Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда качество Хеседа распространяется без границ, есть приумножение и изобилие без меры и безграничное благословение

Сказавший «Хватит!» своему миру

«Я — Бог Всемогущий (ש-די)»… «Я Тот, Кто сказал Моему миру и небу: “Достаточно!” (די), и земле: “Достаточно!” Ведь если бы я не сказал им “хватит”, они бы до сих пор растягивались все больше и больше» (Берешит раба).

Сущность имени Ша-дай — Суд, сокращение и ограничение. Как объясняет Виленский Гаон: «Категория Суда — не распространяться и не воздействовать на творения сверх меры, но лишь в меру; и это имя Ша-дай: Тот, Кто сказал миру “Достаточно!” (дай) и установил границу Своему миру, чтобы его область не расширялась более». В этом суть Суда: ограничение блага в соответствии с тем, что полагается каждому созданию.

Но мудрецы учили нас, что это Имя — источник благословения: «Я — Тот, в Божественности Которого есть достаточно каждому творению» (Раши). «Этим качеством Он дает пропитание каждому созданию и посылает Свои благословения…»

На первый взгляд, здесь есть противоречие, поскольку корень благословения — это качество Хеседа, воздействие без границ, без слова «достаточно», а Суд ограничивает и останавливает распространение благословения. В чем же суть этого вопроса?

Начало его понимания мы можем найти в словах Маараля: «Имя Ша-дай указывает на то, что Он дает миру достаточно и воздействует от Себя на реальность, восполняя ее так, что она не будет недостающей. А всякое добавление также обладает недостатком, и потому Его влияние — “достаточное”, то есть совершенное и восполненное» (Маараль).

Попытаемся постичь данный вопрос, насколько это возможно.

Избыточное распространение Хеседа — это недостаток

Когда качество Хеседа распространяется без границ, есть приумножение и изобилие без меры, безграничное благословение, и множество созданий преумножается и делится без остановки. Тогда усиливается опасность отрыва этого изобилия получателями от его источника. Так мы находим в отношении поколений, которым изобилие было щедро отмерено, и они согрешили (создали недостаток) в этом, как поколение Потопа или жители Содома, «и утучнел Йешурун, и стал брыкаться…» Когда Благо (Хесед) не ограничено Судом, оно обладает недостатком, и недостаток этот — со стороны получателей, как мы объяснили. В конце концов, подобное Благо превращается в Суд над его получателями, подобно изобилию вод Потопа, которые начались как благословенные дожди. Множество отделенных деталей в мироздании могут привести к отрицанию их Корня.

Должно существовать нечто, что обобщит их в одно, и тем самым у мироздания будет возможность вновь прилепиться к Единому мира: «Ты должен знать, что Господин, благословен Он — Един, и Его свечение усиливается только на объединяющемся объекте» (Рамхаль). Речение «Достаточно!» есть полная мера в распространении Хеседа, это качество «всё» (Малхут). Речение «Достаточно!» вновь собирает всю реальность в одну структуру.

Качество «всё»

«Имя Ша-дай означает, что достаточно в Его Божественности [для всех], и Он включает всех существующих, находящихся под Ним. И как только все существующее оказалось под Ним, и Он включил их всех, то сказал Своему миру: “Достаточно!” Ведь если бы небо и земля распространялись еще больше, не было бы у них никого, кто бы их объял, ведь они были бы безграничны. Но Всевышний включает все существующее, и потому называется Ша-дай, что достаточно в Его Божественности для мира, и потому сказал Он Своему миру: “Достаточно!”» (Маараль).

Суть этой «всеохватности» в том, что в каждой части реальности — раскрытии воли Творца — есть возможность достичь общего постижения, то есть прилепиться к ее Корню (р.Моше Шапиро). Имя Ша-дай — основа сотворения человека, Праведника, включающего в себе всю структуру мироздания.

Цадик, цедек, цдака

Эта линия — заключение Хеседа в границы «достаточности» — называется Цедек (справедливость). Это качество — «праведник-основа мира» (Йесод).

Рамбам так объясняет понятия хесед (благодеяние), мишпат (суд) и цдака (благотворительность). Хесед означает давать даже тому, кто недостоин. Мишпат — отдача в соответствии с тем, чего достоин человек по закону. Цдака же — обязанность благодеяния вследствие высоких качеств дающего.

