Менора, зажгись!
Если у вас нет меноры, то это еще не значит, что вам ее не зажигать. Был бы еврей, а менора для него всегда найдется. Особенно в Хануку.
Каждый вечер этого праздника, продолжающегося восемь дней, — настоящее чудо и счастье в вашем доме. Еврейская мама радует любимых домочадцев чем-то особенно вкусным. Это и пышные оладушки, и картофельные драники, и хрустящий хворост и, конечно, традиционные сладкие воздушные пончики с вареньем, сгущенкой или шоколадом.
Пончиковое дерево
За окном израильская зима. У окна на столе Ханукия и цветные карандаши. Маленький мальчик сосредоточенно выводит на листе бумаги желтые толстые загогулины и красные палочки. Потом, прикусив губу, Оська рисует оранжевые круги, а в них — розовые горохи.
Кипа набекрень. В руках любимый карандаш. Толстый, двухцветный, оранжево-желтый.
— Это пончиковое дерево, — объясняет он. — Видишь, на ветках оранжевые пончики с розовым вареньем. С клубничным!
— Я была бы рада вырастить такое дерево на нашем балконе, дорогой. Руку протянул, нарвал пончиков с пылу-жару и за стол! Просто чудо расчудесное. А пока мы с тобой дерево не вырастили, пойдем-ка на кухню. Попробуем сами сделать пончики. Выйдет у нас волшебство — чудо в масле, вот все обрадуются. А потом папа вернется. Будем вместе с ним зажигать ханукальные свечи.
Мама достала из шкафа старую потертую кулинарную книгу и протянула сыну.
— Тут записан рецепт чудо-пончиков бабушки Леи. Они были самыми вкусными на свете. Кто их пробовал, становился немного счастливее. Так, нам нужны творог, мука, масло, яйца, стакан сахара.
— Мама, стакан на иврите «כוס» называется?
— Правильно. А по-английски стакан «glass» называется.
— Глаз?! Стакан — не глаз!
— Да не глаз, а glass. Ладно. Ты мне лучше расскажи о Хануке. Помнишь, сколько масла нашли Маккавеи в Храме? Стакан?
— Нет, они нашли один маленький кувшин. Потом у них случилось чудо на целых восемь дней.
— Точно! Доставай сахар из шкафчика. Сейчас мы с тобой устроим чудо и счастье — нажарим пончиков, как бабушка Лея меня учила. Такие больше никто делать не умеет. Только мы с тобой. Вечером все вместе зажжем ханукальные свечи, будем чудо-пончики пробовать, как будто бабушка Лея снова к нам в гости пришла с угощением. Это будет наше ханукальное чудо с маслом, сынок.
Еврей? Зажигай!
— Как вы узнали, что еврей?
Этот вопрос хотя бы раз слышал каждый из нас. На него есть исчерпывающий ответ:
— Мама сказала.
Когда мама говорит, мы верим.
Мы поверили маме, что евреи, а она ее маме поверила, а та ее родителям. В каждом поколении еврей верил своей маме. Возможно, на этой вере маме и зиждется вся огромная еврейская традиция. В том числе традиция зажигания ханукального светильника и изготовления разнообразных блюд, жаренных в масле.
О чудесах Хануки очень емко рассказывает «Кицур Шульхан Арух». Там сказано:
— Во времена Второго Храма, когда царствовало в Израиле греческое царство, были вынесены жестокие постановления относительно евреев, и была запрещена их вера, и не разрешали им заниматься Торой и выполнением заповедей. И простирали захватчики руки свои к имуществу их и к дочерям их. И вошли они в Храм, и пробили стены, и осквернили то, что должно было быть чистым, и бедствовали евреи из-за них, и притесняли они евреев очень сильно. Но смилостивился над ними Б-г отцов наших, и избавил их от рук врагов и спас их. И победили их сыновья Хашмонаим, первосвященники, и перебили их, и спасли евреев от рук их, и поставили царя из коэнов, и было восстановлено Израильское царство более чем на двести лет, до разрушения Второго Храма. И когда победили евреи своих врагов и уничтожили их — это произошло 25-го числа месяца Кислев — вошли они в Храм и не нашли во всем Храме чистого масла, кроме одного кувшинчика, который стоял, запечатанный печатью первосвященника, и масла в нем хватало лишь на то, чтобы Менора горела один только день. И это масло зажигали в Меноре восемь дней, пока не надавили из новых маслин чистого масла. И в честь этого постановили мудрецы того поколения, чтобы были эти восемь дней, начиная с 25-го Кислева, днями радости.
