Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Амалек, Рав Эуд Авицедек
«Сказали евреи Моше: Один стих говорит (Дварим 25:17): “Помни, что сделал тебе Амалек”, а другой (Шмот 20:8): “Помни день субботний, чтобы святить его”. Как могут сушествовать оба — этот “помни” и этот “помни”? Сказал им Моше: Не подобен стакан со сладким стакану уксуса — это стакан и это стакан… Это “помни” для освящения… а это — для наказания…» (Пиркей дераби Элиэзер).
«Помни, что сделал тебе Амалек». Здесь и о субботе написано «помни», и оба равны… Притча: на что это похоже? На царя, устроившего пир и позвавшего гостей. Принесли ему блюдо, полное всяких яств, сказал: Помни такого-то, любящего меня. Когда очистил блюдо, сказал: Помни такого-то, своего ненавистника. Сказали ему друзья: Этого ты упомянул и того ты упомянул. Сказал им: Этого я упомянул над блюдом, полным всякого добра, а этого — над пустым блюдом. Так и суббота! Написано о ней: «Помни день субботний», чтобы освящать его и почитать его едой, питьем и чистой одеждой. А об Амалеке написано: «Помни, что сделал тебе Амалек». Как ты его поминаешь? Над пустым столом, как сказано: «Сотри память об Амалеке из-под неба» (Танхума).
Противная сторона, тот, кто сопротивляется святости субботы в мироздании, — это Амалек. «Сказал раби Йеуда, что сказал Рав: Если бы Израиль соблюдал первую субботу, не властвовал бы над ним никакой народ и язык, как сказано: “И было в восьмой день, вышли из народа собирать”, и написано после этого: “И пришел Амалек”».
Объясняет Маараль: «Ибо суббота есть единение Израиля с Всевышним, как написано: “Ибо знак это между Мной и вами”… И потому если бы хранил Израиль первую субботу, получил бы союз и соединение, которое есть у Израиля, со стороны субботы — собственное соединение. Ибо не похоже соединение и приобщение субботы с остальными соединениями и приобщениями, которые есть у Израля с Всевышним через другие заповеди, поскольку суббота — со стороны творения, — ведь суббота следует творению, которое создал Всевышний». Суббота — супруга Израиля, она — союз между Израилем и его Творцом. И поскольку суббота есть совершенство со стороны творения, она — окончание исправления мироздания, день, который весь — суббота, то евреи, соблюдающие ее, присоединяются к этому совершенству и предуготовлены к вечному единению с Творцом.
«Если бы евреи соблюли первую субботу, то соединение Израиля с Всевышним продолжалось бы со стороны творения, а вещь, которая осуществляется со стороны творения, вечна…» Если бы соблюдали эту первую субботу, поднялись бы к совершенству получения Торы — миру Бины, и тогда жили бы вечно. Но, как и у Адама, на дороге к Древу Жизни стоит Змей, который привел Адама к отвержению от святости субботы, так и с Израилем — по дороге к исправлению этого греха встретил их Амалек — он же Змей — прежде чем они прилепились к Древу Жизни.
«Сейчас, когда они не соблюли первую субботу, ибо есть разница между первой и остальными субботами, так как первая есть само соединение с Всевышним» (Маараль). После того, как согрешили, для того, чтобы достичь избавления, они должны соблюсти две субботы, — такова ступень раскаявшегося: «“Сказал раби Йоханан от имени раби Шимона бар Йохая: Если соблюдёт Израиль две субботы в соответствии со всеми законами, сразу же будет избавлен”. В этом общий смысл нашей темы, а далее мы рассмотрим ее подробнее.
“Руки Эсава. Руки (Яакова) он может захватить. Но внутреннюю суть, голос Яакова, он не может затронуть никак. А руки — это категория действий” (Сфат эмет). К будним действиям, к 39 работам в материальном мире, есть у Эсава отношение. И так в будущем народы мира потребуют долю в Грядущем мире, поскольку концепция действия (руки) была у них исправлена и полна: “Много рынков мы устроили, много бань открыли, много серебра и злата преумножили, и все это мы сделали только для Израиля, чтобы те занимались Торой” (Авода зара 2). Ведь в этом их цель: поддерживать существование материальной цивилизации, чтобы праведники мира изучали Тору. Но к сердцевине реальности нет у них отношения. “Руки — это то, за что можно взяться, как ручки у сосудов. Но главное — внутреннее содержание и душа. А внешнее и телесное — лишь рука и место, как получить внутреннее в мире природы… Эсав и Амалек могут держаться только за внешнее облачение тела”. Они не хотели подчинить свою реальность — категорию рук — голосу Яакова, и потому воюют с субботой.
