Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всевышний показал Даниэлю в пророческом видении развитие человеческой цивилизации и четыре изгнания его народа

«Увидел я в видении ночном, и вот, четвертый зверь — страшный и ужасный, и очень сильный, и большие железные зубы у него. Он пожирает и дробит, а остатки топчет ногами; и не похож он на всех зверей, что были до него, и десять рогов у него». (Даниэль 7:6-7)

Одним из важнейших первоисточников о развитии истории мира и о духовной тьме, в которую всё человечество погрузится во времена правления Рима — цивилизации Эдома, — является приведенное в Священном Писании повествование о пророческом видении Даниэля, в котором ему явились звери четырех изгнаний[1]. Даниэль был главой мужей Великого собрания, возвративших былую красоту и проложивших путь изгнанникам к возвращению в Цион и возведению Второго Храма, куда спустилось Божественное присутствие, покинувшее Первый Храм из-за греха народа Израиля.

Всевышний показал Даниэлю в пророческом видении развитие человеческой цивилизации и четыре изгнания его народа: «В первый год царствования Бельшацара, царя Вавилона, видел Даниэль сон и видения мысли на ложе своем; записал он тогда этот сон, рассказал суть дела. Заговорил Даниэль и сказал: видел я в ночном видении, как четыре ветра небесных дуют в сторону моря великого. И четыре огромных зверя, не похожих друг на друга, вышли из моря. Первый — как лев, но крылья у него орлиные; смотрел я, пока не были оборваны крылья его. И он был поднят с земли и поставлен на ноги, как человек, и сердце человеческое было дано ему. А вот, другой зверь, второй, похожий на медведя. И он стал одним боком, и три ребра в пасти его, между зубами его, и сказано ему было так: встань, ешь мяса много! После этого увидел я, что вот, еще один — как леопард, и четыре птичьих крыла на спине у него, и четыре головы у этого зверя, и дана ему власть. Потом увидел я в видении ночном, и вот, четвертый зверь — страшный и ужасный, и очень сильный, и большие железные зубы у него. Он пожирает и дробит, а остатки топчет ногами; и не похож он на всех зверей, что были до него, и десять рогов у него»[2].

Видение Даниэля, приведенное в Священном Писании, отражает состояние человеческого общества во все исторические эпохи и соответствует сну Невухаднецара, с единственной разницей, что Невухаднецар видел царства в образе единого неодушевленного идола, а Даниэль — в динамике взлета и падения царств в образе страшных зверей. Тогда исполнились слова царя Давида: «Тайна Господа — трепещущим перед Ним, и Свой Завет Он им раскрывает»[3].

Так это повествование Священного Писания толкует Малбим: «Пророк Йехезкель видел в пророческом видении Божественную колесницу и ангелов в форме живых существ (приносящих жизнь), а Даниэль — в форме зверей, олицетворяющих царства народов мира»[4]. Животные, символизирующие эти царства, вызывали жуткий страх из-за их искажения в мире Божественного правления. Эти царства поднимались и выходили из моря, чтобы постепенно, одно за другим, как морские волны, захлестнуть мир и обрести безграничную власть на всей земле, вытеснив оттуда ее Создателя.

Первым в мире царило «золотое царство» Вавилона, которое увидел Даниэль в образе льва с орлиными крыльями; оно захватило и подчинило себе весь мир. «Серебряное царство» Персии олицетворял ленивый медведь с костями в пасти, что свидетельствовало о деградации человека, потере духовных сил и обращении к физическим страстям и желаниям.

«Медное царство» Греции в видении Даниэля было представлено пятнистым леопардом с четырьмя головами и четырьмя птичьими крыльями, который является самым быстрым и наглым из всех хищных зверей. Крылья позволяют ему захлестнуть эллинистическими воззрениями весь мир и распространиться, согласно своим четырем головам, по всем сторонам света. Раши отмечает особенности пятнистого леопарда: «Это царство установит тяжкие декреты народу Израиля — запишите на рогах быка: нет у вас доли в Боге Израиля»[5]. О распространении греческого влияния в творении говорит Мидраш: «Греция — царство тьмы, поскольку привело к тому, что потемнело в глазах Израиля соблюдение заповедей»[6].

Однако самым страшным царством, вызвавшим у Даниэля ужас за будущее его народа, был четвертое — «железно-глиняное царство» Рима, попирающее своим сапогом извечные духовные ценности древнего мира. Рим в видении Даниэля был представлен страшным зверем, название которого не приведено в книге Священного Писания, поскольку подобного зверя Всевышний не создал на земле. Отмечаются только его главные определения: «страшный и ужасный»[7].

В мире животных ему нет места, а в человеческом обществе — есть.

