Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Рав Эуд Авицедек
Славу создают два лика: скрытность и раскрытие. Если определить более точно: раскрытие, указывающее на глубину сокрытия, которое невозможно раскрыть.
Так это по отношению к Творцу и Его раскрытию в мироздании, и так это по отношению к Торе, которая называется «славой»: «Слава — не что иное, как Тора, как сказано: “Славу мудрецы унаследуют”» (Авот 6:3). Ибо в этом суть Торы, и Зоар постоянно повторяет, что «вся Тора сокрыта и раскрыта». Два лика Торы — скрытность и раскрытие — создают ее качество славы (כבוד).
«Раби Йоханан называет одежду “прославительницей”». Такова суть одежды, в которой человек открывается другому, скрывая то, что нужно скрыть, и принося славу и уважение («по одежке»).
Корень этой двойственности — в отношении царя со своим народом: «Царь властвует над народом и отделен от народа… Всевышний — Царь всех существующих, так как они нуждаются в царстве Небес, и отделен от них» (Маараль). Царство — это отношение и принадлежность, царство происходит по воле народа, а отделенность и обособление — его противоположность. Творец — Царь со стороны Его раскрытия сотворенным, но в Своей сущности Он отделен от них.
Слава есть итог раскрытия воли Творца: «Все сотворил для славы Его», «Все сотворенное Моим Именем — для Своей славы Я сотворил, создал и также сделал», и она — Малхут, Царство. «Для славы Его — означает Малхут, как сказано в Зоаре: “Благословенна слава Имени — это Малхут”».
«Это последнее постижение, которое человек постигает и возвышается… Это восприятие Колесницы, и в нем постигают истинность сотворенных вообще» (Рамбан). Это максимальное постижение, над которым человеку заповедано трудиться в мире служения, и оно — ее полное постижение — будет его наградой в мире, который весь — суббота. Суть этого постижения объясняет Рамхаль.
«Третье знание о замысле сотворения мира весьма замечательно. Оно состоит в следующем. Эманирующий хотел раскрыть Свое единство, показать, что “Я первый, и Я последний”, и, в конце концов, всякое проклятие превратится в благословение, и все зло вернется в добро… Из этого уже следует знание всех сфирот, которые все возвращаются к высшему единству Бесконечного. И эта вещь не очень постигается в нашем поколении, а ведь она — основа веры Израиля: знать единство Эманирующего. Но чтобы достичь этого знания, нужно много потрудиться. А тот, кто достиг, он и есть тот, кто постиг все вопросы Мудрости во всей глубине» (Рамхаль, конец книги Питхей Хохма ваДаат).
Ради раскрытия этого постижения сотворен мир, и оно — конечная точка пророческих обетований. «Если обратим мы сердца наши ко всем деяниям Всевышнего, тем, что уже произошли с момента появления человека на земле, и тем, что обещаны нам через пророков в будущем, то вот что прояснится для нас из всего этого в полной ясности: безраздельность единства Всевышнего» (Рамхаль, Даат твунот 34).
* * *
«Ведь очевидно, что остальные аспекты неисчерпаемого совершенства Творца не могут быть прояснены для нас вообще, так как нет у нас средств, чтобы постичь их. Например, известно, что Он мудр, но нам не постичь всей глубины Его мудрости. Известно, что Он знающий, но недоступна нам глубина Его знаний. Поэтому сказали наши мудрецы, благословенной памяти: “Ты мудр, но не известной мудростью, Ты понимаешь, но не известным пониманием” (Тикуней Зоар). И поскольку эти аспекты непостижимы, выходит, что нам запрещено их исследовать» (Даат твунот 34).
Здесь воплощается качество славы, отрицание всякого положительного постижения и обязывание постижения через отрицание: «А вот единство, напротив, может открыться нам и проясниться во всей полноте. Следовательно, недостаточно того, что оно прояснится нам само, но обязаны мы обратить сердце к знанию этому, дабы укоренилось оно там прочно, без всяких оговорок. И это именно то, что заповедал нам Моше от имени Всемогущего: (Дварим 4:39) “И узнаешь в тот день, и примешь сердцем своим, что Господь — есть Бог, на небе вверху и на земле внизу — нет более”» (там же).
Это познание и признание, что «вся земля полна славы Его». Его конечное раскрытие, в День, который весь — суббота: «…и будет Господь Царем над всей землей, в тот день будет Господь один и Имя Его одно». Гемара объясняет: «А разве сейчас Он не один? Не подобен Грядущий мир нашему миру. В нашем мире на добрые вести говорят “…благословен Благой и творящий добро”, а на плохие вести — “…благословен праведный Судия”. А в Грядущем мире на все скажут: “…Благой и творящий добро”. “И Имя Его одно” — а разве сейчас оно не одно? Не подобен Грядущий мир нашему миру. В нашем мире Имя пишется йуд-эй, а читается А-донай, а в Грядущем мире все оно одно: пишется йуд-эй и читается йуд-эй» (Псахим 50). Ниже следует объяснение данных слов Гемары.
Мы не занимаемся изучением данного знания, но лишь объясним словами Рамхаля его определение, имеющее отношение к нашей теме.
