Темы: Человек, Возраст, Моисей, Тора и наука, Потоп, Тора и медицина, Здоровье, Жизнь, Общество, Симха Горелик
Царь Давид в 90-м Псалме сказал: «Дни лет наших — семьдесят лет, а если сильны — восемьдесят лет…» Так в чем же смысл традиционного еврейского благословения на долгую жизнь (ад меа эсрим, «до ста двадцати!»)?
Наша Традиция сохранила имена нескольких мудрецов периода Мишны, которые жили 120 лет. Но самый известный человек, чья 120-летняя продолжительность жизни явно записана в Торе, — это, конечно, величайший еврейский лидер Моисей, Моше-рабейну.
Тора говорит нам, что Моше было 80 лет, когда он был избран Вс-вышним в качестве того руководителя, который выведет еврейский народ из Египта. В течение последующих 40 лет странствий по пустыне ни тело, ни разум Моше не ослабели. Тора подчеркивает, что его неспособность войти в Святую Землю была обусловлена только повелением Б-га — и Моше в полном здравии оставил этот мир в день своего рождения, пробыв в нем ровно 120 лет.
Дочь фараона нарекла спасенного ею из Нила еврейского младенца именем «Моше» — «ибо я вытащила его из воды». В этом вытаскивании из воды отражается уникальная духовная природа Моше, где цура, форма, поднимает его выше уровня хомер, материи. Материя в данном случае — это вода, жидкое состояние которой, как известно, не имеет определенной формы.
120 — это то число, которое является ключом к раскрытию взаимосвязи между Моше и событием, произошедшим за несколько столетий до его рождения, а именно — Всемирным потопом. Раши комментирует строку Берешит 6:3 так: «До ста двадцати лет буду долготерпелив к ним. Если же они не возвратятся (от злодеяния своего), наведу Я на них потоп».
То же число 120, та же вода (и выбор: подняться над водой или погрузиться в нее), и тот же предмет, в котором можно спастись. На иврите он называется «тейва», а на русский в случае с Потопом мы переводим «ковчег», а в случае с младенцем Моше, оставленном в камышах у берега Нила — «папирусный короб» или «корзина».
Точно так же, как Моше выжил, будучи «вытащенным из воды», так и Вс-вышний временно пощадил человечество, предоставив нечестивцам возможность покаяться, благодаря заслугам Моше — ровно на срок его жизни: 120 лет.
Ковчег, который строил Ноах в течение 120 лет, символизировал «продолжительность жизни». Это была та среда, в которой последние остатки цивилизации спасались от уничтожения в водах Потопа, чтобы потом восстановиться на земле.
Ключевое слово здесь — восстановление. То, что Моше умер на 120-м году жизни, символизирует бесконечный цикл. Роковая ошибка Амана состояла в ходе его рассуждений: раз в месяце Адар умер Моше, значит, этот месяц — «несчастливый» в еврейской истории. Всё наоборот: тот факт, что день смерти Моше пришелся на его день рождения, означает, что Моше символически продолжает жить — через своих преемников. Его кончина создала не пустоту, а постоянно возобновляемую цепь мудрецов Торы.
В каждом поколении, как говорит Традиция, живет воплощение Моше. Каждый из этих лидеров продолжает задачу освящения соблюдения Торы, которая поддерживает наше существование и саму жизнь. Земная часть этой жизни — 120 лет, как у Моше.
Тем не менее, на протяжении долгих столетий цифра «120» воспринималась, скорее, как метафора. Конечно, люди верили во всемогущество Вс-вышнего и понимали, что ничего невозможного для Него не существует — в том числе, и одарить человека долгими годами земной жизни, и все же реальность была такова, что цифры средней продолжительности жизни были очень далеки от числа «120».
Средняя продолжительность жизни населения России в 1896—1897 годах составляла, по различным данным, 31-33 года для женщин и 29-31 год для мужчин. В европейских, особенно, скандинавских странах, эти цифры были несколько ниже, и все же, только в последнее время по всему миру начался значительный рост средней продолжительности жизни.
Необходимо отметить, что такие данные связаны, в первую очередь, с детской смертностью. Если в начале XIX века в среднем по миру она составляла 43%, в 1960 году — 18,5%, то в 2015 году — только 4,3%.
В результате развития здравоохранения, средняя продолжительность жизни с каждым годом становится все больше — и это несмотря на то, что мы неправильно питаемся, мало двигаемся и подвергаемся разного рода стрессам. В России человек в среднем живет 73,3 года, но в Израиле — 82,4 года, а в Гонконге — 84. Не сравнить с цифрами столетней давности.
Параллельно с общей заботой о человеческом здоровье, об искоренении голода, о борьбе с вредоносными вирусами и бактериями, в научном мире всё громче звучат голоса, декларирующие долголетие в качестве нормы, а не исключения из правил. Причем интересно, что ученые называют ту же длину человеческой жизни, что и Тора: 120 лет.
