Статья посвящается поднятию души Марка Ашера, безвременно ушедшего 20 июля 2020 г.
Информационный центр еврейского музея ↓ Старое еврейское кладбище Праги ↓ Еврейская ратуша и Высокая синагога ↓ Еврейская община Праги (ŽOP) ↓ King Solomon Glatt Kosher Restaurant Prague ↓ U-Milo Kosher Prague Restaurant ↓ Chabad's Shelanu Kosher Restaurant ↓ Памятники и скульптуры Давида Черного ↓ Памятник Ф. Кафке «Вращающаяся голова» ↓ Скульптура «Висящий человек» ↓ Еврейские кладбища в Жижкове ↓Оглавление
Удивительный суккот я провел в Праге — городе раввина Маараля и писателя Франца Кафки.
Прибыл в Прагу в первый вечер холь-а-моэд и разместился в отеле «Франц Кафка» — в 5 минутах от еврейского квартала Йозефова и Staroměstská radnice (Староместской ратуши), знаменитой своими астрономическими часами, работающими с 1410 года.
Мне выдали механические ключи от входа в здание и от номера, но оказалось, что холодильник имеется только на общей кухне. Пришлось сказать метродотелю, что у меня с собой особенные продукты, и если с ними что-то случится, то я не уверен, что смогу купить такие же. Он вошел в мое положение и предложил хранить кошерные колбасы и сосиски, привезенные мной из Москвы, в холодильнике Coca Cola. Решив две главные проблемы: с ключами в шабат и хранением кошерных продуктов, я, прихватив с собой кошерную краковскую колбасу и хлеб, отправился на поиски сукки. Но к моему удивлению, все синагоги еврейского квартала были закрыты. Как я узнал позже, почти все они функционируют исключительно, как музеи.
Перед поездкой я заблаговременно написал электронной письмо в местный ХаБаД. Поэтому отправился искать счастья, то есть в данном случае — сукку, в синагогу ХаБаДа.
Синагога «Любовь Йосефа» («The love of Joseph») расположена в центре города по адресу: U Milosrdnych (У милосердных), 6, и занимает первый и подвальный этажи одного из подъездов 5-ти этажного жилого здания. Но сукки около синагоги я не увидел. Мимо проходил еврей в сюртуке и шляпе, и я спросил его, где можно найти сукку. К моему приятному удивлению, этим евреем оказался раввин синагоги и глава ХаБаДа Праги — Манис Бараш. Он пояснил мне, что сукка находится на балконе между первым и вторым этажом здания. Чтобы попасть туда, необходимо зайти в жилой подъезд, подняться вверх по лестнице, найти спрятанную лестницу, приставить ее к балкону и подняться по ней в сукку. Понятно, что самостоятельно попасть в сукку мне бы не удалось. Проведя трапезу в сукке и совершив обратные манипуляции, я спустился вниз, где меня ожидал раввин.
В синагоге регулярно собирается миньян. Утренняя служба проводится по будням в 7.45, по выходным и праздникам — в 08.30. Дневная и вечерняя служба начинаются зимой — в 17:30, летом — в 19:30.
Шабат в пятницу вечером проводится зимой — за четверть часа до захода солнца, летом — в 19:30.
Мы договорились, что утром я приду на шахарит.
Утром разборная каркасная сукка стояла у входа в синагогу.
В молельном зале установлен стенд, показывающий родословную от Маараля раввинов ХаБаД: Маараль — р. Бецалель — р. Шмуэль — р. Йеуда-Лейб — р. Моше — р. Шнеур-Залман — р. Борух — р. Шнеур-Залман «Алтер Ребе», первый ребе ХаБаД. Теперь стало понятно, почему второе название бейт ХаБаД — Chabad Maharal Prague.
Прихожане говорят в основном, на иврите и по-чешски. Также было много гостей из Израиля. К счастью, один из них — Марк Ашер, переехавший в Израиль из Грузии, оказался русскоязычным, и от него удалось узнать много интересного о еврейской Праге.
Недалеко от Староместской площади по адресу: U Staré školy (У старой школы), 1 начинается еврейский квартал (Židovská čtvrť) — один из старейших и крупных еврейских центров в Европе. Евреи здесь жили, начиная с эпохи Средневековья, и, несмотря на жестокие погромы и многочисленные попытки изгнания и истребления, пражской еврейской общине удалось сохранить здания — памятники готической, ренессансной, барокко и современной архитектуры.
Еврейский квартал, Прага
Изначально, еврейский квартал считался самостоятельным поселением и обладал всеми правами, которыми наделялись города. Здесь была ратуша, которая регулировала проблемы, связанные с внутренним самоуправлением. Еврейское гетто в Праге возникло в XIII веке. В это время улицы с многочисленным еврейским населением были объединены в отдельный район — еврейский город. Внутри укреплений Старого города был образован обнесенный стенами анклав с воротами, служившими для евреев выходом в нередко небезопасный христианский мир. Вся деятельность населения за пределами Еврейского города строго регламентировалась множеством правил и указов. В Средневековье был заметен отпечаток нетерпимости по отношению к евреям, который иногда принимал характер откровенных гонений. Однако, несмотря на это, гетто на протяжении нескольких веков разрасталось и укрепляло свои позиции.
Погромы случались и здесь: самый большой в Праге — в Песах 1389 года было сожжено гетто и убито 3000 его жителей. Пражские евреи вместе с другими евреями монархии трижды вынуждены были покинуть страну: в 1541-1564, в 1744-1748 и в 1941-1945.
На рубеже XVI — XVII веков экономически сильное и густонаселенное гетто под названием «Эм бэ Исраэль» было одним из наиболее значительных ашкеназских образовательных центров Европы. В Праге выпускались еврейские книги, а с 1512 года действовали еврейские типографии.
После отмены в XVIII веке унизительной «черты оседлости», наиболее состоятельная часть населения покинула еврейский квартал и обосновалась в предместьях, более безопасных в санитарном и социальном отношении.
До 1850 года квартал назывался Židovské Město (еврейский город), а затем в ходе административного преобразования официально стал одним из административных кварталов города и получил название «Йозефов», по имени императора Иосифа II, издавшего указы об уравнивании евреев в правах с христианским населением.
Гетто постепенно стало прибежищем бедняков, а также ортодоксальных иудеев, не желающих ассимилироваться с окружающим миром. К концу XIX века Еврейский город окончательно превратился в перенаселенные трущобы. В 1883-1913 годы по инициативе городского муниципалитета в еврейском квартале Праги была проведена полная реконструкция. Было снесено 300 домов и уничтожено 20 средневековых улочек. В результате район изменился до неузнаваемости — на месте прежних дворов и темных переулков были проложены широкие уличные магистрали и выросли роскошно декорированные дома. Но стараниями пражской интеллигенции удалось сохранить историческое ядро Йозефова.
Благодаря этому было спасено от сноса несколько старинных синагог, Еврейская ратуша и Старое еврейское кладбище, которые сейчас входят в состав Еврейского музея.
Туристы на улицах Еврейского квартала
Для того, чтобы попасть в еврейский музей, необходимо обратиться в Židovské muzem v Praze: Informační a rezervační centrum — информационный центр, расположенный по адресу: Maiselova 15. Есть также филиал центра по адресу: U Staré školy, 1.
Основанный в 1906 году, Еврейский музей в Праге является одним из старейших еврейских музеев в Европе. Его основателями были историки Соломон Хьюго Либен и член городского совета Август Штайн. Его коллекция представляла собой предметы из синагог, которые были снесены в результате расчистки Пражского еврейского гетто.
Ассоциация еврейских музеев была упразднена осенью 1939 года после оккупации Чехословакии и установления протектората Богемии и Моравии.