Суббота есть сердцевина реальности, день душ, тот день, когда вся категория рук — будничных действий — аннулируется, возвращается и исправляется в своем корне. Поэтому суббота — наиболее подходящий день для уничтожения Амалека. “И было, когда поднимал Моше руки, одолевал Израиль, а когда опускал руки, одолевал Амалек”. Это поднятие рук, чтобы аннулировать физическое действие по отношению к мудрости, и тогда само собой Амалеку не за что держаться» (Сфат эмет).
«Карха — от слова кери (ночной случай)» (Раши). Амалек противостоит союзу обрезания, он желает искоренить основу мира, качество праведника (Йесод). Это качество «помни» в субботу. Поэтому мудрецы постановили читать в субботу перед Пуримом раздел Захор об уничтожении Амалека.
Обрезание — это союз, соединяющий нижний мир с высшим. Он хранит человека от забывания своего корня. Его цель — устранение «крайней плоти», прикрывающей мироздание, сорвать завесы природы, которая заставляет человека забыть об его святой сущности. Злодей же хочет сделать обратное: искоренить основу мира (Йесод).
Суббота возвращает человечество к его святому корню — это памятование, противостоящее силе забывания Амалека. Суббота есть источник внутренней жизненной силы, «места, где нет забывания»: основа соединения с источником изобилия.
В этом война Амалека с соблюдением двух суббот внизу: в аспекте Йесод и в аспекте Малхут. Он стремится разорвать соединение с Источником, и тогда само собой прекратится излияние благословения и святости на всё мироздание. Суббота есть память — соединение с сердцевиной мироздания и источником его жизненности.
Но наибольший удар Амалек наносит по исправлению раскаянием. Такой корень зла невозможно исправить, но лишь уничтожить. Именно он сопротивляется соблюдению двух суббот (о чем шла речь в предыдущей главе) — присоединению к высшей субботе, к миру раскаяния, к соединению с мохин (разумом), с Торой.
«Когда сердце холодно в отсутствие страсти и расторопности заповеди, тогда оно пусто от всякой святости. И следует помнить, что это — действие Амалека в час исхода из Египта, в начале построения Общины Израиля, когда тоже пришел, чтобы охладить их» (раби Цадок аКоэн). Расторопность в святости — это начало лестницы, по которой поднимаются вверх в служении Всевышнему. Насмешничество и злое сознание Амалека охлаждают всякую возможность горения святостью служения.
Эта сила изымает всякую возможность исправления через раскаяние: «Известен огромный вред насмешничества и ущерб, причиняемый им. Щит, смазанный жиром, отбивает направленные в человека стрелы. Они скользят по щиту и падают на землю, не касаясь тела. Точно так же, одной насмешкой и неуклюжей шуткой человек может отразить упрек и впечатление, которые пробудили бы его и заставили задуматься о своих деяниях» (Месилат йешарим). Зло Амалека поражает осознание (Даат), соединяющее разум (мозг) с эмоциями (сердце), разрывает связь между ними и тем самым предупреждает возникновение чувств любви и страха. Другими словами, это отрыв самой сути жизни человека от разума (Хохма и Бины), отделение его от данной ему чистой души.
Суббота — это корень святости в мире. Это день, который напоминает человеку о необходимости расторопности в служении Творцу. Святость субботы подобна Грядущему миру, а погруженный в материальный мир человек забывает о Грядущем мире, и поэтому необходимо стимулировать его помнить. И подобна этому заповедь помнить об Амалеке. Ведь вся суть Амалека — заставить человека забыть о служении Всевышнему и о страхе перед ним, и потому нужно стимулировать его помнить. В одном случае (суббота) — помнить о получении дополнительной святости, а во втором — помнить об уничтожении в сердце зла, порожденного Амалеком.