В США существует независимый Институт Бака (Buck Institute) с 19 лабораториями, занимающимися только старением, и даже целый Национальный институт старения (National Institute on Aging) с ежегодным бюджетом в 1,5 миллиарда долларов. Серьезные исследования ведутся в Великобритании, Испании, Австралии, Италии, России. Но старение — крайне сложный и многофакторный процесс. Каждая научная группа обычно пытается разобраться в чем-то одном из огромного множества его причин и механизмов. Единой теории старения не существует.
Известный российский и американский ученый, профессор Гарвардской медицинской школы Леонид Пешкин руководит группой, исследующей проблемы старения, продолжительности жизни и создающей лекарства «от старости».
Вывод, к которому пришла эта группа, таков: старение, похоже, вовсе не является биологической необходимостью. Существуют животные, которые не стареют. Это не означает, что они не умирают вовсе, но с возрастом у них не увеличивается вероятность смерти — они не дряхлеют. Это осетры, некоторые акулы и крабы, которые в природе погибают в зубах хищника, либо потому, что не находят себе пропитание, а в лабораторных условиях — от микробов и вирусов.
В данный момент полным ходом идет работа над изобретением такого чудо-препарата, который позволит человеку доживать до 120 лет, все эти годы полностью владея своим телом и умом.
Вместе с тем, среди многих оригинальных «трендов» XXI века появился и такой: биохакерство. По существу, биохакинг — это производная от известного всем ЗОЖ, «здорового образа жизни», то есть антиэйдж-терапия, модифицированная и дополненная возможностями современной науки.
Приверженцы этого направления составляют для себя индивидуальные программы и четко им следуют. Цель у всех одна — максимальное продление жизни с высоким ее качеством. Что значит «максимальное продление жизни»? Снова говорят о 120 годах. Кто-то вычислил, что для этого необходим прием биодобавок, кто-то избегает общения с противоположным полом, и все они, конечно, не пьют, не курят и занимаются спортом.
Один из биохакеров уже вложил в исследование своего здоровья $200 000. Вообще, денег в «лекарство от старости» — каким бы оно ни оказалось — вложены миллиарды, а энтузиасты даже рискуют жизнью, чтобы доказать отдельные гипотезы.
Осенью 2015 года весь биотехнологический мир заговорил об Элизабет Пэрриш, которая стала первым пациентом, испытавшим на себе генную терапию против старения.
На самом деле, чтобы прийти к выводу о том, что мешает человеку оставаться в этом мире дольше, достаточно взглянуть на список причин смертности в мире, в котором первые два места уверенно занимают ишемическая болезнь сердца и инсульт.
Медики призывают каждого человека заботиться о своем здоровье и не заниматься самостоятельным уничтожением своего организма, который, по мнению многих ученых, рассчитан на 120-летний срок безупречной работы — но при условиях правильной эксплуатации.
Несмотря на то, что в современных больницах успешно спасают множество пациентов с этими диагнозами, путь к инсульту и инфаркту мы начинаем задолго до того, как нам начинает требоваться медицинская помощь. Аксиома профилактики двух самых смертельных болезней нашего века всем известна: снижение массы тела + отказ от курения никотина + физическая активность эффективней лекарственных средств. Но проблемы избыточного питания и малой физической активности всё еще остаются для человечества относительно новыми, ведь в течение веков движение и умеренное питание было естественной основой жизни большинства людей.
Да, всё идет к тому, что в ближайшие десятилетия человечество придет к пониманию того, как обращаться со своим организмом, чтобы он служил ему верой и правдой все те годы, которые ему отвел Творец для земного пути.
Станет ли этот «человек будущего» счастливее? Возможно, в 120 лет он сумеет делать «шпагат» и стоять на голове; возможно, он давно забыл дорогу в поликлинику и больницу. Возможно, его жизнь будет полна довольства и удовлетворения, но для того, чтобы она наполнилась счастьем, необходимо вернуться мысленно к тому человеку, кто прожил полных 120 лет, от Адара до Адара, и чья продолжительность жизни с тех пор стала тем оптимальным стандартом, к которому ученые ведут человечество.
Человек — это не его тело, а то, что заключено в его теле, то есть — его душа, ради исправления которой он пришел в этот мир. Не стоит тратить миллиарды долларов на шкатулку, в которой лежит копеечная стекляшка. И не стоит драгоценный бриллиант хранить в разваливающемся, потрепанном, дырявом футляре.
Творец дает нам годы земной жизни, чтобы мы растили здесь бриллиант своей души в надежной оболочке тела. Забота об этом теле важна ровно настолько, чтобы мы могли осуществлять свою миссию: служение Творцу. И тогда 120-летний срок жизни, если будет дарован нам, станет символом постоянного возобновления в жизни следующих поколений.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.