Музей не был уничтожен во время фашистской оккупации в связи с тем, что его собирались превратить в «Музей мертвого народа» — последнее напоминание о евреях, которых фашисты собирались полностью истребить. Нацисты свозили сюда книги и ритуальные предметы из уничтожаемых синагог. После войны большая часть этих предметов была распределена по еврейским общинам во все уголки мира, но часть осталась здесь.
После войны музей был передан в ведение Национального управления. В 1950 году музей был национализирован, включая его обширные коллекции.
В 1994 году здания были возвращены Пражской еврейской общине. 1 октября 1994 год музей восстановил свою независимость от государства, ознаменовав начало новой главы в своей более чем столетней истории.
В центре Вам предложат на выбор два вариантов билета: стандартный за 350 CZK и с посещением Староновой синагоги — за 500 CZK. Любой билет действует 7 дней, но при этом каждый объект можно посетить только один раз.
Выставки музея расположены в следующих объектах, находящихся в пяти минутах ходьбы друг от друга: Майзелова синагога, Пинкасова синагога, Pinkasova Synagoga, Историческая миква, Клаусова синагога, Obřadní síň, Starý židovský hřbitov, Španělská Synagoga, Robert Guttmann Gallery.
Староновая синагога не входит в состав еврейского музея, а принадлежит еврейской общине Праги, но ее можно посетить по «максимальному» билету в еврейский музей, либо купить отдельный билет.
Постоянные выставки музея: евреи на чешских землях в X-XVIII вв., история евреев в Чехии и Моравии в XIX-XX вв., коллекция синагогального серебра из Богемии и Моравии, еврейские традиции и обычаи, памятник жертвам Холокоста чешских земель, детские рисунки из Терезинского гетто 1942-1944 годов.
Также в музее представлены коллекции: текстиль, металлические предметы, изобразительное искусство, рукописи и генизы, редкие печатные книги, документы Холокоста, коллекция устной истории, фото архив, документация еврейских общин.
На территории информационного центра имеется магазин еврейских книг и сувениров.
В продуктовом прилавке я увидел удивительный сертификат кашрута организации Orthodox Council of Kashrus MaHaRa’L (OM), выданный координатором кашрута Аароном Гюнсбергером и наблюдателем за кашрутом — раввином Менаше Климентом. На нем написано, что все заведение является некашерным. При этом организация отвечает за кошерность только запакованных продуктов с голограммой «OM», а также за кофе латте и капучино — халав Исраэль, и пиццу — халав Исраэль и пат Исроэль (еврейское молоко и еврейский хлеб).
OM находится по адресу: Široká (Широкая), 8, куда мы направимся после посещения музея и Пражской еврейской общины.
Майзелова синагога
Майзелова синагога (Maiselova synagoga) находится по адресу: Maiselova, 10. Построена она была в 1590-1592 годах на основании привилегии, предоставленной императором Рудольфом II. Ее основателем был Мордехай Майзель — глава Пражского еврейского города. Построенная Иудой Цорефом де Херцом и Йозефом Вальемом, она изначально была типичным зданием эпохи Возрождения с тремя нефами. Синагога сгорела в огне гетто 1689 года и несколько раз перестраивалась. Свою нынешнюю неоготическую форму она приобрела в 1893-1905 годах.
Арон аКодеш в Майзеловой синагоге
Сейчас на территории синагоги размещена постоянная выставка: «Евреи на чешских землях в X-XVIII веках». На выставке представлено множество редких коллекционных предметов. Сенсорные экраны позволяют посетителям просматривать старые еврейские рукописи и исторические карты еврейских поселений. В вечерние часы выставочная площадка часто превращается в зрительный зал и используется как место для концертов и сольных театральных представлений.
Пинкасова синагога (Pinkasova Synagoga) находится по адресу: Široká, 3 (на картах google ошибочно указано Široká, 23) и является второй по старшинству из сохранившихся синагог в Праге. Построенная в стиле поздней готики в 1535 году, она была основана Аароном Мешуламом Горовицем, видным членом еврейской общины Праги, и вероятно названа в честь его внука — раввина Пинкаса Горовица.
У входа в Пинкасову синагогу
Синагога восстановлена в своем первоначальном виде в 1950-1954 годах.
В 1955-1960 годах Пинкасова синагога была превращена в мемориал памяти о почти 80000 еврейских жертв Холокоста из чешских земель, чьи имена написаны на стенах синагоги. Один из самых ранних памятников такого рода в Европе — это работы двух художников: Вацлава Боштика и Йиржи Иоанна. После ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году мемориал был закрыт для посещения более, чем на 20 лет. Он был полностью реконструирован и вновь открыт в 1995 году после падения коммунистического режима.
Кованое обрамление бимы в синагоге
Еще одна постоянная экспозиция синагоги — «Детские рисунки из Терезинского гетто» расположена на первом этаже. Эта выставка посвящена судьбе еврейских детей, которые были заключены в гетто Терезин во время Второй мировой войны. Она основана на ныне всемирно известных детских рисунках, которые были сделаны в гетто между 1942 и 1944 годами под руководством художника Фридла Диккера-Брандейса.
Эти эмоциональные рисунки свидетельствуют о преследовании евреев во время нацистской оккупации богемских земель в 1939—1945 годах. Они документируют транспортировку в Терезин и повседневную жизнь в гетто, а также мечты о возвращении домой и жизни на еврейской родине в Палестине. Подавляющее большинство этих детей погибли в газовых камерах Аушвиц-Биркенау.
Во дворе синагоги расположена уличная выставка: «Путешествия без возврата: депортация евреев из чешских земель 1939-1945 годов». На ней запечатлены депортации евреев из протектората Богемии и Моравии в гетто, а также в концлагеря и лагеря смерти.
Вечерняя проекция фотографий на двускатную стену миквы синагоги называется: «Лица жертв Холокоста».
Историческая миква находится по адресу: Široká, 3, в подвале здания рядом с Пинкасовой синагогой. Она была обнаружена во время археологических раскопок в 1968 году.
Судя по сохранившейся каменной кладке и найденной глиняной посуде, вполне вероятно, что она датируется началом XVI века. Это классический ритуальный бассейн прямоугольной формы с размерами 118х233 см и глубиной около 130 см. Наполнялся бассейн подземными родниковыми водами. Первоначальный вход со двора синагоги вел вниз на 12 ступенек. Помещение также служило для обогрева соседней комнаты, о чем свидетельствуют следы ожогов в местах, прилегающих к скамьям. В пражском гетто было несколько общественных микв. Сейчас известны лишь приблизительные местоположения двух других — около улиц Židovské (ныне — Široká) и Goldřichovy (Гольдржихова).
Миква открыта для туристов ежедневно, кроме субботы и еврейских праздников строго с 13.00 до 13.30.
На сайте раввината была указана действующая миква именно по этому адресу, я и подумал, что она используется и в настоящее время, но оказалось, что действующая миква находится этажом выше и работает для окунания женщин с 22.00 до 24.00. Погружение следует бронировать как минимум за день по SMS, WhatsApp (+420-731-136-013) или по электронной почте: mikveprag@gmail.com. Мужчинам разрешается окунаться в этой микве только раз в год — накануне Йом Кипура.
За пределами еврейского квартала имеются еще мужская и женская миква, соответствующие всем современным требованиям, о них я расскажу позже.
Клаусова синагога (Klausová synagoga) находится по адресу: U Starého Hřbitova (У старого кладбища), 3а (на картах google ошибочно указано U Starého Hřbitova, 39). Это самая большая синагога в еврейском квартале Праги. Но ее название, в отличие от предыдущих синагог, оказывается, происходит ни от фамилии ее основателя.
«Klausen» (от немецкого — «маленькое здание») изначально было названием трех небольших зданий XVI века, которые раньше находились на этом месте: ешива, основанная Мааралем, миква и синагога.
Клаусова синагога
После пожара в гетто 1689 года, на этом месте построена синагога в 1694 году в стиле раннего барокко.
