Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не отклоняйся от того, что скажут тебе, ни вправо ни влево».

Рабан Гамлиэль из Явне и его современники

Мудрецы поколения

Когда рабан Йоханан бен Закай возобновил в Явне деятельность Санхедрина, р. Гамлиэль, сын рабана Шимона бен Гамлиэля, не был назначен главой Санхедрина (Наси). По-видимому, рабан Йоханан бен Закай не хотел привлекать внимание римлян к Санхедрину и к потомкам Гилеля, чья семья по традиции считалась преемницей власти царей Израиля. Только через несколько лет, когда подозрительность римлян уменьшилась, рабан Гамлиэль был назначен главой Санхедрина. Чтобы различать деда и внука, носивших одинаковые имена, последнего называют рабан Гамлиэль из Явне.

Избрав рабана Гамлиэля наси Израиля, мудрецы восстановили тем самым главенство семьи Гилеля, члены которой до этого на протяжении ста лет возглавляли Санхедрин. Кроме потомков Гилеля, пост наси занимали раби Элиэзер и раби Иеошуа — ученики рабана Йоханана бен Закая, вынесшие своего учителя из окруженного Иерусалима. Рабан Йоханан бен Закай назвал раби Элиэзера за его необыкновенную память «колодцем, сохраняющим каждую каплю». Раби Йеошуа был беден и с трудом сводил концы с концами, работая угольщиком. Наши учителя рассказывают, что когда он был еще совсем маленьким, его праведная мать приносила ребенка в бейт мидраш, чтобы уши мальчика впитали звуки Торы и чтобы Тора навсегда осталась в его душе. Рабан Йоханан бен Закай сказал о нем: «Счастлива мать, родившая его».

Учеником раби Элиэзера и раби Йеошуа был раби Акива бен Йосеф. Будучи почти ровесником своих учителей, он, однако, лишь в сорок лет начал изучать Тору. Поэтому раби Акиву не причисляют к мудрецам Явне первого поколения. Но он является несомненным лидером следующего поколения мудрецов Израиля.

Власть Торы

Со смертью рабана Йоханана бен Закая исчез авторитет, перед которым преклонялись все мудрецы Израиля. Единство народа могло быть обеспечено только Санхедрином. Все евреи обязаны были следовать решениям, которые принимались в Санхедрине большинством мнений, как это было заповедано Торой:

«Не отклоняйся от того, что скажут тебе, ни вправо ни влево». Это предотвращало разобщение народа. Все свои силы рабан Гамлиэль отдавал укреплению влияния Торы в народе и усилению власти Санхедрина. Тем самым решалась проблема сохранения единства народа и его мудрецов. Он знал, что, если один из членов Санхедрина откажется принять мнение большинства, это будет иметь разрушительные последствия. Поэтому, когда раби Элиэзер Агадоль (брат жены рабана Гамлиэля) отказался принять решение Санхедрина по одному из алахических вопросов, рабан Гамлиэль отлучил его. Талмуд так рассказывает об этом споре: В этот день раби Элиэзер привел все доводы, которые есть в мире, и не приняли их мудрецы. Сказал он: «Коли я прав, пусть дерево докажет», — вырвалось из земли дерево вместе с корнями. Сказали ему: «Не приводят доказательства из случая с деревом». Сказал он: «Если я прав, — вода докажет», — вода в арыке повернула вспять. Сказали ему: «Не приводят доказательства из случая с водой в арыке». Сказал он: «Если я прав, пусть стены бейт мидраша докажут», — наклонились стены бейт мидраша. Рассердился раби Йеошуа: «Если есть спор между мудрецами, почему стены должны вмешиваться в него?» Не упали стены из-за уважения к раби Йеошуа, но и не выпрямились из уважения к раби Элиэзеру. Так и остались наклоненными. Сказал раби Элиэзер: «Если я прав, пусть небеса докажут», — раздался Голос с Неба: «Закон всегда таков, как его формулирует раби Элиэзер». Встал раби Йеошуа и сказал:

«Не на небесах Тора, а дана нам на горе Синай. Поэтому мы не слушаем даже Глас Небесный, ибо написано в Торе: “следуй за большинством”.»

