Звезда Давида — магендавид, или щит Давида
Звезда Давида — гексаграмма, составленная из двух равносторонних треугольников, служит эмблемой Иудаизма. По легенде, щит царя Давида был как раз такой формы, поэтому оригинальное ивритское название звезды Давида — магендавид, или Маген Давид, что означает «Щит Давида».
Изображение Маген Давида помещают часто на синагогах, священных сосудах и т.п. Он служит также эмблемой сионистской организации и многих других учреждений.
Еврейский закон запрещает изображение Б-га, как и употребление каких бы то ни было символов, и Щит Давида не упоминается ни разу в Талмуде. Поэтому едва ли можно предположить, что Маген Давид появился в эпоху Талмуда, хотя недавно его изображение было обнаружено на одном надгробном памятнике в Таренте (юг Италии), который следует отнести к 3-му веку н.э.
В первый раз Маген Давид упоминается в Эшколь а-Кофер караима Йеуды Гадасси (середина 12-го века), где он говорит: «Семь ангельских имён предшествуют мезузе: Михаэль, Гавриэль… да охранит тебя а-Шем! А равным образом знак, называемый Щитом Давида, помещён рядом с именем каждого ангела».
По-видимому, Маген Давид был тогда знаком на амулетах. На магических папирусах часто встречаются изображения пентаграммы и звезды, в которые вписаны имена Всевышнего, но гексаграммы в них не встречаются. Нет Маген Давида и в больших магических папирусах Парижа и Лондона, хотя там встречается треугольник, — возможно, он поставлен здесь вместо гексаграммы. Отсутствует шестиконечная звезда и среди иллюстраций амулетов Budge в его «Egyptian Magic» (Лондон 1899).
Вероятнее всего, Маген Давид получил свою широкую известность из Каббалы.
Пентаграмма, называемая иначе печатью Шломо (Соломона), также служит талисманом. Henry полагает, что индусы заимствовали её у семитов (Magie dans l"Inde antique, c. 93, Paris 1904), хотя название его не может служить доказательством еврейского или семитского происхождения. Индусы употребляли и гексаграмму в качестве «оберега». Очень возможно, что в синагогах им пользовались как украшением для мезузы, и название Щит Давида говорит о его «защитной» силе. В качестве орнамента его могли первоначально применять для украшения синагог. Такой орнамент имеется, например, на соборах Бранденбурга и Стендаля и на Маркткирхе в Ганновере.
Карл VI (1354) даровал евреям Праги красный флаг с изображением «Щита Давида» и «Печати Соломона», а на красном флаге, с которым евреи встречали короля Матвея Венгерского, были изображены две пентаграммы и две золотые звезды (Schwandthner, Scriptores Rerum Hungaricarum II, 148). Это доказывает, что и пентаграмма была в употреблении у евреев, и мы, действительно, находим её в одной рукописи 1073 года (факсимиле в Седер Элиягу Рабба вэ-Седер Элиягу Зута, M. Friedmann, Вена 1901).