Это была вторая главная синагога Пражской еврейской общины. Пражское погребальное общество (хевра кадиша) использовало его как место для своих молитв.
В синагоге расположена постоянная выставка: «Еврейские обычаи и традиции. Часть 1». Она начинается со знакомства с ТаНаХом и талмудом. Здесь можно увидеть развернутый свиток Торы, внутреннее убранство синагоги, атрибуты шабата и еврейских праздников. Также в галерее представлены экспонаты, касающиеся повседневной жизни еврейской семьи: рождение, обрезание, бар-мицва, брак и развод.
У восточной стены находится шкаф для свитков Торы, выполненный в стиле барокко. Пространство у западной галереи сосредоточено на постах и праздниках Ханука и Пурим. Особого внимания заслуживает коллекция ханукальных светильников и свитков Эстер.
В северной галерее находится раздел выставки под названием «Ход жизни». Первая тема — это рождение, обрезание и выкуп первенца. Среди экспонатов — рукопись правил обрезания и благословений 1727 года. Обычаи, связанные с помолвкой и свадьбой, отмечены рядом экспонатов, включая брачные договоры (ктуба).
Западная галерея ориентирована на еврейский дом с акцентом на ритуальные предметы. Специальные витрины посвящены кашруту, шхите и мезузам.
Галерея в Клаусовой синагоге
Обрядовый зал (Obřadní síň) находится по адресу: U Starého Hřbitova, 3b. Это здание было построено в неороманском стиле в 1906-1908 годах. Раньше в подвале размещался морг, на первом этаже — комната для омовения умерших, а на втором — комната погребального общества (хевра кадиша).
Здание похоже на замок, и именно около него меня сфотографировал Марк Ашер, после чего эта фотография стала моей аватаркой на сайте.
Здание Обрядового зала и хевры кадиша
Здание использовалось по своему первоначальному назначению до конца Первой мировой войны и стало частью Еврейского музея в 1926 году.
Здесь расположена постоянная выставка: «Еврейские обычаи и традиции. Часть 2».
Основная тема заключительного раздела выставки «Курс жизни» — это болезнь и смерть. Отдельные темы сопровождаются примерами из уникальной серии картин Пражского погребального общества 1880-х годов.
В главном зале представлены описания и иллюстрации помощи, оказываемой Обществом погребения больным и умирающим, ритуальным омовением, церемонией погребения.
В следующей комнате основное внимание уделяется еврейским кладбищам и надгробиям. Экспонаты включают фрагменты надгробий XIV-го века и деревянную гробницу 1836 года.
Еще одна комната посвящена поминальным молитвам за умерших, а также гравюрам и картинам с изображением Старого еврейского кладбища в Праге.
Комната на верхнем этаже над лестницей посвящена организации, внутренней жизни и внешнему представлению погребальных обществ.
Старое еврейское кладбище (Starý židovský hřbitov) является одним из старейших сохранившихся еврейских захоронений в мире. Оно было основано в первой половине XV века. Самая ранняя надгробная плита датируется 1439 годом, последнее захоронение произошло 348 лет спустя. Хотя кладбище несколько раз расширялось на протяжении веков, оно все еще не было достаточно большим, чтобы удовлетворить потребности еврейского города.
Мацевот на старом еврейское кладбище
Захоронения производились слоями. По некоторым подсчётам, на кладбище покоятся не менее 100 тысяч евреев в 10-12 уровней, причём к настоящему времени сохранились приблизительно 12 тысяч надгробных камней, многие из которых украшены изображениями животных и растений.
Именно здесь похоронены раввин Иуда Лёв Бен Бецалель, известный как Маараль из Праги (умер в 1609 году), основатель Пинкасовой синагоги Аарон Мешулам Горовиц (умер в 1545 году), глава пражского еврейского города Мордехай Майзель (умер в 1601 году), раввин, математик, астроном и еврейский историограф Давид Ганс (умер в 1613 году), раввин, врач, философ и астроном Йосеф Шломо Кандия Дельмедиго, известный как Яшар из Кандии. Яшар — аббревиатура от Йосеф Шломо рофе (рофе — ивр. врач) (умер в 1655 году).
Интересно отметить, что на надгробии Давида Ганса изображены магендавид и гусь (Gans по-немецки — гусь). Сам Ганс известен, как ученик раввина Моше Иссерлеса (Рама), автор курса всеобщей истории для евреев «Цемах Давид» («Росток Давида») и коллега первооткрывателя законов движения планет Солнечной системы — Иоганна Кеплера.
У могилы Маараля всегда зажжены свечи, и кто-нибудь молится на его могиле.
Надгробие на могиле Маараля
Отдельно купить билет для посещения кладбища невозможно, как и попасть сюда бесплатно.
Галерея, названная в честь известного пражского художника Роберта Гутманна (1880-1942), была открыта в 2001 году по адресу: U Staré školy, 3.
Занимает она площадь 80 квадратных метров и отвечает всем требованиям современной галереи. Использование высококачественных регулируемых оконных штор и двойных входных дверей позволяет полностью контролировать температуру и влажность помещения, создавая идеальные условия для показа даже самых чувствительных материалов (пергаменты, старые печатные книги, исторический текстиль). Использование качественного низкоэнергетического освещения и возможность регулировки интенсивности и угла света позволяют отображать исторические материалы, которые чрезвычайно чувствительны к свету.
В галерее представлены временные выставки предметов из музейных коллекций и экспозиции, посвященные еврейской жизни, преследованиям богемских и моравских евреев во время Второй мировой войны, еврейским памятникам в Чешской Республике и присутствию евреев в современном искусстве.
Так называемая Испанская синагога Праги
Испанская синагога (Španělská Synagoga) находится по адресу: Vězeňská (Тюремная), 1. Это самая молодая синагога в еврейском городе Праги. Она была построена в 1868 году на месте старой синагоги XII века, которая была самой старой синагогой в пражском гетто.
Эту синагогу называют «испанской» за впечатляющий мавританский дизайн интерьера, выполненный под впечатлением от знаменитой Альгамбры — архитектурно-паркового ансамбля, расположенного в Южной Испании. Здание было спроектировано Йозефом Никласом и Яном Бельским, а интерьер — Антонином Баумом и Бедржихом Мюнцбергером.
В Испанской синагоге в настоящее время находится выставка «История евреев Богемии и Моравии в XIX — XX веках». В ней рассказывается о жизни евреев в Австро-Венгрии, о возникновении сионистского движения, а также биографии известных еврейских предпринимателей, ученых, писателей, музыкантов и художников.
Орган
Нижняя часть органа и элементы интерьера
Также имеется материал о реконструкции еврейского города, еврейских мест Богемии и Моравии и истории еврейского музея в Праге. Особое внимание уделяется Холокосту евреев из Чехии и Моравии в 1939-1945 годах.
Сейчас в здании планируется открытие новой выставки, имеющей рабочее название «Еврейская эмансипация, Шоа и Чехословакия с 1780 года по настоящее время». Технические и дизайнерские проекты будут интегрированы в архитектуру здания и включат в себя мультимедийные и интерактивные элементы. В дополнение к тематической подборке редких предметов из коллекций Еврейского музея, которые будут размещены в новых аранжировках и контекстах, будут предусмотрены сенсорные экраны для просмотра исторических документов, фотографий и произведений искусства. Посетители также смогут искать информацию в базе данных известных еврейских деятелей.
В связи с тем, что новая выставка потребует строительство новых технологических объектов, здание сейчас находится на реконструкции и готовится принимать посетителей в конце 2020 года.
Рядом с синагогой — на границе Старого города и Йозефова установлен необычный памятник еврейскому писателю Францу Кафке по мотивам его рассказа Popis jednoho zápasu (Описание одной борьбы).
