Из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер», темы: Галут, Пророчество, Сны, Еврейская история, Даниэль, Эдом, Рим, Раби Элиэзер, Навуходнецар
«Видел ты, царь, что пред тобой идол громадный. Огромный этот идол стоит перед тобой, и блеск его велик, и вид его ужасен. Вот этот идол: голова его из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра из меди; ноги из железа, а ступни частью из железа, а частью из глины». (Даниэль 2:31-34)
Одним из главных первоисточников о развитии истории мира и о духовной тьме, в которую всё человечество погрузится во времена правления Рима — цивилизации Эдома, — является повествование, приведенное в книге Даниэля о сне Невухаднецара: «Во второй год царствования Невухаднецара (после разрушения Храма в Иерусалиме) снились Невухаднецару сны; и встревожился его дух, и сон бежал от него. И повелел царь созвать жрецов, и лекарей, и колдунов, и звездочетов, чтобы истолковать царю его сны. И пришли они, и стали пред царем»[1].
Комментаторы раскрывают нам, что царь Вавилона был страшно испуган, увидев во сне весь исторический процесс развития человеческого общества. Этот сон вызвал у него ужас от того, как будут выглядеть люди в будущие эпохи и особенно в период Рима, в завершающем этапе которого мы живем сегодня. Однако, проснувшись утром, он совершенно забыл свой сон. Но, понимая важность увиденного и осознавая, что ему — царю, подчинившему себе весь мир, — необходимо что-то предпринять для его спасения, он созвал своих магов, чародеев и мастеров прикладного колдовства для восстановления его сна и его интерпретации: «И сказал им царь: видел я сон, и встревожен дух мой тем, чтобы понять этот сон. И заговорили звездочеты с царем по-арамейски: жив будь, царь, вовеки! Поведай сон рабам своим, а толкование его мы скажем»[2].
Радак разъясняет: «Этот сон приходил к Невухаднецару каждую ночь»[3]. Малбим подчеркивает: «Страх и ужас охватывали его во время сна»[4]. Для решения этой проблемы Невухаднецар обратился за советом к придворным чародеям. Они отличались глубокими знаниями, каждый в своей области: «И повелел царь позвать жрецов (постигших суть причинно-следственных связей), и лекарей (знающих, как телесные процессы влияют на восприятие человека), и колдунов (проникших в тайну времени), и звездочетов (изучающих влияние звезд на людей)…»[5] Абарбанель отмечает, что все они черпали свои силы из источников нечистоты, и потому их знания и постижения тайн были ограниченны.
Все они нисколько не сомневались в том, что смогут истолковать сновидение монарха, однако оказалось, что он забыл свой сон и потребовал от них его восстановить. «Отвечали звездочеты царю и сказали: нет на земле человека, который мог бы открыть это царю, и потому ни один великий царь или властелин не требовал подобного от жреца, лекаря или звездочета. А дело, о котором спрашивает царь, столь трудное, что никто, кроме богов, чье жилище не среди смертных, не откроет его царю. Вознегодовал царь, и сильно разгневался, и приказал истребить всех мудрецов Вавилона»[6].
Возникает вопрос: на какой правовой основе Невухаднецар потребовал от государственных чиновников оказания ему личных услуг и к тому же решил применить к ним высшую меру наказания из-за их неспособности раскрыть сокрытое? — Царь был абсолютно убежден в том, что толкование его сна было делом первостепенной государственной важности, как в действительности и оказалось, поскольку его сон сохранился навеки, войдя в Священное Писание и обогатив человечество важнейшим знанием.
Сановники ответили монарху, что после разрушения Иерусалимского Храма в мироздании произошли принципиальные изменения, пропало небесное сияние, наступил мрак и завершилось пророчество — и потому человек не может понять, что на душе ближнего. Невухаднецар повелел казнить придворных чародеев именно за то, что прежде они дали ему совет разрушить Божественную обитель на земле[7].
Даниэль обратился к Всевышнему, и Он раскрыл ему в ночном видении сон Невухаднецара и дал его толкование: «Видел ты, царь, что пред тобой идол громадный. Огромный этот идол стоит перед тобой, и блеск его велик, и вид его ужасен. Вот этот идол: голова его из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра из меди; ноги из железа, а ступни частью из железа, а частью из глины. Пока ты смотрел, сорвался камень без помощи чьих-либо рук и ударил идола по ногам, что из железа и глины, и раздробил их»[8].
Услышав эти слова, Невухаднецар вспомнил свой сон и его толкование — видение о четырех царствах, которые будут править на земле до прихода Машиаха: Вавилон (золотая голова), Персия (серебряная грудь), Греция (медные чрево и бедра) и Рим (железно-глиняная нога)… Раскрыв Невухаднецару толкование его сна, Даниэль спас от смерти вавилонских чародеев.
Царь Вавилона понял, что увидел во сне процесс заката человеческого общества (переход от золота к железу с глиной). Но именно римская цивилизация — четвертое изгнание народа Израиля и образ человека тех дней — привела его в состояние ужаса: железная нога Эдома, попирающая духовные ценности, и глиняные вкрапления Ишмаэля, не способного к интеграции в Эдоме, как глина, которая не присоединяется к железу.
