Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Святость, Онег Шаббат, Рав Эуд Авицедек
«Если в добре — нет выше наслаждения (עונג), а если во зле — нет ниже бедствия (נגע) [эти два слова состоят из одних и тех же букв]» (Сефер Йецира).
Нет необходимости долго объяснять смысл этого замечания. Самая внутренняя сила человека, даже подсознательная, это желание подключиться к удовольствию и избежать боли и страданий. Это истинная вещь, она заложена в корень творения человека. «Человек сотворен только для того, чтобы наслаждаться Господом и получать удовольствие от сияния Его Шехины, ибо это — настоящее блаженство и величайшее наслаждение, которое может существовать» (Рамхаль, Месилат йешарим 1). Совершенство и наслаждение есть его награда в Грядущем мире: «Место этого наслаждения поистине — Грядущий мир» (там же).
Попытаемся узреть корень этой возвышенной темы, в соответствии с нашими ограниченными способностями понимания.
«И река выходит из Эдена, чтобы напоить сад». Слово река — נהר — однокоренное с арамейским словом נהורא, свет. Это свет, идуший от Бесконечного. «Из Эдена» можно объяснить как из «не имеющего границ» (от корня עד, предел, до) поскольку оттуда и далее нет границы и постижения, о котором можно было бы сказать «до сих». И этот свет, идущий от Бесконечного, не прерывается ни днем, ни ночью, и потому сказано «выходит» (рабейну Бехайе).
Из этого мы учим: Эден есть начало распространения источника, выходящего наружу.
Корень наслаждения — в источнике, душе душ, тайне цели бытия. И чем больше возвышаются, чтобы прилепиться к источнику, тем большего наслаждения удостаиваются постичь. «Что есть наслаждение? Наслаждение находится только вверху, в месте, где находится высшая святость. Как написано: Тогда будешь наслаждаться в Господе; это наслаждение — в Господе оно» (Зоар).
***
Всевышний — источник жизни, и Он же — источник наслаждений. В корне создания жизни и поддержания ее существования стоит наслаждение. «Пища души — наслаждение. Известно, что удовольствие и насладжение, которые душа чувствует от чего-либо, добавляют ей жизненности» (раби Цадок аКоэн).
«И душа не наполнится» — поскольку душа знает, что все, над чем она трудится, трудится для себя, и потому она не насыщается заповедями и добрыми делами. Сказал раби Леви: Это похоже на мещанина, который женился на дочери царя. Даже если кормит ее всеми царскими яствами, не выполняет своей обязанности [до конца]. И почему? Потомму что она — дочь царя. Так что бы ни делал человек со своей душой, не выполняет своей обязанности, поскольку она свыше». «Поскольку она свыше» — корень души в вышней святости, в том горнем мире, который весь — наслаждение. И в нем «праведники сидят, и венцы на их головах, и наслаждаются сиянием Божественного Присутствия».
«Место этого наслаждения поистине — Грядущий мир» (Месилат йешарим). «Грядущий мир — это Бина». «Эден — это Бина» (Зоар).
Река — נהר — однокоренное с арамейским словом נהורא, свет. Это раскрытие Торы, великолепие ее света есть открытие воли Творца в материальном мире.
Мы находим особенное ощущение наслаждения, даже в этом мире, при изучении Торы. В нашем мире нет награды за заповеди. Человек не чувствует наслаждения в своей душе от исполнения заповеди. Только в Торе душа человека получает огромное удовольствие, и она называется «хлебом, вином и водой», поскольку насыщает душу.
В Торе есть единство «вкуса древа» и «вкуса плода» (труда достижения и плода наслаждения результатом). См. эссе «Суббота Адама», гл.2. «Когда ты трудишься над Торой, забавляйся ею». «Суть заповеди изучения Торы — радоваться и наслаждаться учением, и тогда слова Торы впитываются в кровь». Это основано на том, что, чем ближе к источнику — к Эдену — тем сильнее наслаждение. Когда человек ощущает наслаждение при исполнении заповедей, это происходит из-за постижения слов Торы, заключенных в них: «Через понимание тайн заповеди смогут познать тайну каждой индивидуальной заповеди, и наслаждение в этом со стороны знания этой тайны. И это тоже слова Торы».
