрецов к тому или иному заключению. Раби Йеуда Анаси также включил в Мишну и свои мнения.
Мудрецы, которые учились в бейт мидраше Раби, — были последним поколением танаев. Они собирали мнения предшествующих поколений и дополняли ими Мишну Работа по отделке Мишны продолжалась учениками Раби и после его смерти.
Мишна написана на иврите, который немного отличается от языка Танаха. Так разговаривали мудрецы в эпоху Раби. Сам Раби старался говорить только на иврите, не допуская примеси арамейского языка, повсеместно распространенного в то время. В тексте Мишны лишь изредка встречаются арамейские идиомы.
Мишна делится на шесть частей. Каждая из них делится на трактаты. Трактаты — на главы, главы — на отдельные законы, каждый из которых также называется мишна. Сокращенно вся Мишна называется Шас — Шиша Сидрей (шесть частей). В свою очередь, каждая из шести частей имеет название: Зераим (Посевы), Моэд (Время), Нашим (Женщины), Незиким (Ущербы), Кодашим (Святыни), Тоарот (Чистоты).
Раздел Зераим (Посевы) — включает законы, связанные с земледелием и урожаем. Раздел Моэд (Время) — содержит законы Шабата, праздников и других постоянных дат еврейского календаря, раздел Нашим (Женщины) — законы об обручении, разводе и т. д., раздел Незиким (Ущербы) — законы, регулирующие имущественные отношения между людьми, и законы судопроизводства, раздел Кодашим (Святыни) — законы жертвоприношений, раздел Тоарот (Чистоты) — законы ритуальной чистоты.
В каждом трактате Мишны помещены законы, выходящие за рамки тематики данного трактата. Их место в Мишне определяется внутренней ассоциативной связью с другими законами трактата.
Не все законы, составленные предыдущими поколениями, внес Раби в окончательную редакцию Мишны. Мишна составлялась для заучивания наизусть, поэтому Раби выбирал наиболее краткие, а также связанные в логическую или мнемоническую цепи формулировки закона. Однако при объяснении положений Мишны Раби пользовался этими «невключенными», т. е. оставшимися «вне» Мишны, законами. Такие законы называются Барайтот (на арамейском языке барайта — внешняя). Они также были собраны и упорядочены. Наиболее известный сборник таких законов — Тосэфта (дополнение к Мишне) — составлен раби Хией и раби Ошеа.
Мидраши танаев также представляют собой барайты (т. е. положения, не вошедшие в Мишну). Из поколения в поколение передавались объяснения мудрецов о связи Устной и Письменной Торы, также данные евреям на горе Синай. Каждая книга мидрашей относится к одной или нескольким книгам Пятикнижия: к Шмот — Мехильта, к Ваикра — Торат коаним или Сифра, к Бемидбар и Дворим — Сифри. Перечисленные мидраши содержат в основном алаху, однако нередки в них и агадические толкования.
Один из танаев — раби Йоси — написал книгу Седер Олам, где он собрал даты важнейших событий от Сотворения Мира до конца эпохи преследований евреев императором Адрианом.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Мордехай Райхинштейн
Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Изменники внутри страны, первые раздоры, царствование Антиоха.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Мораль, основанная на нравственном очищении
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Продолжение войны хашмонеев.
Переводчик Виктория Ходосевич
Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.
Рав Яков Ашер Синклер
Дни Хануки выражают отношения между Иерусалимом и Афинами, между Шемом и Яфетом...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).