Из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер», темы: Завещание, Мудрость, Устная Тора, Мудрецы Мишны, Раби Элиезер
Рассказывают, что, когда раби Элиэзер заболел, пришли мудрецы его навестить. Увидев их, он сказал: «Я буду удивлен, если мудрецы этого поколения умрут своей смертью». Мудрецы спросили: «Учитель наш! Почему?!» Он ответил им: «Потому что вы не заботились обо мне» (то есть если бы вы приходили ко мне больше и помогали мне, то смогли бы постичь законы Торы более углубленно). Затем пришел к нему раби Акива, сын Йосефа. Спросил его раби Элиэзер: «Почему ты не приходил помогать мне?» Тот ответил: «Я был занят». Сказал ему раби Элиэзер: «Раби Акива! Я буду удивлен, если ты умрешь своей смертью». В тот момент раби Акива содрогнулся и кровь застыла у него в теле. Раби Акива попросил: «Учитель мой! Обучи меня!» Тогда раби Элиэзер обучил его 300 законам, касающимся кожного заболевания белого, как снег, цвета (один из видов поражения кожи). Раби Элиэзер позвал своего сына Уркануса и поместил справа от себя. Он плакал: «Сын мой! До сих пор я вел себя с тобой строго и не был приветлив к тебе (то есть держал сына в страхе перед отцом, чтобы приучить того к богобоязненности). А теперь, сын мой, я отхожу к прекрасному и величественному Богу. Приблизься, и я научу тебя путям жизни».
Начал раби Элиэзер:
1. Всевышнего слушал я и трепетал перед словом Его.
2. Сын мой! Окажи почести Богу и прояви к Нему благодарность! Помни, что Он сделал тебя из праха и дал тебе жизнь. Укрепил твое тело на костях, одна к другой, и ввел тебя в этот мир. А ты ничего для Него не сделал, ведь Он не нуждается в тебе, а ты нуждаешься в Нем.
3. Сын мой! Всю жизнь не будь уверен только в себе — закон устанавливается по мнению большинства мудрецов. Никогда не доверяй своему телу. Сколько людей легло спать и не проснулось! Сколько легло спать в радости и веселье, а проснулось в горестях! Сколько легло спать здоровыми, а проснулось с тяжкими болезнями!
4. Сын мой! Старайся всё время находиться в пыли у ног мудрецов Торы. Не полагайся только на свое мнение и не требуй, чтобы его приняли другие.
5. Сын мой! Бойся Бога твоего и служи Ему! Тщательно читай вечернюю и утреннюю молитвы, как сказал царь Давид, да будет мир ему: «Вечером, утром и днем буду говорить и просить, и услышит (Бог) голос мой». Из всех молитв основной для тебя является вечерняя молитва — ее установил наш праотец Яаков, а Тора поставила его главой над всеми праотцами, как сказано: «И вот, Бог стоит над ним (Яаковом), и сказал: “Я — Бог Авраама, отца твоего, и Бог Ицхака…”»[1] Сначала Он упомянул Свое Имя в связи с Яаковом, а потом уже сказал: «Бог Авраама. и Бог Ицхака».
6. Сын мой! Будь (в исполнении заповедей) легок на подъем, как лань, и не ленись читать молитву Шма Исраэль вовремя. И не задерживайся, чтобы прочитать ее в более позднее время, полагаясь на мнение других мудрецов, ведь расторопные спешат выполнять заповеди. Тот, кто читает молитву Шма вовремя, проявляет уважение к Творцу.
7. Сын мой! Тщательно читай Шма Исраэль перед сном. Очисть себя, благослови своего Творца, и будет у тебя хороший сон. После этой молитвы не заводи праздных разговоров и не вступай в отношения с женой, ведь ты уже освятил себя святостью твоего Хозяина. И душа твоя поднимется на небеса, и не знаешь ты, как ее там примут, когда она явится перед Ним. Когда проснешься, пусть твои первые слова будут словами Торы.
8. Сын мой! Коэны заходят, чтобы есть труму, и в это время твоя душа поднимается на небеса. Если будешь достоин, войдешь с ними, а если нет, тебя вытолкнут наружу.