Скульптура установлена в 2003 году по случаю 120-летия со дня рождения писателя. Высота статуи 3,5 метра. Скульптор Ярослав Рон создал ее, вдохновившись образом мужчины, бродившего по Праге на плечах у другого мужчины. Памятник изображает самого Кафку, сидящего на плечах бесплотного великана-костюма.
Здание т.н. Еврейской ратуши (Židovská radnice) по адресу: Maiselova, 18, является одним из красивейших в Праге. Построено в 1577 году. Архитектором проекта был итальянец Панкрацио Родер. Меценатом выступил уже известный нам Мордехай Майзель. Ратуша была построена в ренессансном стиле. В 1648 году к ней была пристроена зеленая башенка, в благодарность евреям города, храбро сражавшимся против шведов во время осады Праги. Небольшое сооружение, окруженное кованым балконом, с виду напоминает головной убор шведского воина. Шпиль башенки увенчан золотым шаром и звездой Давида. Высота башенки вместе со шпилем составляет 27,5 метров.
Через несколько лет после разрушительного пожара 1754 года в Йозефове, архитектор Иосиф Шлезингер перестроил фасад ратуши в стиле рококо. При реконструкции 1908 года было расширено южное крыло здания.
Здание еврейской ратуши с часами
На ратуше установлено трое часов, причем на одних из них вместо цифр используются буквы ивритского алфавита, а сами они ходят против часовой стрелки. Такие уникальные часы изготовил пражский королевский часовщик Себастьян Ландесбергер.
Помещение еврейской общины Праги (Židovská obec v Praze, ŽOP) находится в здании еврейской ратуши. Община имеет богатую историю, уходящую в X век. В то время евреи жили под Пражским Градом, в районе сегодняшнего Малого города — на другом берегу реки Влтавы. В XII веке они переместились на ту сторону реки, на которой находится нынешний центр Праги, и за столетия поселение превратилось в еврейский город (отделенный стеной от христианской части) с собственным советом представителей, собственной судебной системой и местным правительством. До середины XVII века пражская община представляла всех еврейских жителей Богемии по отношению к монарху и государственным органом. Полные гражданские права евреи Богемии получили только в 1867 году.
В начале Второй мировой войны на территории Чехословацкой республики проживало 118 тысяч евреев, в Праге в ноябре 1941 года проживало 39395 евреев — из них выжило только 7540.
В послевоенные годы многие выжившие переехали в Израиль и другие страны, вторая волна эмиграции была после ввода Советских войск — в 1968-1969 годах.
В настоящее время численность еврейской общины около 2 тысяч человек
Главный раввин — Дэвид Петер, родился в 1976 году в Праге.
Во время обязательной военной службы, когда он работал социальным работником в пражской еврейской общине, он принял решение отправиться учиться в Израиль, чтобы, вернувшись, помогать духовному развитию еврейской общины.
Давид Петер прибыл в Израиль в 1998 году (5758) и начал учиться в израильском Институте еврейских исследований — Махон Меир, затем в Ешиват а-Котель, возглавляемой р. Хаим Кацом, а затем в ешиве Мерказ а-Рав, первой ешиве религиозно-сионистской направленности, основанной равом Куком в 1924 году, где через 6 лет получил раввинский титул от главы ешивы р. Яакова Шапиро.
В сентябре 2011 года Давид Петер вместе со своей женой вернулся в Прагу и начал работать в качестве помощника раввина, а летом 2014 года был избран главным раввином Праги.
В настоящее время общине принадлежат три синагоги: Староновая, Высокая и Иерусалимская.
Высокая синагога (Vysoká synagoga) также находится по адресу: Maiselova 18.
Дело в том, что название «Высокая» синагога получила из-за непривычного расположения — на втором этаже здания Еврейской ратуши, а не из-за своей высоты. Изначально синагога предназначалась, в основном, для сотрудников еврейской общины. Т.к. она являлась частью ратуши, то получила второе название — Radniční synagoga (Ратушная синагога). Регулярные службы проходили вплоть до начала осени 1941 года. Во время войны синагога была превращена в склад, как и все остальные пражские синагоги, в которые немецкие оккупанты массово свозили предметы еврейской культуры. После завершения войны, с 1950 по 1992 годы здесь располагалась часть экспозиции Пражского Еврейского музея.
В 1994—1996 годах проводились работы по реконструкции, и только после этого синагога начала исполнять свои прямые обязанности — она вновь стала молельным домом для пражской еврейской общины.
Арон аКодеш в Высокой синагоге
Высокая синагога за свою практически 500-летнюю историю пережила множество разрушений и неоднократно подвергалась ремонтно-восстановительным работам. Первым и самым сильным потрясением стал огромный пожар 1689 года, в результате которого здание было практически полностью разрушено.
Восстановительные работы, проходившие под надзором архитектора Павла Байера, подняли синагогу из руин, но ее былой вид был потерян. По проекту Байера была построена женская галерея, занявшая южную часть здания, окна которой были украшены резными деревянными решетками.
Лишь в 1883 году были окончены работы по реконструкции, во время которых фасад здания был значительно упрощен и обновлен по проекту Вертмюллера. В 1907 году был сделан отдельный вход. Со стороны улицы Červená (Красная) была построена лестница, по которой можно было сразу попасть в молельное помещение, не посещая при этом здание Еврейской Ратуши.
Но сейчас попасть в синагогу, минуя еврейскую ратушу, невозможно. И туристов в нее тоже не пускают. Поэтому, по совету рава Гедальи Шестака — автора аудиоцикла «Еврейская история» на сайте toldot.ru, посетившему Прагу до меня, я подошел в 14:00 к зданию ратуши и сказал охраннику, что хочу попасть на минху.
Охранник спросил, кто раввин моей общины, а затем устроил мне мини-экзамен: спросил, какой сейчас идет еврейский месяц и какой проходит еврейский праздник. Судя по всему, до меня было много желающих попасть в здание, поэтому я, как в сказках, должен был ответить на загадки стражника, чтобы попасть внутрь.
После ответов на все вопросы, передо мной открылась дверь, и я оказался шлюзе из пуленепробиваемого стекла. Другой охранник, находившийся внутри, проверил мой паспорт, и пустил в холл.
На втором этаже оказалось два молельных зала, в одном из них собрался миньян.
После минхи я спустился в здание ратуши, где мне посоветовали заказать комплексный обед — суп, основное блюдо, десерт, салат, минеральная вода — за 70 CZK, что было подозрительно дешево. И действительно — на кассе мне уже озвучили сумму 320 CZK. Оказалось, что 70 CZK — это дотационная цена только для членов общины, и воспользоваться ей можно по специальному талону.
В холле установлен автомат для кофе по цене 8 CZK, тоже для членов общины, но, к счастью, автомат талонов не требовал.
Во дворе здания находилась сукка, где сидело несколько членов общины, с которым я составил компанию в трапезе. Один из них — Михаил Душинский, пригласил меня на шабат в Иерусалимскую синагогу, чтобы поддержать миньян. О себе он рассказал, что родился в 1946 году — за 2 года до образования государства Израиль (даже продемонстрировал паспорт, где это было написано место рождения — Палестина), а затем переехал в Прагу, где получил гражданство, женился, поселился рядом с этой синагогой и читает лекции по еврейской традиции на английском языке. Тратить время на изучение чешского языка он не хочет, так как его можно потратить более продуктивно — на изучение Талмуда.
Самая известная синагога Праги — легендарная Староновая синагога (Staronová synagoga) находится на улице Červená, рядом со зданием еврейской ратуши. Вход в нее стоит 200 CZK, если не покупать «максимальный» билет в еврейский музей.
Староновая синагога
Синагога является старейшим местом еврейской Праги и старейшей из сохранившихся в Европе. Построена она в последней трети XIII века каменщиками из королевской мастерской, которые работали в соседнем монастыре Святой Агнесы — это свидетельство важного статуса тогдашней еврейской общины Праги.