Сказано в книге Даниэля: «А четвертое царство будет сильным, как железо; и подобно железу, которое расплющивает, крошит и разбивает всё, оно, как железо, которое всё сокрушает, всех разобьет и сокру — шит»[9]. В этом и заключается образ Рима, живущего тремя первоначалами: идолопоклонством, развратом и кровопролитием. Железной пятой Рим попирает древние извечные ценности этого мира, что продолжается до сего дня, будучи хорошо сокрытым под лживой маской человеколюбия.
Маараль из Праги говорил о том, что четвертому царству было свойственно внутреннее опустошение, именно потому оно топтало все духовные ценности[10]. Малбим отмечает, что глиняными вкраплениями в железных ногах Эдомской цивилизации является Ишмаэль, который станет проникать в их страны, но не сможет в них прижиться, а по-прежнему останется таким, как его охарактеризовала Тора: «дикарь-человек»[11]. Тогда начнется период ассимиляции еврейского народа среди народов мира и ослабнет святость Израиля.
Продолжает книга Священного Писания: «А то, что ты видел ступни и пальцы частью из гончарной глины, частью из железа, это значит, что это царство будет разделено, а прочность железа его будет, как ты видел, — железа, смешанного с гончарной глиной»[12]. Мидраш разъясняет, почему глина станет частью непрочной основы римской цивилизации: «Четвертое царство в будущем станет пользоваться глиняной (отвязанной от золотого запаса) валютой, и как она непрочна и хрупка, так же и царство будет непрочно и хрупко»[13].
На еврейский народ возложено пройти через четыре изгнания и сохранить Божественный Завет, привести праведного Машиаха, чтобы он положил конец четырем нечестивым царствам, однако их испытания будут необычайно тяжелы. Гора, от которой оторвется камень, разбивающий всё зло Эдома и восстанавливающий чистоту, красоту и гармонию, — гора Цион, о которой сказано: «Восхваляй, Иерусалим, Господа, прославляй Бога твоего, Цион»[14].
Тогда в Божественный город вернется была красота: «Прекраснейший видом, радость всей земли, гора Цион, склоны севера, град царя великого»[15].
Во времена Машиаха изменится облик всего человечества на земле, ибо перед глазами каждого раскроется истина: «И пойдут многие народы и скажут: давайте взойдем на гору Господа, в Дом Бога Яакова, и Он научит нас Своим путям, и мы пойдем стезями Его; ибо из Циона выйдет Тора, и слово Господа — из Иерусалима»[16]. Этим в Конце дней завершится исторический процесс, суть которого — раскрытие на всей земле Божественного присутствия: «И избавленные Господом возвратятся и придут в Цион с ликованием, и вечное ликование на их головах, веселье и радость они обретут, и отступят печаль и стенание»[17]!
В самом начале Римского изгнания, непосредственно перед тем, как потомки Эйсава разрушили Второй Храм в Иерусалиме, глава поколения рабан Йоханан бен Закай передал знание Торы своему великому ученику — раби Элиэзеру бен Урканусу.
[1] Даниэль 2:1-2.
[2] Даниэль 2:3-4.
[3] Радак.
[4] Малбим.
[5] Даниэль 2:1-2.
[6] Даниэль 2:10-12.
[7] Раши 2:12.
[8] Даниэль 2:31-35.
[9] Даниэль 2:40.
[10] Беер Агола.
[11] Берешит 16:12.
[12] Даниэль 2:41.
[13] Мидраш Танхума, Трума, гл. 7.
[14] Теилим 147:12.
[15] Теилим 48:3.
[16] Йешаяу 2:3.
[17] Йешаяу 35:10.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Дни благоволения • Символы Элула • Трубление в шофар • Обычаи месяца Элула • Смерть разведчиков • 25-е Элула • Строительство стены вокруг Иерусалима • Не благословляем наступление Тишрей • «Слихот» • «Тшува» — Дар Всевышнего • Основы «тшувы»
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Выдающийся законоучитель. Его труд по сей день служит одним из самых важных и авторитетных законодательных источников
Редакция Толдот
Рав Исроэль-Меир Лау
В течение этого месяца мы стараемся обеспечить себе как можно больше добрых «адвокатов», которые защитят нас в день Суда, заставив замолчать всевозможных «прокуроров», враждебных нам и напоминающих о наших проступках.
Рав Ицхак Зильбер
Рош а-шана — это начало года и день суда. В этот день, как говорят мудрецы Талмуда, все создания, живущие в этом мире, проходят перед Всевышним, «как овцы», то есть каждый по отдельности. В этот день решается судьба всего мира и судьба каждого человека.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Автор элегий, родился в Гренаде
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В месяц элуль, предшествующий началу нового еврейского года, производится чтение «слихот», молитв о прощении грехов. В разных общинах существует свой график чтения «слихот». Время произнесения молитв тоже выбрано неслучайно.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
По сей день книга Шаха служит одним из самых важных и авторитетных законодательных источников.
Батшева Эскин
История о приближении к еврейским традициям