9. Сын мой! Когда проснешься в середине ночи, тогда вступай в интимные отношения с женой в святости. И не говори непристойностей даже в шутку, ведь ты будешь отчитываться (перед Богом) за каждый
разговор с женой. Когда проснешься, не поддавайся дурным мыслям, ведь они приводят к действию. Как хорошо и приятно будет, когда Всевышний будет находиться среди праведников, если и ты будешь среди них! И если удостоишься милости быть среди праведников в Ган Эдене, будешь счастлив и будет тебе благо!
10. Сын мой! Следи, чтобы рядом с твоей кроватью всегда был сосуд с водой. Когда встанешь утром, не прикасайся к одежде, пока не сделаешь омовение рук (после ночного сна). И не принимай одежду от другого, кто не омыл руки, ведь на руках находится духовная нечистота. И не трогай неомытыми руками глаза, чтобы ты не стал преткновением для других, ведь нет благословения там, где есть духовная нечистота. И нельзя, тронув нечистыми руками глаза, смотреть на врага — он благодаря этому спасется, а для близкого человека это будет опасностью.
11. Сын мой! Следи, чтобы делать омовение рук как полагается, ведь за этим стоят глубокие тайны мироздания. Тот, кто пренебрежительно относится к омовению рук, будет отлучен Небесами, и тем более не будет у него доли в будущем мире. После омовения рук подними их пальцами вверх и благослови своего Создателя. Не начинай произносить благословение, пока руки не омыты, ведь нельзя произносить Имя Бога с нечистыми руками. И не давай тому, кто сам не омыл руки, омыть их тебе.
12. Сын мой! Не надевай свою одежду без благословения. Так же, как человек, который хочет насладиться едой, должен сказать на нее благословение, так и тот, кто хочет насладиться одеждой, должен сказать благословение. А тот, кто не говорил благословение на одежду, после смерти будет облачен в червей и прах в могиле. А черви тягостны для мертвого тела, как иглы, воткнутые в живое тело.
13. Сын мой! Следи за тем, чтобы закутываться в талит с нитями цицит — ведь это заповедь! Заповеданная одежда будет на теле праведника. А одежда того, чье тело не покрыто покровом заповеданным, называется одеждой изменника (одежда — бегед, изменник — богед), ведь такой человек лжесвидетельствует против себя (ведь он вспоминает заповедь цицит в молитве Шма Исраэль и не исполняет ее).
14. Сын мой! Готовься встречать Бога твоего и возложи венец величия на голову твою — это тфилин, в которых написано имя твоего Создателя, и они как драгоценный камень на голове твоей. «И увидят все народы земли, что Имя Бога на тебе, и будут трепетать перед тобой». И на руку свою также повяжи тфилин, ведь они подобны Славе Бога. Каждый день раздается пророческий голос (бат коль), который говорит: «Творения несут (на себе) Мою одежду». Три ангела идут перед человеком (возложившим тфилин) в тот час и объявляют: «Воздавайте почести образу Царя, ведь Шхина Его над головой этого человека!» И говорит Бог: «Ты раб Мой, Израиль, который возвеличивает Меня».
15. Сын мой! Не иди с утра в дом товарища, чтобы приветствовать ближнего Именем Бога («Шалом»), пока не благословил Его самого. Сказано: «Из-за трех вещей содрогнулась земля». И одна из этих причин — в том, что рабыня наследовала владелице. Тот, кто благословляет другого человека прежде, чем благословил Бога, как будто дает рабыне место хозяйки.
16. Сын мой! Следи за тем, чтобы быть одним из 10 первых людей, пришедших с утра в синагогу. Таким образом ты получишь награду всех, кто не потрудился прийти рано, и даже всего мира. А мудрецы постановили, что тот, кто является среди 10 первых в синагогу, получает награду всех 10, и так — каждый из этих 10. Таким образом, каждый из 10 первых получает награду 100 человек. И об этом сказано: «Те, кто пришли на рассвете, нашли меня ('тк^й')» — в этом слове две буквы нун, гематрия каждой из них — 50. Счастлив тот, кто находится среди них.
17. Сын мой! Когда входишь в дом молитвы — входи в трепете и страхе, и когда молишься, знай, перед Кем ты стоишь.