Здание — старейший образец двухнефовой синагоги. Это прямоугольное строение с высокой двускатной крышей, готическими фронтонами, мощными внешними стенами, укрепленное опорными столбами. К главному зданию с трех сторон прилегают низкие пристройки.
В 19:30 я подошел к охраннику, и сказал, что хочу попасть на маарив. На этот раз мне устроили уже не мини-экзамен, а допрос с пристрастием. Меня спросили, где я был на минхе, а когда я ответил, что в Высокой синагоге, то спросили, где там установлена сукка.
В итоге, отгадав загадки этого стражника, я оказался в здании. В вестибюле находятся два ящика в стиле раннего барокко для сбора налогов: от евреев Праги и от евреев всего королевства.
Пол главного нефа в знак смирения находится на несколько ступеней ниже уровня окружающей поверхности.
Внутреннее пространство синагоги перекрыто шестью полями ребристого свода на двух восьмигранных столбах. Двенадцать узких стрельчатых окон соответствуют числу двенадцати колен Израиля.
В центре главного зала находится бима с подставкой для чтения Торы, отделенная позднеготической решеткой. Свитки Торы хранятся в ковчеге у восточной стены. Перед ковчегом висит негасимый светильник (нер тамид), а справа от него стоит каменный пюпитр (амуд) для кантора. В синагоге до сих пор сохранилось первоначальное расположение сидений по периметру зала.
Внутри Староновой
Раннеготическая часть синагоги была построена около 1270 года, южное помещение и западная пристройка для женщин — около 1300 года, помещение для входа в женский неф — в XIV веке — начале XV века, а северный женский неф — в 1731-1732 годах.
Во внешних стенах заметна открытая недавно отделка ниш, служивших когда-то для хранения молитвенных принадлежностей и книг. Для освещения главного зала служат многочисленные бронзовые люстры XVI-XVIII века, свет которых отражается в латунных украшениях стен.
Внутреннее убранство Староновой синагоги дополняет знамя еврейской общины, которое использовалось с конца XV века, а свой нынешний вид приобрело при императоре Карле VI в 1716 году. В центре изображены шестиконечная звезда Давида с еврейской шляпой, составляющие герб пражской еврейской общины уже с конца XV века. По контуру написано «Шма, Исраэль».
Духовный смысл внутреннего пространства синагоги передают еврейские надписи и стихи из ТаНаХа на стенах: южное входное помещение — «Б-га бойся и соблюдай Его заветы, ибо в этом — весь человек» (Коэлет, 12:13); торец свода на восточной стене главного нефа — «Представляю Г-спода пред собой всегда» (Псалом 16:8), высказывание раби Элиэзера «Знай, перед кем стоишь…» (Талмуд Брахот, 28Б), северная боковая стена: «Г-сподь один, и имя Его — одно» (Захария 14:9), причем эта цитата одновременно является хроностихом, напоминающем о ремонте синагоги в 1618 году; западная стена главного зала: «Тот, кто отвечает амен, важнее, чем тот, кто благословляет» (высказывание рабби Йоси из трактата Брахот, 53а).
Аббревиатуры на западной стене напоминают о Псалме 34:15 «Уклоняйся от зла и делай добро» и Псалме 73:1 «Добр Б-г к Израилю».
На южной стене над входным порталом надпись: «Ибо избрал Г-сподь Цион, возжелал его в обитель Себе» (Псалом 132:13), и эта цитата тоже является напоминанием о ремонте в 1618 г.
Лестница на чердак, где, по легенде, и был замурован голем
К моему удивлению, в здании я оказался один, и смог провести службу на биме, за которой стоял в свое время сам Маараль. Такой оказалась награда за успешное прохождение «экзамена».
Кошерный мясной ресторан SHALOM расположен в здании Еврейской ратуши и открыт днем с понедельника по пятницу с 11:30 до 14:00.
Ресторан рассчитан на 120 мест и имеет сертификат кашрута, выданный раввином Давидом Петером.
Чтобы попасть внутрь, необходимо пройти через охрану Еврейской ратуши.
Ресторан работает в режиме комплексных обедов, но также предлагает кошерное питание для банкетов, свадеб, бар-мицвы, деловых мероприятий, конференций.
Можно заказать еду с доставкой по телефону +420-224-800-80-8.
Также здесь можно оплатить участие в трапезах шаббата не позднее 14:00 в пятницу. Одна трапеза стоит 650 CZK, две — 1200 CZK. Оплата только наличными.
Я оплатил вечернюю трапезу, а вечером пришел на кабалат-шабат.
И тут меня снова ждал сюрприз от охранников — с меня потребовали паспорт. Я сказал своим «экзаменаторам», что в шабат не носят с собой вещи, если нет эрува.
Оказалось, что это тоже был проверочный вопрос, на который я ответил правильно и попал внутрь.
После службы в Высокой синагоге, где собрался ровно миньян, я отправился в сукку, куда принесли каждому заказавшему шабатний набор: стакан вина для кидуша, две халы, салат, грибной суп, ростбиф с морковью и рисом, а на десерт — шоколадный пирог.
За трапезой я познакомился с чешской семьей, прошедшей ортодоксальный гиюр вместе с двумя детьми. Глава семьи — участковый врач Барух-Хайм любезно предложил показать мне путь до Иерусалимской синагоги, куда я был приглашен на утро шабата.
Сильное впечатление произвел тот факт, что официанты ресторана были с физическими отклонениями, либо с синдромом Дауна.
Барух-Хайм пояснил, что, нанимая работников ресторана с заболеваниями, которые не позволяют им найти нормальную работу, община таким образом помогает им трудоустроиться в том месте, где они не будут подвергаться насмешкам и унижениям.
Иерусалимская синагога
Иерусалимская синагога (Jeruzalémská synagoga) находится по адресу: Jeruzalémská, 7. Вход для туристов стоит 100 CZK.
Я подумал, что улица названа в честь синагоги, но Барух-Хайм пояснил, что как раз все наоборот: улица названа в честь находящейся на ней церкви (бывшей часовни Святого Генриха), а синагога — по названию улицы.
В связи с тем, что улицы Праги извилистые, и среди них легко заблудиться, а в шабат я не могу взять с собой карту, Барух-Хайм показал мне путь, состоящий из высоких ориентиров.
Итак, чтобы попасть в Иерусалимскую синагогу, находящуюся за переделами еврейского квартала, нужно дойти до Staroměstské náměstí (Староместской площади), повернуть на улицу Celetná и пройти ее до конца до знаменитой Prašná brána (Пороховых ворот) — башни с воротами, построенной в XV в. Затем по улице Senovážné дойти до Jindřišská věž (Йиндржиховой башни) — самой высокой каменной колокольни Праги, на десятом этаже которой расположена смотровая площадка.
Синагога была построена в 1905-1906 гг. Венским архитектором и имперским надзирателем строительства Вильгельмом Стиассным в качестве замены трех синагог Zigeinerovu, Velkodvorskou и Novou (Зигейнеровская, Велькодворская и Новая), разрушенных в 1898—1906 гг.
Первоначально она называлась Юбилейной, т.к. была запланирована в 1898 году, в 50-й годовщину правления императора Франца Иосифа, но после Первой мировой войны ее стали называть Иерусалимской.
Это единственная синагога из восьми, построенных по проекту В. Стиасного, где до сих пор проводятся службы.
В январе 1899 был куплен старый дом на Иерусалимской улице для участка под строительство. Первый проект синагоги в неороманском стиле разработал архитектор Алоис Рихтер в 1899, второй — в неоготическом Йозеф Лингарт в 1901. А автором третьего проекта стал в 1903 году венский архитектор Стиасный. Этот проект на следующий год утвердили, и в 1905-06 годах здание было построено Алоисом Рихтером. Синагога была открыта в 1906 году на праздник Симхат Тора, став самой большой синагогой в Праге, рассчитанной на 850 мест.