Даниэль не знал, как назвать подобное существо, а римляне знали; их центральный символ — дракон — образ древнего змея, который привел к смешению в мироздании добра и зла: «Четвертое животное, которое видел Даниэль, — воплощение древнего змея, безраздельно правящего в мире от разрушения Храма до прихода Машиаха, да будет это вскорости, в наши дни»[8]. Тайное учение повествует о том, как римский зверь влияет на творение: «Нечистота древнего змея, проникающая в действительность, превращает даруемое миру изобилие в мутные воды — грязные, горькие, обладающие отвратительным запахом…»[9]

Пророки видели четвертое царство в ужасном образе, похожем на страшную свинью: «“Обгладывает ее вепрь лесной, и зверь полевой объедает ее”[10] — и об этом сказано: “И твоим мечом будешь жить[11]”.»[12] Раши раскрывает особенность этого существа: «Эйсав сравним со свиньей: ложась, она протягивает вперед свои раздвоенные копыта, как бы говоря: смотрите, я — чистое животное»[13]. Наши мудрецы отмечают, что из двух признаков кошерности животных свинья обладает только внешним, но лишена внутреннего. Именно так будет выглядеть цивилизация Эдома — зло, обман, внутренняя пустота и гниль будут скрыты за внешней маской человечности и доброй улыбкой. Рассказывают, что однажды в Риме в один день судили колдунов, убийц и развратников, приговаривая их к распятию. Во время судебного заседания один судья незаметно прошептал другому: «Вчера я совершил все эти три поступка».

Продолжает Даниэль: «Потом увидел я в видении ночном, и вот, четвертый зверь — страшный и ужасный, и очень сильный, и большие железные зубы у него. Он пожирает и дробит, а остатки топчет ногами; и не похож он на всех зверей, что были до него, и десять рогов у него»[14]. Раши разъясняет: «Ангел показал Даниэлю, что в Риме будут 10 царей, прежде чем Веспасиан разрушит Божественный Храм»[15].

Продолжает Священное Писание: «Я рассматривал рога — и вот, еще небольшой рог появился между ними, и из-за него выпали три прежних рога. В этом роге были глаза, подобные глазам человеческим, и уста, что говорили высокомерно»[16]. Выпадение трех рогов означает, что к Концу дней потомки Ишмаэля распространятся по всем трем частям мира: Европе, Азии и Африке[17], вытеснив оттуда господство Эйсава. Множество взаимодополняющих комментариев дали наши мудрецы на тему высокомерной речи маленького рога в римской цивилизации, которая столь изобильно покроет истину густым слоем лжи, что пробиться к ней хоть в какой-то мере можно будет лишь в «малом Храме» — домах учения и молитвы народа Израиля в изгнании.

Четыре царства, соответствующие четырем изгнаниям народа Израиля, являются сутью духовного сбоя, когда мир оказался недостойным Божественного Храма и отвернулся от возвышенных ценностей Творца: «Поскольку согрешил Израиль, слава была забрана у них и отдана идолопоклонникам»[18].

В книге Даниэля приводится пророчество о страшном суде, ожидающем четыре царства за разрушение мира, причинение страшного зла душам людей и искажение всей действительности: «И смотрел я, пока не были сброшены престолы. И сидел Старец в годах, одежда его бела, как снег, а волосы на голове его, как чистая шерсть; престол его — искры огненные, колеса — пылающий огонь. Огненная река берет начало и протекает перед ним, тысячи тысяч служат ему, и мириады стоят перед ним; суд сел, и книги открылись. Смотрел я тогда из-за звука слов высокомерных, которые произносил рог, пока не увидел, как был убит зверь, а его тело сокрушено и отдано на сожжение огню»[19].

Период Римского изгнания был и остается самым тяжелым в истории народа Израиля, когда в мире наступила страшная тьма, вытесняющая Бога из созданного Им творения. Непосредственно перед разрушением Второго Храма, когда сгустился мрак, глава поколения рабан Йоханан бен Закай собирал своих учеников, обладающих качествами души, необходимыми для принятия, сохранения и передачи Торы последующим поколениям. А раби Элиэзер бен Урканус, наделенный способностями «колодца, который не теряет ни капли воды»[20], в это время был далек от Иерусалима, пахал каменистую землю на поле своего отца и плакал от желания изучать Тору. Однако все силы тьмы во главе с Сатаном закрывали перед ним путь…


[1] Даниэль, гл. 7.

[2] Даниэль 7:1-7.

[3] Теилим 25:14.

[4] Малбим, Даниэль, гл. 7.

[5] Раши, Даниэль 7:6.

[6] Мидраш Рабба, Берешит, гл. 2.

[7] Даниэль 7:8.

[8] Маарша, Сангедрин 98б.

[9] Лешем Шво Веахлама 2:4.

[10] Теилим 8’:"4.

[11] Берешит 27:4’.

<

[12] Тикуней Зоар.

[13] Раши, Берешит 26:34.

[14] Даниэль 7:7.

[15] Раши, Берешит 26:34.

[16] Даниэль 7:8.

[17] Мецудат Давид.

[18] Ялкут Шимони.

[19] Даниэль 7:9-11.

[20] Авот 2:8.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»