Суть войн Амалека — отрицание Дающего жизнь мирам, его убеждение, что все случайно, что мир действует по своим автономным законам и нет у него правителя. Конечная цель понятия Малхут (как объяснялось в эссе «Суббота и Царство») — это единство всех отделенных сущностей для раскрытия царства Творца. Это полная противоположность Амалеку, вся суть которого — случайность и беспричинность, рассеяние всей реальности на отделенные сущности, между которыми нет связи. Суббота называется «свидетельством», она — основа веры и раскрытие царства Всевышнего в мироздании. Память о субботе есть уничтожение Амалека.
«Который (Амалек) встретил тебя в пути», на пути к приобщению к Древу Жизни, к Торе, как случилось с Адамом и с сынами Израиля перед дарованием Торы. Если бы они соблюли первую субботу, удостоились бы прилепиться к Древу Жизни, Торе, к Миру Свободы. И Суббота Дарования Торы превратилась бы для них в Грядущую Субботу. Амалек — сила осознания зла; именно он отрывает человека от структуры разума (мохин), от Торы.
Суббота находится в тайне Даат (осознания): «Знать, что Я Господь, освящающий вас».
Немного подробнее. Грядущий мир есть вечное приобщение к воле Всевышнего, это постоянное соединение со структурой разума (мохин). Поэтому Грядущий мир есть мир Бины, мир высшей души: «Праведники сидят, и венцы на их головах, и наслаждаются сиянием Божественного Присутствия». Возможность присоединения к этой реальности возникает посредством связи всех частей структуры человека, чтобы стать орудием для принятия разумной, высшей души. Для этого он должен исправить животную душу и дух, чтобы они стали достойны полностью соединиться с высшей душой. Сила соединения всех этих сущностей — это осознание (Даат) в человеке. Мы подробно объясняли это в восьмом размышлении книги «Знание молитвы».
Амалек является вбсолютным оппонентом этому, он — осознание (Даат) зла, он разрывает все части этой структуры друг от друга. Амалек стоит на пути к Древу Жизни и предотвращает прилепление человека, во всех частях его структуры, к миру высшей души, к категории Дня, который весь — суббота, к Грядущему миру.
«Ибо рука на Троне Господа, война у Господа с Амалеком из поколения в поколение». Слово «Трон» написано в его краткой форме (כס), как и Имя Всевышнего (י-ה, первые две буквы Имени). «Имя Всевышнего не полно, и трон Его не полон, пока не сотрется память об Амалеке» (Раши).
Первые две буквы из четырехбуквенного Имени Всевышнего — корень творения миров. Две последние буквы — корень раскрытия их порождений в нижнем мире. Амалек вклинивается между двумя частями Имени, он заслоняет раскрытие воли Творца в нижнем мире. И потому нам заповедано «хранить и помнить», чтобы присоединяться к корню реальности — в силу этого будет уничтожен Амалек и Имя Всевышнего раскроется в своей полноте. Буквы י и ה имени Авайе символизируют сфиротХохма и Бина.
Суббота, единение категорий «помни» и «храни», есть возможность соединиться с высшей душой, миром Бины, и она привлекает свет раскрытия полного Имени. «Что есть суббота? Имя Всевышнего, Имя совершенное со всех сторон» (Зоар).
«Тебе, Господи, царство — это война с Амалеком» (Брахот 58)
«Все время, пока Амалек в мире, не сказано что Всевышний один и Имя Его одно, пока не уничтожится потомство Амалека, как написано (Овадия 1:21): “…и поднимутся избавители на гору Сион, чтобы судить гору Эсава, и будет Господу царство”. Амалек выходит из единства… он — дуализм» (Маараль). «И потому Трон не полон, имеется в виду Малхут, называемый Троном» (Маараль).
Выше объяснялось, что суть Малхута — единство всего бытия для раскрытия Дня, когда будет Всевышний один, и Имя Его одно. Единство и Малхут — одно. Амалек — корень зла в мире, он — дуализм, противостоящий единству. Это дуализм, находящийся в корне всякого греха. Искоренение Амалека силой хранения и памятования всех аспектов субботы, есть исправление, которое приводит к раскрытию Царства и Единства Творца.
Суббота — день, в который есть аспект полного Имени и полного Трона: «В седьмой день возвысился и воссел на Трон Славы Своей».
Этот аспект приходит от Грядущей Субботы, о которой сказано: «И будет Господь царем над всей землей, в тот день будет Господь один и Имя Его одно».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»