В память о чуде тех далеких времен и сегодня в Хануку в каждом еврейском доме устанавливают специальные светильники и зажигают масляные свечи.
В канун этого декабрьского праздника израильские магазины переполнены ханукальными светильниками всех сортов в самом широком ассортименте. В Израиле их называют ханукиет. Каждый выбирает себе светильник по душе, в соответствии с возрастом, статусом, финансовым положением и даже имиджем.
Маленьким, обаятельным и очень важным членам семьи покупают обычно наиболее безопасные и простые, но самые настоящие алюминиевые светильники. К ним полагаются тоненькие разноцветные свечки. Даже двухлетний карапуз получает собственную ханукию с набором свечей. Волшебным праздничным вечером он под неусыпным присмотром папы протянет пухлую ручонку к своей первой в жизни свечке и зажжет ее. Веселый огонек тепла и любви запляшет в распахнутых глазах малыша.
Дети постарше зажигают светильники собственного изготовления. В каждом детском саду и начальных классах школы проводится специальный урок на эту тему. Накануне Хануки еврейские дети трудятся над украшением собственной ханукии ручной работы, не жалея сил и фантазии, в память о чуде спасения, совершенном Творцом. Дети лепят ханукальные светильники из глины или клеят из стеклянных и деревянных заготовок, а потом расписывают яркими красками.
Главы семейств пользуются другими ханукальными светильниками. Тяжелые большие серебряные или бронзовые подсвечники с позолотой, украшенные чеканкой и резьбой, барельефами с изображением Храмовой меноры, Скрижалей Завета, короны. В них стаканчики тонкого стекла, наполненные маслом, в память о чуде с кувшинчиком чистого масла, которое Творец совершил для евреев в дни Хануки.
Вечером в Хануку вся семья собирается вместе перед заходом солнца, чтобы зажечь ханукальные свечи в память о Храмовой меноре, с которой напрямую связан каждый еврей через маму, бабушку, прапрабабушку и прапрадедушку и до самого Моше-рабейну и праотцев.
Чудо жизни
Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.
В Хануку таких свечей по всему миру зажигается множество. Они свидетельствуют о чуде победившей жизни и вечности еврейского народа.
Однажды потомственная слонимская хасидка заинтересовалась моим возвращением к Торе. Мне было трудно ответить что-то определенное. Сказала ей, что не только в детстве, но и в юности я совсем ничего не знала о еврействе, кроме того, что евреи существуют. Об этом мне мама сказала. И я ей поверила.
— Что же ты искала? — удивленно спросила хасидка. — Откуда ты знала, что нужно искать?
— Каждый человек знает, насколько необходим дом. Бездомному очень тяжело жить, некуда положить плюшевого мишку, негде зажечь свечу, — ответила я.
— Еврейская душа всегда сможет найти свой дом. Научилась этому у тебя, — ответила мне хасидка.
— Найти свой дом, зажечь в нем ханукальные свечи и испечь пончики по маминому рецепту, — добавила я.
Каждый из нас звено непрерывной цепочки поколений. С правой стороны Авраам, Сара, Моше-рабейну, бабушка с дедушкой и мама с папой. С левой — дети и внуки. Ведь евреи читают справа налево.
Так что присоединяйтесь.
Радостной Хануки!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»