Иерусалимская синагога — интересный пример модерна с использованием мавританской стилизации. Синагога трехнефовая, базиликального типа, с двумя поперечными крыльями. Главный фасад отличает мощная арка в мусульманском стиле с окном-розеткой со звездой Давида в центре и цитатой из Псалма 118:20 по контуру: «Это ворота Г-сподни, праведники войдут в них».
Фронтон фасада завершают мраморное изображение скрижалей с Десятью заповедями и две башенки по сторонам. Среднюю аркаду входного портика окаймляет стих: «Ведь отец один у всех нас, ведь Б-г один сотворил нас!» (Малахи 2:10).
Утром в шабат я легко нашел синагогу по ориентирам, но у входа меня снова ожидал охранник вопросами по иудаизму. На этот раз меня спросили, какая недельная глава Торы читается в этот шабат. Ответив на его вопросы, я оказался в здании.
Вытянутое внутреннее пространство синагоги оказалось разделено двумя рядами арок в мусульманском стиле, поддерживающих галерею для женщин. Парапет галерей украшен Псалмами: 121:1 — восток, 122:6-7 — север, 69:14 — запад, 141:1,3 — юг.
Налево от входа в главном нефе помещена плита с надписями, перенесенная сюда из Цикановой синагоги. На нижний ярус главного нефа и галереи свет попадает через большие окна с витражами. Арон аКодеш украшен рельефом виноградного куста и изображением скрижалей завета. Стены покрыты богатой росписью, интерьер дополняют многочисленные кованые люстры. На западной галерее находится большой орган.
В синагоге имеются два зала — большой нижний, который используется только летом, т.к. его отопление обходится очень дорого, и крошечный верхний, где проходят службы в отопительный сезон.
Помимо своей религиозной роли, синагога является культурным и выставочным центром. Регулярно проводимые здесь концерты позволяют посетителям послушать уникально сохранившийся оригинальный орган Эмануэля Стивена Питера.
Постоянная экспозиция — выставка под названием «Еврейская община в Праге с 1945 года до наших дней» представляет неизвестную до сих пор историю послевоенной еврейской общины в Праге и использует уникальные фотографии, документы и документальные фильмы, чтобы запечатлеть ключевые моменты ее существования от окончания Второй мировой войны до наших дней.
Постоянная экспозиция под названием «Еврейские памятники и их реконструкция после 1989 года» показывает посетителям ход ремонта и реконструкции еврейских памятников, проводимых еврейской общиной в Праге в виде фотодокументов, графических и аудиовизуальных источников информации.
При исследовании настенных росписей в январе 2003 года под мраморной плитой слева от ковчега был обнаружен спрятанный пергаментный свиток, пролежавший нетронутым почти век. Каллиграфически написанный «Завершающий документ» содержит описание истории строительства, данные о строителях, фирмах и ремесленниках, участвовавших в строительных и отделочных работах.
В конце памятного документа основатели синагоги пишут: «Настоящий документ составлен в память о счастливом завершении строительства, подписан всеми, кто в строительстве участвовал и в присутствии многих почетных гостей помещен в завершающий камень. Пусть переживет этот храм много столетий и еще в далеком будущем свидетельствует о набожных мыслях своих основателей. Пусть всегда и во всем отвечает он своему предназначению: собирать в своих стенах верующих, чтобы в Мыслях своих приближались они к Создателю. Так дай Бог! Написано в Праге, 16 сентября 1906 года».
После утренней службы, проходившей в верхнем зале, кидуш проводился в сукке, возведённой во дворе синагоги.
Оказалось, что в Праге принято спонсорам кидуша и трапезы указывать свои имена. Так, на каждой бутылке были написаны имена подаривших ее для освящения шабата.
После стакана кошерной сливовицы я вдруг обратил внимание, что недельная глава Торы не читалась, т.к. в шабат холь-амоэд суккота читается отрывок, посвященный празднику. Оказалось, что экзаменатор-охранник сам знал правильные ответы не на все свои вопросы.
Гуляя в шабат, я увлекся идеей найти в Праге памятник Мааралю, хотя на картах он не был обозначен. И все-таки, удалось его найти. Находится он на одном из 4 углов здания Nová radnice (Новая ратуша) — муниципалитета Праги, расположенном по адресу: Mariánské nám (Марианская площадь), 2.
В конце XIX — начале XX века границы Праги значительно расширились, в результате чего появилась необходимость в возведении нового административного здания, так как штат местного правительства также значительно увеличился, и Староместская ратуша была уже не способна предоставить рабочие места всем сотрудникам.
Новая Ратуша была построена в 1911 году в 5 минутах ходьбы от старой — на восточной стороне Марианской площади по проекту архитектора Освальда Полевки. Строгая форма здания соответствует сочетанию нео-классицизма и модерна, которое было вообще распространено в то время, а статуи, украшающие здание — черта, присущая эпохе Ренессанса.
Статуя Железного Рыцаря, находящаяся на левом углу Ратуши (со стороны улицы Platnéřská), и скульптура Маараля, находящаяся на правом углу (со стороны улицы Linhartská), являются творениями скульптора Ладислава Шаолуна.
Шаолун являлся представителем символизма и чешского модерна, и это сразу заметно. Памятник изображает Маараля в длинном пальто, у его ног прильнула собачонка, а к нему, несмотря на его явный протест, тянется молодая обнаженная девушка и протягивает цветок розы. Такого странного памятника я увидеть не ожидал.
А самым уникальным местом для ортодоксальных туристов, особенно из Израиля, является пятизвездочный кошерный отель King David Prague, который показал мне Марк Ашер.
Расположен он по адресу: Hybernska, 42, недалеко от железнодорожного вокзала и предлагает комфортное размещение в 67 номерах от 100 долларов в сутки.
В этом отеле имеется собственная синагога, а также мужская и женская миква под контролем раввината еврейской общины Праги. Причем мужская миква — единственная в городе.
Ресторан находится под наблюдением раввина Элиягу Ротенберга из Иерусалима и раввината еврейской общины Праги и под постоянным контролем раввинов Менахема Карлхейма и Давида Ритера. Все блюда в ресторане глат-кошер, халав-Исраэль и бишуль-Исраэль.
В ресторане можно поесть, не проживая в отеле. Завтрак обойдется в 30 EUR, ланч-бок на вынос в 40 EUR, обед — 45 EUR. Также можно заказать наборы на шабат и еврейские праздники.
А в суккот под открытым небом во внутреннем дворе отеля устанавливают сукку, в которой мне любезно разрешили посидеть.
Персонал отеля свободно говорит на иврите, а посетителям предлагают экскурсии по еврейской Праге с иврито-говорящим гидом.
До начала праздника Симхат-Тора оставалось несколько часов, и я решил посетить мужскую микву.
Оказалось, что миква является частью спа-салона, включающего также бассейн с джакузи, сауну, 3 процедурных кабинета и тренажерный зал.
Для гостей, проживающих в представительском номере, бутик-люксе и полулюксе, вход бесплатный, для проживающих в стандартном номере — 5 евро, а для нерезидентов отеля посещение обойдется в 15 евро.
Также предлагают интересный вариант — бесплатное посещение спа-салона при оплате любой процедуры продолжительностью более 60 минут. Учитывая, что самая дешевая из часовых процедур (классический массаж) стоит 70 евро, я решил это предложение не принимать.
Окунувшись в микву и надев белоснежный халат с вышивкой King David, можно почувствовать себя самим царем Давидом.
Оказалось, что в Праге нет кошерных магазинов, доступных туристам. Единственный кошерный магазин работает в здании Еврейской ратуши в понедельник, среду, четверг с 12.00 до18.00 и в пятницу с 10.30-15.00. Но попасть в него можно только, пройдя через охрану.