Мудрецы долго совещались, как сообщить раби Элиэзеру об отлучении. Его ученик раби Акива принял на себя эту тяжелую миссию, чтобы менее достойный человек не увеличил бы горечи великого мудреца. Что же сделал раби Акива? Закутался в черные одежды и сел неподалеку от учителя. Спросил раби Элиэзер: «Акива, чем этот день отличен от других?» Акива ответил ему: «Кажется мне, что твои товарищи отстранились от тебя». Раби Элиэзер понимал, что только таким образом можно было сохранить единство и узаконить мнение большинства. Несмотря на это, он по-прежнему считал мнение мудрецов ошибочным и не принимал его.

Как человек, у которого умерли близкие, раби Элиэзер порвал свои одежды, снял обувь и сел на землю. Глаза его были полны слез. Он покинул Санхедрин и основал ешиву в Лоде. Спустя некоторое время после отлучения раби Элиэзера, рабан Гамлиэль плыл на корабле. Разразилась сильная буря. Рабан Гамлиэль сказал: «Владыка мира, да известно тебе, что не для собственного почета и не из-за почета моей семьи я сделал это, а только, чтобы не умножать разногласий в народе», — и сразу утихло разбушевавшееся море.

В своем стремлении укрепить авторитет Санхедрина и его руководителей рабан Гамлиэль не признавал компромиссов. Такая политика привела к конфликту между ним и остальными мудрецами. Всякий раз, когда раби Йеошуа спорил с рабаном Гамлиэлем и в конце спора оставался при своем мнении, тот усматривал в этом оскорбление главы Санхедрина, на что реагировал очень резко. Мудрецы Санхедрина увидели в таком поведении оскорбление достоинства раби Йеошуа. Когда подобное случилось в третий раз, мудрецы потребовали отставки рабана Гамлиэля. Вместо него главой Санхедрина был назначен раби Элазар бен Азария. Отстранение от руководства не оскорбило рабана Гамлиэля. Будучи руководителем Санхедрина, он считал, что именно он ответственен за сохранение уважения к званию наси. Но и после отставки рабан Гамлиэль ни на минуту не оставлял бейт мид-раш и не расставался с товарищами по учению. Всякий раз, когда в Мишне появляются слова «в этот день», — речь идет о дне назначения раби Элазара бен Азарии главой Санхедрина. В этот день были решены многие спорные положения алахи. Впоследствии рабан Гамлиэль признал, что его отношение к раби Йеошуа было предвзятым и просил у него прощения. Из уважения к семье Гилеля члены Санхедрина снова назначили рабана Гамлиэля своим руководителем. Раби Элазара бен Азарию также оставили на посту наси. Так два человека одновременно удостоились чести руководить Санхедрином.

Под руководством рабана Гамлиэля была упорядочена молитва Шмонэ эсрэ, которую составили еще мудрецы Великого Собрания после разрушения Первого Храма. По инициативе рабана Гамлиэля Шмуэль Акатан сформулировал дополнительное благословение против отступников, число которых в то время сильно возросло. Еретики сеяли смуту в умах людей. Объединение народа под руководством Санхедрина мешало им, и они стали доносить на Санхедрин римским властям. Рабан Гамлиэль считал, что предатели не согласятся произносить благословение против еретиков и, таким образом, сами отстранятся от общины и от молитвы.

Мудрецы Торы — защитники народа.

В Санхедрине, заседавшем в Явне, была установлена алаха по многим вопросам, издавна разделявшим школы Шамая и Гилеля. В большинстве случаев алаха соответствует мнению школы Гилеля и лишь в восемнадцати вопросах принята точка зрения школы Шамая. Постепенно Санхедрин стал решать и политические проблемы. Однако это нужно было делать очень осторожно, дабы не вызвать недовольства римских властей. Иногда члены Санхедрина специально ездили в Рим, чтобы при дворе императора достичь того, чего не удавалось добиться у местной власти. Например, так выкупались еврейские пленники.

После смерти рабана Гамлиэля раби Элазар бен Азария единолично руководил Санхедрином. Однако, испугавшись римских правителей, он бежал в Галилею. Тогда пост наси, занял р. Йеошуа Азакен.