Здесь заложено различие между благотворительностью, которую делает Израиль, и благодеянием идолопоклонников. Благотворительность, цдака, происходит от слова цедек, справедливость, во имя истины. И хотя благотворительность есть нечто, что человек не обязан делать по закону, вместе с тем она связана с справедливостью: справедливо помогать другим. А у идолопоклонников называется «благодеянием» (хесед) и относится к деянию, которую человек совершенно не обязан делать; он совершает его абсолютно добровольно, а не в качестве справедливого деяния. Таким образом человек оказывает благодеяние лишь для собственной пользы и удовольствия (Маараль).

Поразмыслим над этим высказыванием и найдем в нем важную основу. Праведник обязан совершать благо в соответствии со своим духовным уровнем, и потому все его деяния соответствуют принципу справедливости (цедек). Злодей воспринимает себя никому и ничем не обязанным, любое его действие — это благодеяние его «Я». Такое благодеяние содержит имманентный недостаток: всякий отрыв от корня, от обязательств по отношению к источнику изобилия, есть начало всякого греха — недостатка в мироздании. Праведник, соединенный с корнем, приучен к воздействию, приходящему к нему свыше, и обязан передавать его далее. Это линия цедек — справедливости.

Праведник верой своей будет жить

Когда восприятие таково, что человек обязан делать добро, он пользуется силой своего воздействия в меру, ради него самой, а не для собственного удовольствия. Ведь благо у него лишь дано свыше как вклад и залог. Но если человек полагает, что он никому и ничем не обязан, и благо, находящееся у него — его собственность, он может отдать его впустую и для своего удовольствия. Праведнику же благо доверено.

***

Полное совершенство праведника заключается в глубине постижения имени Ша-дай. Тем самым он устраняет «необрезанность», преграждающую осознание Имени Авайе, признание единого Творца, дающего существование всему.

Приведем цитату из слов раби Цадока аКоэна, проливающую свет на данный вопрос. «Известно, что это Имя указывает на святость завета в Израиле, и оно означает: “Сказал Своему миру: Довольно”. Ибо мир,,עולם связан со словом העלם — сокрытие, ведь суть сотворения мира — в сокрытии единства Творца. Прежде творения мира был Он и Его Имя одно, и на самом деле Он тот же, что был и до сотворения мира, и сейчас Он тоже един, как и раньше, ибо вся земля полна славы Его, и нет ничего, кроме Него. Но мир и наполняющее его, кажущиеся чем-то отдельным, скрывает это. А Израиль видит свет изнутри мрака, освящает и объединяет Его Имя каждый день, постоянно… А праведник — столп мира, то есть столп сокрытия. Ведь мир,,עולם происходит от слова,העלם сокрытие, и праведник постигает Творца даже внутри сокрытия. Это происходит посредством устранения “крайней плоти”, которая покрывает и прячет святость завета. Эта “необрезанность” есть погружение в страсти материального мира, которые заставляют забыть и затемняют свет Всевышнего в сердце. Это и есть мрак, возникший в начале творения. Ведь все сотворение мира было ради этого намерения, чтобы существовало скрытие. В этом корень зла в мироздании: Всевышний пожелал, чтобы возник мир, который есть сокрытие».

В этом святое Имя Ша-дай, связанное с качеством Йесод: «Сказал миру “довольно”, то есть — довольно этого сокрытия. Ведь если бы скрыл больше, такое сокрытие невозможно было бы раскрыть, а Бог сделал человека таким образом, что тот в состоянии раскрыть сокрытие и, устранив “крайнюю плоть”, прийти к осознанию и свету изнутри мрака… В точности в соответствии с нужной мерой, не больше и не меньше, для создания свободы выбора и награды и наказания для праведников и злодеев. В этом святость данного имени, “в котором есть достаточно для каждого создания”, и каждый постигает по своей мере».

Таким образом, те хранители Завета, что были в Египте, устранили завесу необрезанности, которая отделяла евреев в этом изгнании от осознания веры в Единство и привели к устранению занавеса природы и раскрытию внутреннего содержания мира. Это рождение субботы заново — Великой Субботы и раскрытие Субботы дарования Торы — свечение имени Авайе, Торы, и всего духовного изобилия, что снизошло на мироздание вследствие этого.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.