18. Сын мой! Почувствуй всеми костями своими святость и обуздай дурное начало перед Ним, как сказано: «Все кости мои скажут: “Боже! Кто подобен Тебе?! Ты спасаешь бедного от того, кто сильнее его”», и еще сказано в книге Теилим: «Дайте силу Богу».
19. Сын мой! В доме учения не веди никаких бесед. Слушай внимательно слова мудрецов. Не относись пренебрежительно ни к чему и ни к кому. Ведь можно найти драгоценные камни даже в халате бедняка. Ни один человек не заберет то, что предназначено другому, и никто не может открыть что-либо новое в Торе, если это должен был открыть другой. Ведь всё это подготовлено Богом с того дня, когда была сотворена Тора.
20. Сын мой! Всегда старайся навещать больного, ведь тот, кто его навещает, облегчает болезнь. Увещевай больного, уговаривая его раскаяться в проступках, помолись за него — и выходи. Не сиди у больного слишком долго, чтобы не быть ему в тягость, хватит с него тягости его недуга. Заходи к больному с радостным лицом, ведь сердце и глаза его устремлены к посетителю.
21. Сын мой! Следи за выполнением заповеди погребения умершего. Это великая заповедь, ведь занимающийся погребением делает безвозмездное добро умершему. И Всевышний сделает этому человеку добро вне зависимости от заслуг.
22. Сын мой! Всегда старайся утешать и успокаивать скорбящих. Ведь друзья Иова заслужили наказание, поскольку отчитывали его вместо того, чтобы утешать, как сказано: «Потому что не говорили вы предо Мной верно, как раб Мой, Иов».
23. Сын мой! Лучше ходить в дом скорбящего, чем в дом, где пируют. Ведь в доме скорбящего ты вспомнишь о предназначении человека и прослезишься (из сострадания). А тот, кто проливает слезы из-за смерти праведного человека, удостоится того, что ему не придется проливать слезы из-за своих детей (то есть они не умрут в детстве).
24. Сын мой! Всегда старайся помогать девушкам достойно выйти замуж и стремись веселить женихов. Ведь тот, кто принес им радость в день свадьбы, как будто в этот момент получил Тору на горе Синай. Сказано: «И дал Моше, когда закончил (1Л1^33 — кехалото)». Это намек на слово кекалато(1Л1^33) — «как его невеста». День дарования Торы был подобен свадьбе.
25. Сын мой! Уважай бедного и оказывай ему помощь втайне, а не прилюдно. Корми и пои его в своем доме, но не смотри на него, когда он ест. Ведь он накидывается на еду, так как очень голоден.
26. Сын мой! Не оскорбляй бедняка своими словами, ведь сам Бог отомстит за него. Это грех приводит к тому, что против оскорбившего на Небесах выдвигают обвинения за его грехи, и нет ему защитника. А тот, кто выполняет желание бедняка и делает ему добро, приобретает себе защитников на Небесах, и они говорят о нем доброе.
27. Сын мой! Позаботься о своей душе (приготовь себе дорогу, которой душа идет после смерти) и зажги свечу, чтобы светила тебе впереди. То есть делай добрые дела, которые будут свечой перед тобой, и не полагайся на то, что после твоей смерти другие зажгут для тебя свечу (сделают добрые дела для поднятия твоей души). И даже если сделают добрые дела, это не будет навечно, на следующие поколения, и в конце ты останешься в темноте на том длинном пути, которым душа человека идет после смерти.
28. Сын мой! Не закрывай уши от крика бедняка, чтобы услышал Бог твой голос, когда ты будешь взывать к Нему. А тот, кто затыкает уши, чтобы не слышать крика бедняка, будет взывать к Богу, но ответа не будет ему.
29. Сын мой! В каждой молитве стой перед своим Создателем, как нищий, ведь сколько обвинителей у человека (на Небесах за его проступки). Когда Яаков готовился к встрече с Эйсавом, он сказал, как бедняк: «Есть у меня бык и осел». И царь Давид, да будет мир душе его, сказал: «Обрати ухо Твое, Боже! Ответь мне, ведь я беден и нищ». Когда закончился день, и он отдал себя на милость Творца, он сказал: «Сохрани душу мою, ведь я благочестив». И не возносись перед Царем.
