Менора, зажгись!
Если у вас нет меноры, то это еще не значит, что вам ее не зажигать. Был бы еврей, а менора для него всегда найдется. Особенно в Хануку.
Каждый вечер этого праздника, продолжающегося восемь дней, — настоящее чудо и счастье в вашем доме. Еврейская мама радует любимых домочадцев чем-то особенно вкусным. Это и пышные оладушки, и картофельные драники, и хрустящий хворост и, конечно, традиционные сладкие воздушные пончики с вареньем, сгущенкой или шоколадом.
Пончиковое дерево
За окном израильская зима. У окна на столе Ханукия и цветные карандаши. Маленький мальчик сосредоточенно выводит на листе бумаги желтые толстые загогулины и красные палочки. Потом, прикусив губу, Оська рисует оранжевые круги, а в них — розовые горохи.
Кипа набекрень. В руках любимый карандаш. Толстый, двухцветный, оранжево-желтый.
— Это пончиковое дерево, — объясняет он. — Видишь, на ветках оранжевые пончики с розовым вареньем. С клубничным!
— Я была бы рада вырастить такое дерево на нашем балконе, дорогой. Руку протянул, нарвал пончиков с пылу-жару и за стол! Просто чудо расчудесное. А пока мы с тобой дерево не вырастили, пойдем-ка на кухню. Попробуем сами сделать пончики. Выйдет у нас волшебство — чудо в масле, вот все обрадуются. А потом папа вернется. Будем вместе с ним зажигать ханукальные свечи.
Мама достала из шкафа старую потертую кулинарную книгу и протянула сыну.
— Тут записан рецепт чудо-пончиков бабушки Леи. Они были самыми вкусными на свете. Кто их пробовал, становился немного счастливее. Так, нам нужны творог, мука, масло, яйца, стакан сахара.
— Мама, стакан на иврите «כוס» называется?
— Правильно. А по-английски стакан «glass» называется.
— Глаз?! Стакан — не глаз!
— Да не глаз, а glass. Ладно. Ты мне лучше расскажи о Хануке. Помнишь, сколько масла нашли Маккавеи в Храме? Стакан?
— Нет, они нашли один маленький кувшин. Потом у них случилось чудо на целых восемь дней.
— Точно! Доставай сахар из шкафчика. Сейчас мы с тобой устроим чудо и счастье — нажарим пончиков, как бабушка Лея меня учила. Такие больше никто делать не умеет. Только мы с тобой. Вечером все вместе зажжем ханукальные свечи, будем чудо-пончики пробовать, как будто бабушка Лея снова к нам в гости пришла с угощением. Это будет наше ханукальное чудо с маслом, сынок.
Еврей? Зажигай!
— Как вы узнали, что еврей?
Этот вопрос хотя бы раз слышал каждый из нас. На него есть исчерпывающий ответ:
— Мама сказала.
Когда мама говорит, мы верим.
Мы поверили маме, что евреи, а она ее маме поверила, а та ее родителям. В каждом поколении еврей верил своей маме. Возможно, на этой вере маме и зиждется вся огромная еврейская традиция. В том числе традиция зажигания ханукального светильника и изготовления разнообразных блюд, жаренных в масле.
О чудесах Хануки очень емко рассказывает «Кицур Шульхан Арух». Там сказано:
— Во времена Второго Храма, когда царствовало в Израиле греческое царство, были вынесены жестокие постановления относительно евреев, и была запрещена их вера, и не разрешали им заниматься Торой и выполнением заповедей. И простирали захватчики руки свои к имуществу их и к дочерям их. И вошли они в Храм, и пробили стены, и осквернили то, что должно было быть чистым, и бедствовали евреи из-за них, и притесняли они евреев очень сильно. Но смилостивился над ними Б-г отцов наших, и избавил их от рук врагов и спас их. И победили их сыновья Хашмонаим, первосвященники, и перебили их, и спасли евреев от рук их, и поставили царя из коэнов, и было восстановлено Израильское царство более чем на двести лет, до разрушения Второго Храма. И когда победили евреи своих врагов и уничтожили их — это произошло 25-го числа месяца Кислев — вошли они в Храм и не нашли во всем Храме чистого масла, кроме одного кувшинчика, который стоял, запечатанный печатью первосвященника, и масла в нем хватало лишь на то, чтобы Менора горела один только день. И это масло зажигали в Меноре восемь дней, пока не надавили из новых маслин чистого масла. И в честь этого постановили мудрецы того поколения, чтобы были эти восемь дней, начиная с 25-го Кислева, днями радости.