Вот как объясняет Рамбам заповедь любви к Всевышнему. «Повеление любить Его, да будет Он превознесен. Т.е., размышляя над Его заповедями, Его речениями и Его деяниями и вдумываясь в них, постигать Его и наслаждаться этим постижением. Это высшее наслаждение и есть любовь, которая нам заповедована. Ведь говорится в Сифри (Ваэтханан): “Поскольку сказано: “И люби Господа, своего Бога” (Дварим 6:5), а я не знаю, как любить Всевышнего, то Тора объясняет: “И будут эти слова, которые Я заповедую тебе сегодня, на твоем сердце” (там же 6:6). Таким образом, ты познаешь Творца Вселенной. И уже указано, что размышление приведет тебя к верному постижению и наслаждению, — и любовь придет непременно (Книга заповедей 3).
Наслаждение приводит к прилеплению — это любовь: “Нити связи между сердцем человека и его мудростью мы называем любовью” (Хазон Иш).
В основе связи между духом (руах) — вместилищем чувств и качеств — и высшей душой (нешама) стоит наслаждение. Ведь в ощущении наслаждения корень внутреннего содержания человека смешивается с наслаждающей его вещью. Поэтому мы просим: “הערב (сделай приятными, смешай), Господь, Бог наш, слова Своей Торы в наших устах”. Приятность вкуса приводит к растворению и смешению учащегося с его Торой. Любовь в наслаждениях.
***
Сад Эдена — место, в которое был помещен человек для служения Царства.
Цель служения человека: привлечь тот свет, реку, в нижний аспект бытия, материальный мир действия и тем самым возвысить его и поднять к своему корню. Превратить этот мир разделенных — в один, через приобщение к его источнику. Человек должен осветить внутреннее содержание природы, раскрыть свет, скрытый в каждой вещи и в микрокосме — самом себе. Открыть и осветить пребывание Всевышнего в нижних мирах. Поэтому человек помещен во мрак мира материи, мира, подобного ночи, чтобы он выстоял в этом испытании воцарения.
Но Всемогущий дал человеку точку опоры внутри структуры времени нашего мира, в том святом корне бытия; и это — день наслаждения, суббота. “И наслаждайся в Господе, и даст тебе то, чего просит твое сердце” (Псалмы 37:4) — это наслаждение. Я не знаю, каково оно? Когда он говорит: “И назовешь субботу наслаждением”, скажи, что это — наслаждение субботы” (Шабат 118). “Во всякой вещи в мире спрятано высшее святое свечение, и посредством субботы это становится известным. И человек сможет найти и в будние дни свечение субботы через ее соблюдение” (Сфат эмет). Более того, по милости Всевышнего — Его желанию воздать благо — человек помещен в реальность, суть которой — суббота. Его служением было сохранить эту высшую реальность — категорию субботы. И не опустить ее до категории будних дней, но возвысить до дня, который весь — суббота.
Суббота, срединная точка, чертог святости — это тот самый святой мир наслаждения внутри нашего мира действия. С его помощью человек может присоединиться к миру, который весь — наслаждение. Итак, суббота содержит в себе корень мироздания и его цель — Грядущую субботу, и внутреннее содержание мироздания — Субботу дарования Торы, чтобы раскрыть их в субботу в нижних мирах — Субботу Творения. Река выходит из Эдена, чтобы орошать сад.
Суббота Творения относится к категории нефеш — раскрытию присутствия Всевышнего в природе. Суббота дарования Торы — категория руаха, слово Бога, раскрывшееся в Торе. Грядущая Суббота есть категория нешамы — мир душ, день, который весь суббота. Отсюда мы постигает высший смысл воздействия субботы — срединной балки, проходящей через всю структуру мироздания… И река выходит из Эдена, чтобы орошать сад. Постарайтесь понять это, как следует.
Читайте: обзор по теме Онег Шаббат
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»