30. Сын мой! Следи за тем, чтобы наслаждаться в шабат и почитать этот день, по возможности, особой едой и питьем. Не устраивай вечернюю (первую) трапезу, как бедняк. Потрать на нее больше, чем позволяют средства. Не забывай устраивать третью трапезу. Следи за своими речами в шабат (чтобы не были будничными), ведь в будущем тебе за всё предстоит держать ответ.
31. Сын мой! Не входи внезапно в свой дом, а тем более в чужой. Не наводи на домочадцев излишний страх, ведь это приводит к плохим последствиям.
32. Сын мой! Удали гнев из сердца своего, ведь «гнев у глупца за пазухой». Гневающиеся как будто поклоняются идолу.
33. Сын мой! Люби мудрецов и следуй за ними. Старайся познать своего Создателя, ведь нехорошо душе без знания. Всегда говори каждому человеку «Шалом», и всегда говори правду.
34. Сын мой! Соблюдай скромность в отхожем месте и при интимных отношениях.
35. Сын мой! Когда сядешь за свой стол, чтобы поесть, помни, что ты находишься перед Царем. Не ешь и не пей жадно. Не забывай делать омовение рук перед вкушением хлеба и после этого (перед благословением после еды), так как есть тому глубокие причины. Когда сидящие за столом едят, а ты пьешь, не произноси благословение на вино громко. Не говори во время еды даже слов Торы (чтобы не подавиться).
36. Сын мой! Всегда говори слова Торы за столом (не в тот момент, когда ешь). Стол, за которым не были произнесены слова Торы, как будто полон блевотины и отходов.
37. Сын мой! Если заходишь навестить неимущего больного, не иди туда с пустыми руками. Когда он встанет, поспеши накормить его, и это зачтется тебе, как если бы ты его вылечил, и твой Создатель отплатит тебе.
38. Сын мой! Не раскрывай своих секретов своей жене. Будь надежен и не раскрывай ничьих секретов, даже тех людей, кто с тобой в ссоре, а уж тем более тех, с кем у тебя мир.
39. Сын мой! Ешь траву (самую простую, грубую пищу) и не проси ничего у людей. Проси только у своего Создателя.
40. Сын мой! Лучше будь стеснен, но не проси милостыню.
41. Сын мой! Следи за тем, чтобы твои сыновья учили Тору, ведь этим ты удостоишься будущего мира. Остерегайся первого жениха твоей жены и не назначай его опекуном в своем доме.
42. Сын мой! Не приближайся к жене, когда приходит время ее месячного цикла (закон весатот). Отдаляйся от вещей, которые в глазах людей выглядят запрещенными или нескромными. Идя по улице, старайся не идти вслед за женщиной и не проходить между двумя женщинами.
43. Сын мой! Остерегайся прогневать мудреца Торы, ведь его гнев — как яд змеи, от которого нет исцеления, а его доброе отношение дает жизнь.
44. Сын мой! Не выходи в дорогу один и не верши суд в одиночку. Не будь одновременно судьей и свидетелем. Нет другого судьи, который вершит суд один, кроме Него.
45. Сын мой! Остерегайся навлечь на себя жалобу сироты или вдовы, ведь Он — Отец сирот и Защитник вдов. Не решай, что им больше не полагается, так как Он лично определяет всё благо, предназначенное для них, и тем, кто ограничивает их благо, Он ограничивает жизнь.
46. Сын мой! Положи на весы все грехи свои и раскайся в них, чтобы сравнялись чаши весов. А потом скажи видуй (исповедайся перед Всевышним) и молись о прощении, и это перевесит чашу весов.
47. Сын мой! Отдаляйся от дурного соседа и от человека, о котором идет дурная молва. Ведь то, что говорят о нем на земле, говорят и на Небесах.
48. Сын мой! «Не радуйся падению твоих врагов, и при провале их пусть не ликует сердце твое», ведь Бог может увидеть это и отвести от них наказание. Если твой ненавистник голоден, накорми его.
49. Сын мой! Не гонись за властью, ведь всё предписано свыше. Бог дает ее тому, кому захочет. Каждый день сам Всевышний провозглашает это, как, например: «Смотри, Я назвал имя Бецалеля»[2] и «Смотрите, Бог назвал имя Бецалеля»[3].
50. Сын мой! Не вспоминай грехи ближнего, когда он болен или находится в беде, так как это навлекает на него Небесный суд в тот момент, когда он ослаб, и его положение может ухудшиться. Скрывай ошибки ближнего от других и не разглашай его проступки.