Теперь по поводу национальных чешских напитков — сливовицы и бехеровки.
Сливовица (slivovice) — сливовая ракия (фруктовый бренди), широко распространённая во всех балканских странах, а также Словакии, Чехии и Венгрии. По идентичной технологии напиток выпускается также в Австрии и Германии как сливовый шнапс — Pflaumenschnaps.
Сырьём для получения сливовицы служит сброженный сливовый сок.
Крепость сливовицы достигает 45% (в «домашней» версии — 52%), а при двойной перегонке — 75 %.
Время выдержки сливовицы различно. Можно пить ее свежеизготовленной, но считается, что лучше подождать лет пять, выдерживая её в дубовых бочках, тогда напиток получит более глубокий и насыщенный аромат сливы, а также свой отличительный благородный жёлтый цвет. Со слов шамаша Высокой и Староновой синагог — Андрея Вайсмана, этот напиток кошерный.
Бехеровка (Becherovka) — чешский травяной ликёр, производится в Карловых Варах. Первоначально эту настойку крепостью 38% делали как желудочное лекарство. Бехеровка обязана своим названием карловарскому аптекарю немецкого происхождения Йозефу Витусу Бехеру, который начал продавать этот напиток в 1807 году, а в 1841 году его сын Йоган Бехер открыл производство напитка на промышленной основе. В 1890 году Густав Бехер зарегистрировал торговую марку «Йоган Бехер» в честь своего отца.
В 1945 году Чехословакия начала кампанию по национализации и депортации немецкого населения. В рамках кампании семья Бехеров была выслана из страны. Фирма была национализирована, а название с «Йоган Бехер» было изменено на «Бехеровка».
Смесь из более, чем двадцати трав насыпают в мешки из натурального холста, которые погружают в ёмкости, наполненные спиртом, и оставляют там примерно на неделю. Потом экстракт переливают в дубовые бочки и перемешивают с водой и сахаром. Затем продукт настаивается в дубовых бочках специальной овальной формы в течение двух-трёх месяцев. Описываемый напиток делается только на карловарской воде.
Казалось бы, никаких некашерных добавок не содержится, но это совсем не так. Как рассказал мне Андрей Вайсман — в бехеровку добавляют некошерное виноградное вино, что делает ее некашерной.
Поэтому бехеровку можно покупать только в кошерном магазине в Еврейской ратуше, где продаются специально выпущенные партии с добавлением кашерного вина вместо обычного некашерного. Такая бехеровка пользуется большим спросом не только в Праге. Недавно была изготовлена экспортная партия для Израиля в 100 тысяч бутылок.
Отправившись, как и планировал, по адресу: Široká 8, чтобы найти там офис организации Orthodox Council of Kashrus MaHaRa’L (OM), я обнаружил по этому адресу ресторан King Solomon Glatt Kosher Restaurant Prague — самый старый кошерный ресторан в Чехии. Ресторан имеет сертификат кашрута OM, подписанный раввином Менаше Климентом.
На веранде ресторана
В этом ресторане можно попробовать телятину, ягненка, муфлона (жвачное парнокопытное животное рода баранов) и даже лань.
Животные выращены и отобраны чешскими животноводами специально для ресторана, после чего их зарезают в строгом соответствии с еврейским законом.
А домашняя птица при этом доставляется из птицеводств Франции и Австрии.
Также в ресторан поставляется продукция фирмы Samson Kosher Food Corporation Ltd. — импортера кошерных продуктов.
Винная коллекция содержит не только вина Бургундии, Бордо, Австралии, Чили, Южной Африки, США, Израиля, Испании и Португалии, но и вино собственного производства под маркой Барон Арон Гансберг, которое можно заказать и приобрести только здесь.
Персонал говорит на чешском, немецком, английском, русском и итальянском.
В меню широко представлены традиционные еврейские блюда, популярные в Чехии: золотистый куриный бульон с клёцками из мацы и миндалем, фаршированная рыба в уксусном желе с тертой свеклой, фаршированная телячья кишка, запеченная гусиная ножка, ягненок в густом морковном соусе, оленина с картофельными оладьями.
Из экзотических блюд можно отметить: закопченный до розового цвета лосось с маринованной репой на деревянном блюде за 295 CZK, куриная грудка в тройной панировке с картофельным пюре за 510 CZK, телятина, тушеная в соусе из паприки, с кнедликом (хлеб, приготовленный на пару) из белого хлеба за 695 CZK, гусиная грудка, обжаренная на гриле с розмарином под сливовым соусом c крокетами за 790 CZK, стейк из лани с брусничным соусом и картофельной лепешкой за 995 CZK.
Также в ресторане можно провести шабатние трапезы. Бронирование необходимо оплатить до начала шабата.
Гостям на шабат предлагается вино, свежеиспеченные халы, фаршированная рыба, телятина с грибами, а также праздничная обстановка. Возможно заказать диетические наборы: вегетарианские, безглютеновые и бессолевые. А женщинам предложат зажечь шабатние свечи непосредственно в ресторане.
Еще один мясной кошерный ресторан находится в центре Праги за зданием Испанской синагоги, по адресу: Bílkova, 12 и открыт в понедельник — четверг, воскресенье с 11:30 — 22:00, в пятницу — до начала шабата, и в субботу — после его окончания. Ресторан имеет сертификат кашрута, выданный главным машгиахом еврейской общины Праги и главным раввином Давидом Петером.
Здесь можно отведать такие блюда, как: бразильский стейк — антрекот на гриле с грибным миксом, помидорами черри и соусом песто; стейк Рока — антрекот на гриле, украшенный листьями руколы, жареным болгарским перцем, жареным миндалем и бальзамическим уксусом; бараньи отбивные; жареный эскалоп из курицы в сухарях с картофельным пюре; традиционное чешское блюдо — говяжий гуляш с рисом.
Также в ресторане большой выбор мясных сэндвичей, которые подаются с багетами собственной выпечки:
Можно заказать блюда с доставкой и на вынос.
Желающим провести здесь трапезы в шабат необходимо за неделю забронировать места и оплатить их до начала шабата.
На вечернюю трапезу за 795 CZK вам предложат ужин из 4 блюд, вино для кидуша, халы собственной выпечки и безлимитные безалкогольные напитки. Утренняя трапеза в шабат стоит 695 CZK.
Ресторан The CHABAD Kosher GRILL находится в здании бейт-ХаБаД по адресу: U Milosrdných, 6.
Здесь в семейной атмосфере вам предложат разнообразные блюда: мясо на гриле, стейк, пасту, свежие салаты, а также десерты.
Ресторан открыт все дни, кроме субботы, с 12:30 до 22:00. В пятницу закрывается раньше, чтобы подготовиться к шабату.
Желающим провести здесь шабат необходимо оплатить трапезы заранее: в пятницу вечером $50 для взрослого и 24$ для ребенка до 12 лет, в субботу утром — $45 для взрослого и 20$ для ребенка.
U-Milo Kosher Prague Restaurant открыт ХаБаДом недавно в соседнем здании по адресу: U Milosrdných, 4 и рассчитан на любителей итальянской кухни.
Здесь можно отведать молочные блюда с итальянским колоритом Средиземноморья: пасту и пиццу.
Часы работы с 09:00 до 22:30, а пятницу — до 15.00, в субботу открывается после окончания шабат. В сам шабат ресторан не работает.
Chabad's Shelanu Kosher Restaurant — молочная пиццерия ХАБаД, в нескольких шагах от Староновой синагоги, по адресу: Břehová, 8.
Здесь можно отведать пиццу, фалафель, разнообразные молочные и вегетарианские продукты.
Часы работы: с 9.00 до 22.00, в пятницу до 15.00, в субботу открывается после окончания шабата и работает до полуночи.
Как проходит праздник Симхат Тора в Праге, стоит рассказать отдельно.
