Из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер», темы: Устная Тора, Исправление качеств, Мудрецы Мишны, Раби Элиезер
Зависть, гордыня и жажда почестей уводят человека из этого мира. Сказали ангелы Всевышнему: «Владыка всех миров! Что есть человек, что Ты знаешь его (уделяешь ему внимание)?»[166] «Человек подобен дуновению»[167], а Всевышний — «нет на земле подобного Ему»[168]. Всевышний ответил им: «Вы восхваляете Меня на небесах, а он восхваляет Меня на земле. И потом, разве вы можете дать имена всем животным?» Попробовали ангелы, но не смогли этого сделать. Тут же встал Адам и дал имена всем животным, как сказано: «И дал человек имена всем животным»[169]. Увидев это, ангелы сказали: «Если мы не найдем способа управиться с человеком, который в будущем согрешит, то не сможем его одолеть».
Одним из главных ангелов был Самаэль (ангел смерти). У других ангелов было по шесть крыльев, а у него 12. Взял он своих подчиненных, спустился посмотреть на творения Всевышнего и не нашел творения, способного навредить человеку больше, чем змей, о котором сказано: «А змей был самым коварным из всех животных»[170]. Он был похож на верблюда. Самаэль взобрался на него и поехал на нем. Тора кричала ему: «Самаэль! Ведь мир был только что сотворен. Неужели сейчас надо бунтовать против Творца?! Сейчас же поднимись на небеса!»[171] А Владыке мира «смешны конь и всадник его» (то есть Он ослабляет власть Самаэля на небесах и на земле)[172]. Если в человека вселился злой дух, разве он совершает свои поступки по своему желанию? Разве говорит собственные мысли? Всё, что он делает, делается по наущению злого духа. Так и змей — всё, что он делал и говорил, было по наущению Сама-эля. О нем сказано: «Во зле своем будет повергнут злодей»[173].
Это подобно истории про царя, который женился. Он предоставил царице власть над всем богатством, которое у него было, и над всеми драгоценными камнями и жемчугом, которыми он владел, и сказал: «Я даю тебе в руки всё, что у меня есть, кроме этой бочки, полной скорпионов». Зашел к ней один старец попросить уксус (намек на дурное начало, которое толкает человека на глупость). Он спросил: «Что отдал царь в твои руки?» Она ответила: «Он отдал в мои руки всё, кроме этой бочки со скорпионами». Сказал ей старец: «Да ведь царь держит в этой бочке самое большое богатство. А тебе он сказал иначе, потому что хочет привести еще одну жену и отдать эту бочку ей». Тот царь — это Адам, его жена — Хава, а старец, пришедший за уксусом, — змей. О них сказано: «Там падут творящие нечестие, толкнут (их), и не могут встать»[174].
Змей рассудил сам с собой так: «Ясно, что если я обращусь к Адаму, то он меня не послушает, так как мужчина не спешит менять свое мнение. Поэтому обращусь к женщине, которая может передумать с легкостью, и я уверен, что она меня послушает. Ведь женщины прислушиваются к любому совету», как сказано: «Прислушивается к другим и не понимает, к чему это ведет»[175]. Пошел змей к женщине и спросил: «Это правда, что вам велено не есть с этого дерева?» Хава ответила ему: «Да», как сказано: «Только от плодов дерева… не ешьте от него и не прикасайтесь, чтобы не умереть»[176]. В ее словах змей нашел лазейку и сказал: «Это повеление было дано из зависти, ведь, как только вы поедите от этого дерева, станете подобными Богу. Он творит миры и разрушает их, и вы тоже сможете творить и разрушать миры. Он умерщвляет и оживляет, и вы сможете умерщвлять и оживлять», как сказано: «Ведь знает Бог, что в день, когда вы отведаете его, откроются глаза ваши»[177].
Змей подошел к дереву и дотронулся до него. Дерево закричало: «Злодей! Не тронь меня!», как сказано: «Рука злодея не сдвинет меня», «Там падут творящие нечестие, толкнут (их), и не могут встать»[178]. Змей вернулся к женщине и сказал: «Я дотронулся до дерева и не умер. И ты тоже дотронься, и не умрешь». Пошла женщина и дотронулась до дерева. Увидев, что к ней идет ангел смерти, она сказала: «Может быть, сейчас я умру, а Всевышний сделает Адаму другую жену. Сделаю так, чтобы он поел от плодов этого дерева со мной. Если умрем, то умрем оба, а если останемся жить, то будем жить оба». Хава сорвала плоды Древа познания, и поела, и мужу своему тоже дала поесть, как сказано: «И взяла от плодов его, и ела, и дала мужу своему»[179]. Когда Адам поел от плодов дерева, его глаза раскрылись и зубы притупились. Он сказал Хаве: «Чем ты меня накормила, что раскрылись глаза мои и притупились зубы? Так же притупятся зубы у всех грядущих поколений».
[166] Теилим 144:3.
[167] Теилим 144:4.
[168] Иов 41:25.
[169] Берешит 2:20.
[170] Берешит 3:1.
[171] Иов 39:18.
[172] Иов 39:18.
[173] Мишлей 14:32.
[174] Теилим 36:13.
[175] Мишлей 9:13.
[176] Берешит 3:3.
[177] Берешит 3:5.
[178] Теилим 36:12-13.
[179] Берешит 3:6.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»