«Единство Бесконечного означает, что только Его воля существует, и не существует никакой другой воли, но лишь от Него. И потому Он властвует один и никакая другая воля». Суть данного знания: «Понять все, что сотворено или сделано в мире, как оно исходит из высшей воли, и как все оно управляется правильным образом от единого Бога, чтобы вести все круговороты к полному совершенству в конце времен» (135 Питхей Хохма 1). Из этого следует сотворение зла и всех его аспектов, чтобы показать, «что все, бывшее злом в начале, не исходит из другого владычества, чтобы могло стоять против Него, но является, в конечном итоге, — несомненным благом. И тогда станет очевидным, что нет другого владычества, кроме Его» (там же, 2).
«Показать, что “Я первый и Я последний”, и что, в конце концов, всякое проклятие превратится в благословение, и все зло вернется в добро… Из этого уже следует знание всех сфирот, которые все возвращаются к высшему единству Бесконечного» (Рамхаль, Питхей Хохма веДаат).
Управление Единства есть выражение единственной воли в творении. Но ведь суть понятия «воля» — в свободе от всякого подчинения. Поэтому оно не подчинено Управлению Суда. «Абсолютность единства Его включает также невозможность принудить Его каким-либо способом. Весь порядок правосудия и законы, Им установленные, — все без исключения зависит от воли Его, а не Он подчинен им. Если Он хочет, то как будто подчиняет свою волю делам человеческим, как мы учим в трактате Авот (3:19): “Все судится по большинству дел [плохих или хороших]”. А если хочет, то вообще не принимает в расчет все деяния и несет добро в доброте Своей тому, кому хочет, как было сказано Моше: “И проявлю милость к тому, к кому будет милость Моя” (Шмот 33:19). Объясняет Гемара (Брахот 7а): Даже если тот не достоин» (Даат твунот 36).
«Цель сотворения мира — стать дающим благо в соответствии с Его абсолютно благим стремлением» (135 Питхей Хохма). Путь к исполнению полного воздаяния добра — это раскрытие Единства Всевышнего. «Пожелал Бесконечный стать дающим совершенное благо, чтобы не было даже стыда для получающих его, и положил раскрыть в реальности Его совершенное единство — что нет перед Ним ничего, что могло бы помешать Ему, и никакого недостатка. Поэтому установил это управление, в котором зло вернется к добру, в том, что изначально дал место злу сделать свое, но, в конце концов, всякая порча будет исправлена, и всякое зло превратится буквально в добро. Таким образом раскрывается Единство, которое само по себе наслаждение для душ» (там же, 4).
Имя Авайе есть сама суть раскрытия воли Творца — желания творить блага — корень Управления Единства. Имя А-донай есть корень Управления Суда, — ведь «Царь судом установит землю». Оно — одеяние и «ножны» для имени Авайе в нашем мире (ведь Имя пишется Авайе, а произносится А-донай). «Подобно тому, как свет спрятан в теле солнца, имя Авайе спрятано в имена А-донай при его чтении». В Грядущем Всевышний «вынет солнце из его ножен» — это раскрытие имени Авайе. В день, который весь — Суббота, будет Господь один, и Имя Его одно, и это раскрытие ретроактивно по отношению ко всему, что происходило в мироздании. «Имеется в виду, что не будет аннулировано имя А-донай, но суть в том, что оно указывает на Царство и качество Суда, а имя Авайе есть сущностное милосердие. В Грядущем мире все увидят ретроактивно, что не было никакого качества Суда, но все было милостью и милосердием. Поэтому в нашем мире кажется, что произносимое Имя не подобно Написанному, так как одно — милость, а другое — суд, но в Грядущем мире оно читается так же, как написано…» (Цлах).
«И уста самого Всевышнего свидетельствуют и провозглашают, что все собранное по крупицам из всех круговоротов событий, происходящих по воле Всевышнего в мире, — все это раскрытие Его абсолютного единства. Как сказано в книге Дварим (32:39): “И увидите тогда, что Я — это Я, и нет бога со Мной”. А сказано это было в завершение описания всего круговорота событий, которому предназначено свершиться в мире, — ведь именно этому посвящена песня “Азину”, как подтвердил Сам передавший нам Писание, и венчают ее слова “И увидите тогда, что Я, Я это…”» (Даат твунот 34).
«Это утешение нам, поскольку не по делам воздастся нам, и не будет Он ждать заслуг наших, и не заменит нас за недостатком таковых. Но свершит все в силу клятвы, которой поклялся праотцам, и в силу союза, Им заключенного. И даже если не будет заслуг у Израиля, когда придет назначенный срок, день, скрытый в сердце Его, в любом случае освободит нас, без всякого сомнения, ведь Он — господин всему и может сделать все, что угодно Ему» (там же).
Отсюда мы переходим к обсуждению определения «тайны субботы».
«Ведь если вглядишься внимательно во все происходящее под небом, увидишь единое движение, идущее кругами в мире, и успокоение его — раскрытие этой истины (Единства)» (там же).
«Идущее кругами» — это процесс цикла дней шести дней недели и Шести Тысяч лет. «Его успокоение» — это покой субботы, день, когда раскроется эта истина, эта тайна.
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.