Еврейская община Эрец Исраэль постепенно укреплялась, и численность ее росла. Одновременно усиливалась подозрительность римлян. Р. Йеошуа с большими предосторожностями пытался возродить надежду на освобождение и строительство Храма так, чтобы римские власти не усмотрели в этом попытки восстания. Время было очень трудным и напряженным. Иногда заседания Санхедрина не проводились из-за опасения навлечь подозрения римлян. Мудрецы были вынуждены собирать учеников каждый в своем бейт мидраше.

В это время одним из наиболее уважаемых мудрецов стал р. Акива. Акива бен Йосеф в молодости был пастухом. Дочь Калба Савуа, известного в то время богача, убедила Акиву-пастуха посвятить себя изучению Торы. Она оставила дом своего отца и вышла замуж за бедняка. Под влиянием жены Акива начал учиться у р. Элиэзера и р. Йеошуа. Проведя много лет в их ешивах, он вернулся домой выдающимся мудрецом Торы. Он стал учить тысячи своих учеников с таким же усердием, с каким сам постигал когда-то Тору у своих учителей. Но ученики не относились с должным почтением друг к другу, и Небесный Суд вынес им смертный приговор. В конце жизни раби Акиве все-таки удалось обучить нескольких выдающихся учеников, сохранивших впоследствии Тору для еврейского народа.

Другом р. Акивы был раби Тарфон Акоэн. Р. Тарфон настолько выделялся среди окружающих, что последующие поколения называли его «Отец всего Израиля». Он был известен тем, что постоянно подчеркивал достоинства других мудрецов. Как-то раз р. Тарфон забыл объяснение одной алахи, и р. Акива напомнил ему. После этого он восторженно произнес: «Акива! Каждый, кто отдаляется от тебя, отдаляется от жизни». Р. Тарфон был богатым человеком. Однажды он передал р. Акиве значительную сумму денег для покупки земли, рассчитывая, что тот будет получать доходы от выращенного на ней урожая. Но р. Акива раздал эти деньги другим мудрецам, изучающим Тору, чтобы избавить их от забот о хлебе насущном. Спустя некоторое время р. Тарфон попросил р. Акиву показать ему купленный участок земли. Р. Акива указал ему на мудрецов Торы, и р. Тарфон решил, что это люди, продавшие р. Акиве землю. Но р. Акива объяснил, что все деньги он отдал мудрецам, для того чтобы те могли спокойно изучать Тору, и что, благодаря этому, р. Тарфон удостоился вечного удела, как сказано в псалмах царя Давида: «Не скупясь давал он бедным. Справедливость его пребывает вечно». Р. Тарфон согласился с доводами р. Акивы.

Р. Ишмаэль бен Элиша также был одним из друзей р. Акивы. Ребенком его захватили в плен и увезли в Рим. Когда в Рим приехал р. Йеошуа, ему рассказали, что в тюрьме находится красивый еврейский мальчик. Р. Иеошуа подошел к тюрьме и произнес начало фразы из Танаха: «Кто отдал тебя на разграбление, община Яакова?» (Иешаяу 32:34), — и мальчик сразу продолжил: «Разве не Б-г, которому мы согрешили?» И тогда р. Йеошуа сказал: «Я уверен, что он будет законоучителем еврейского народа». Он выкупил мальчика и увез его в Эрец Исраэль. Там р. Ишмаэль учился у р. Элиэзера и р. Йеошуа и стал законоучителем всего Израиля. Ему принадлежит барайта о тринадцати правилах, с помощью которых выводится алаха.

Р. Йоси Аглили был младше р. Акивы, и его считают учеником и товарищем р. Акивы.

Р. Акива много ездил по странам рассеяния евреев. Он пытался привлечь их к изучению Торы, прививал им любовь к Земле Израиля, вселял в них надежду на близкое избавление. В период усиления римского господства, когда Санхедрин в Израиле иногда не мог объявлять начало месяцев и високосный год, раби Акива, живший в то время в Вавилонии в городе Неардея, всеми силами заботился об установлении еврейского календаря.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»

Читайте также: тема Еврейская история


Хотя Лея и была не самой любимой — свою вторую жену, Рахель, Яаков любил сильнее — именно от Леи ведут свой род половина израильских колен, в том числе, колено Йеуды. И именно Лея похоронена рядом Яковом в Хевроне. Читать дальше