В память о чуде тех далеких времен и сегодня в Хануку в каждом еврейском доме устанавливают специальные светильники и зажигают масляные свечи.
В канун этого декабрьского праздника израильские магазины переполнены ханукальными светильниками всех сортов в самом широком ассортименте. В Израиле их называют ханукиет. Каждый выбирает себе светильник по душе, в соответствии с возрастом, статусом, финансовым положением и даже имиджем.
Маленьким, обаятельным и очень важным членам семьи покупают обычно наиболее безопасные и простые, но самые настоящие алюминиевые светильники. К ним полагаются тоненькие разноцветные свечки. Даже двухлетний карапуз получает собственную ханукию с набором свечей. Волшебным праздничным вечером он под неусыпным присмотром папы протянет пухлую ручонку к своей первой в жизни свечке и зажжет ее. Веселый огонек тепла и любви запляшет в распахнутых глазах малыша.
Дети постарше зажигают светильники собственного изготовления. В каждом детском саду и начальных классах школы проводится специальный урок на эту тему. Накануне Хануки еврейские дети трудятся над украшением собственной ханукии ручной работы, не жалея сил и фантазии, в память о чуде спасения, совершенном Творцом. Дети лепят ханукальные светильники из глины или клеят из стеклянных и деревянных заготовок, а потом расписывают яркими красками.
Главы семейств пользуются другими ханукальными светильниками. Тяжелые большие серебряные или бронзовые подсвечники с позолотой, украшенные чеканкой и резьбой, барельефами с изображением Храмовой меноры, Скрижалей Завета, короны. В них стаканчики тонкого стекла, наполненные маслом, в память о чуде с кувшинчиком чистого масла, которое Творец совершил для евреев в дни Хануки.
Вечером в Хануку вся семья собирается вместе перед заходом солнца, чтобы зажечь ханукальные свечи в память о Храмовой меноре, с которой напрямую связан каждый еврей через маму, бабушку, прапрабабушку и прапрадедушку и до самого Моше-рабейну и праотцев.
Чудо жизни
Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.
В Хануку таких свечей по всему миру зажигается множество. Они свидетельствуют о чуде победившей жизни и вечности еврейского народа.
Однажды потомственная слонимская хасидка заинтересовалась моим возвращением к Торе. Мне было трудно ответить что-то определенное. Сказала ей, что не только в детстве, но и в юности я совсем ничего не знала о еврействе, кроме того, что евреи существуют. Об этом мне мама сказала. И я ей поверила.
— Что же ты искала? — удивленно спросила хасидка. — Откуда ты знала, что нужно искать?
— Каждый человек знает, насколько необходим дом. Бездомному очень тяжело жить, некуда положить плюшевого мишку, негде зажечь свечу, — ответила я.
— Еврейская душа всегда сможет найти свой дом. Научилась этому у тебя, — ответила мне хасидка.
— Найти свой дом, зажечь в нем ханукальные свечи и испечь пончики по маминому рецепту, — добавила я.
Каждый из нас звено непрерывной цепочки поколений. С правой стороны Авраам, Сара, Моше-рабейну, бабушка с дедушкой и мама с папой. С левой — дети и внуки. Ведь евреи читают справа налево.
Так что присоединяйтесь.
Радостной Хануки!
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Гедалия Спинадель
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.