51. Сын мой! Торопись выполнять заповеди, и пусть никакая заповедь не покажется тебе незначительной. Не говори: «Эта заповедь легкая, а та — серьезная», ведь награда за заповеди неизвестна. И пусть все твои поступки будут совершены во имя Небес.
52. Сын мой! Не будь излишне праведным (не делай то, чего от тебя не требует закон, если этим ты нарушишь другой закон) и не совершай слишком много проступков (если даже нарушишь один закон, это не причина нарушать другой). Не будь слишком скромен. И не пей воду, оставшуюся от другого человека, так как может случиться, что он болен и болезнь перешла в стакан. Во всём будь скромен, кроме тех случаев, когда велика вероятность причинить себе ущерб. Будь постоянно в доме учения, даже если другие смеются над тобой.
53. Сын мой! Не находись в обществе злословящих и сплетников, ведь все их слова записываются на Небесах, и все, кто присутствовал, будут записаны как общество злословящих.
54. Сын мой! Не пей одолженную воду и не ешь из чужих рук. Лучше справлять нужду перед сотней, чем пить одолженную воду в присутствии одного.
55. Сын мой! Не вари еду в кастрюле, в которой готовил другой, и тем более если в ней варили двое, которые уже умерли. Ведь ангел смерти уже отметил ее (речь идет о вдове, у которой умерли уже два предыдущих мужа).
56. Сын мой! Остерегайся брать в жены недостойную женщину. Горе тому, кто наносит ущерб будущему потомству! Царь Давид взял в жены недостойных женщин, и это привело к тому, что у него родился сын Авшалом, который совершил много зла. Он преследовал отца, чтобы убить, и сделал так, что тому стали запрещены его жены. А другой сын царя Давида — Адония — хотел захватить царство против воли своего отца.
57. Сын мой! Не вступай в интимные отношения с женой в то время, когда она должна кормить младенца. И не оставляй младенца дома одного в кроватке ни днем, ни ночью.
58. Сын мой! Не ночуй нигде один, ведь существуют вредящие духовные силы, которые могут умертвить человека или младенца (это продолжение пункта 57).
59. Сын мой! Следи за тем, чтобы сыновья учили Тору, и не уводи их от учения. Того, кто уводит сына от учения Торы, уводят из этого мира, ведь Всевышний постоянно скорбит о тех, кто не учит Тору.
60. Сын мой! Остерегайся пить воду, которая была оставлена открытой на ночь, — это опасно.
61. Сын мой! Не сиди на солнце в летние месяцы тамуз и ав, и тем более не спи ночью при свете луны. Об этом сказано: «Днем солнце не навредит тебе и луна ночью»[4]. Всё это для того, чтобы уберечься от скверных духовных сил, которые могут навредить. «Бог будет хранить тебя от всякого зла, сохранит твою душу. Бог будет хранить тебя, когда выходишь и когда приходишь, навеки»[5].
62. Сын мой! Не ешь мясо, которое еще дымится от варки или жарки. И не ешь еду, приготовленную в кастрюле, которой не пользовались 30 дней.
63. Сын мой! Не забывай от любой еды откладывать долю для твоего Создателя. А Его доля — это доля, которую дают бедным. Поэтому лучшее со своего стола отдай в честь твоего Создателя. «Не проклинай глухого и бойся Бога твоего».
64. Сын мой! Знай, что место праведников на небесах — это место наивысшего блага, и сокрыто оно в тайном месте, куда невозможно войти ни одному созданию, кроме душ святых и чистых, которым дано туда войти. Место это — место радости Всевышнего, сотворено оно было прежде сотворения мира и оттого не является его частью.
[1] Берешит 28:13.
[2] Шемот 31.
[3] Шемот 35.
[4] Теилим 121:6.
[5] Теилим 121:7-8.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Меир Левин,
из цикла «Коммандировка в Египет»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Лех Леха
Рав Реувен Пятигорский
Десять испытаний
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Ради помощи путникам Авраам прерывает беседу с Творцом. Потомки патриарха унаследовали способность любить всех людей. Раввин Гирш о справедливости и человечности.
Рав Элияу Левин
Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.