В Староновую синагогу, где в будни не собирается миньян, пришло около 60 мужчин, а вместе с женщинами и детьми было около 130 человек. Прямоугольный участок около синагоги был огорожен и охранялся полицией. После вечерней службы на улице выставили столы с «лехаимом» и легким угощениями. Танцы со свитками Торы проходили перед зданием синагоги. Я предложил дойти со свитками до Староместской площади, но Барух-Хайм сказал, что расстояние, на которое можно удаляться от синагоги для проведения религиозных мероприятий, строго регламентировано законодательно.
После окончания танцев желающие проложить веселье отправились в бейт ХаБаД, где веселье проходило еще очень долго. А утром в синагоге ХаБаДа служба с танцами продолжалась до трех часов дня.
Акафот на Ошана Раба в Хабадской общине Праги
В Праге многое связано с Францом Кафкой: улица, названная его именем, кафе в доме, где он родился (правда, некошерное), несколько удивительных памятников и конечно же — Музей Франца Кафки (Muzeum Franze Kafky), расположенный в районе Malá Strana, на левом берегу Влтавы по адресу: Cihelná, 2b, куда мне показал дорогу Марк Ашер. Вход стоит 260 CZK.
Музей открылся летом 2005 года в здании Кирпичного завода Гергета и посвящен творчеству известного представителя немецкой литературы в Праге еврейского происхождения, одному из самых значительных писателей-фантастов в мировой литературе 20-го века — Франца Кафки, который родился в Праге 3 июля 1883 года, а умер в Кирлинге — ныне Клостернойбург (Австрия) 3 июня 1924 года.
На выставке представлены: большинство первых изданий произведений Кафки, письма, дневники, рукописи, фотографии и рисунки, которые никогда ранее не выставлялись в Праге, 3-D инсталляции, аудиовизуальные произведения и саундтреки.
Экспозиция состоит из двух разделов — Экзистенциальное пространство и Воображаемая топография.
Первый этап погружения в мир Кафки показывает, как Прага сформировала жизнь автора. Здесь можно увидеть его дневники и обширную переписку с членами семьи, друзьями и издателями.
Вторая часть выставки показывает, как Кафка изображает свой город. Сюрреалистическая архитектура, описанная Кафкой, превращает Прагу в воображаемую топографию.
Перед музеем установлен фонтан в стиле сюрреализма. Автор фонтана — один из наиболее известных современных чешских скульпторов Давид Черный, родившийся, как и Франц Кафка, в еврейской семье.
Фонтан образован двумя стоящими друг против друга мужчинами. При этом молодые люди не только повторили «подвиг» писающего мальчика, но и писают не на что иное, как на карту Чехии. Части тела находятся в постоянном движении, благодаря установленным внутри электромоторам, управляемым с компьютера. Желающие могут послать компьютеру сообщение, и мужчины «выведут» его на карте Чехии.
Версий того, «что хотел сказать автор» десятки. Некоторые утверждают, что струи символизируют две главных чешских реки — Влтаву и Эльбу, кто-то считает, что фонтан — это аллегория на Евросоюз, которому якобы нет дела до Чехии, а другие говорят, что струи — это Прага и Брно, вечно в шутку воюющие между собой.
Мне посоветовали выделить отдельный день на осмотр произведений Давида Черного, и я расскажу о самых интересных из них.
Работа Давида Черного — памятник Францу Кафке под названием «Otočná hlava» («Вращающаяся голова») расположен в районе Nové Město на улице Charvátova около торгового центра Quadrio.
Эта голова постоянно в движении
Вращающаяся огромная голова Франца Кафки находится в постоянном движении. Она сделана из нержавеющей стали, отполированной до зеркального блеска. Голову образуют 42 диска, способных вращаться в разных направлениях. Вес этих дисков — 38 тонн, а общая протяженность электрических проводов, приводящих диски в движение, — более километра.
Диски трансформируют голову Кафки, а затем возвращают писателю его естественный вид, а потом снова начинают движение.
Давид Черный прокомментировал свое творение так: «Творчество Кафки оказало большое влияние на Прагу и, следовательно, голове принадлежит и Торговый центр, и центр Праги».
В 5 минутах пешком от Староместской ратуши, на пересечении улиц Husova, na Perštýně и площади Betlémské — на крыше трехэтажного дома, держась одной рукой за крышу дома, висит скульптура еще одного известного еврея — Зигмунда Фрейда, названная Viselec («Висящий человек»).
Символизирует З. Фрейда, висящего над бессознательным
Композиция высотой в 2,20 м была создана Давидом Черным в 1997 году. «Висящий человек» много раз ездил на мировые выставки Берлина, Стокгольма, Лондона, а в Чикаго в 2007 году, где он также был установлен на крыше дома, полицейские и пожарные приняли ее за самоубийцу и ринулись спасать.
Вечером действительно издалека кажется, что живой человек висит на крыше.
Давид Черный объясняет идею скульптуры тем, что Зигмунд Фрейд висит над бессознательностью человека, которую он описывал в своих трудах, а сама скульптура символизирует пропасть между интеллигенцией и простым народом, которому не до психоанализа.
Возможно, самый знаменитый памятник работы Давида Черного и самый популярный у туристов Праги находится в здании пассажа «Люцерна» по адресу: Vodičkova, 36.
«Люцерна», построенная поэтапно в 1907-1921 годах, была первым в Праге железобетонным сооружением, со стеклянным пассажем внутри. А с недавних пор в центре пассажа находится скульптура «Конь», подвешенная к потолку здания.
Возможно, самая ироничная и эксцентричная работа Д. Черного
История этой скульптуры очень занимательна.
В 1999 году руководство Главного Почтамта заказало еврейскому скульптору Давиду Черному инсталляцию по мотивам одного из самых известных в Праге памятников — Святому Вацлаву, находящемуся на центральной площади города. С поставленной задачей Давид Черный справился — но со свойственной ему эксцентричностью и иронией.
Перед сотрудниками Почтамта предстала копия Святого Вацлава: были соблюдены все пропорции, кроме одной небольшой детали — он сидел на брюхе у мертвого коня, подвешенного за ноги.
Учреждение от работы скульптора отказалось, и инсталляцию поместили на другом от настоящего памятника конце площади. Но это не понравилось горожанам. Так «Конь» появился под потолком пассажа.
Давид Черный не побоялся сказать в своем интервью, что хотел посмеяться над тем пиететом, с которым пражцы относятся к оригинальному монументу Вацлаву.
Во 1985-1992 годах была построена Žižkovská televizní věž — телевизионная и радиовещательная башня телевизионная башня в Жижкове (в районе еврейского кладбища, о котором см. ниже). Высота ее 216 метров, вес — 11800 тонн, и она по сей день является самым высоким сооружением в Чехии.
В 2000 году башня, по виду напоминающая ракету на пусковой площадке, с обзорной площадкой, располагающейся на высоте 93 м и дающей обзор в радиусе 100 км, приобрела новый вид благодаря уже знакомому нам скульптору Давиду Черному и его скульптурной композиции «Младенцы», превратившим башню в один из наиболее популярных туристических объектов Праги.
«Младенцы» на пражской телебашне
Композиция была задумана в Нью-Йорке в 1994 году. Автор предполагал, что младенцы станут частью экспозиции музея современного искусства в Чикаго. Однако план не осуществился, и младенцы некоторое время кочевали от выставки к выставке, пока не обрели постоянное место в Праге. Фигуры несколько раз демонтировали, а затем снова возвращали на башню.
10 фигур младенцев высотой 4 метра и весом в несколько сот килограмм сделаны из стекловолокна и как бы карабкаются на башню. При этом у них нет лиц, именно таким образом скульптор выразил свой протест против абортов.
Аналогичные младенцы, но отлитые из бронзы, находятся в пражском парке на острове Кампа. Но там они стоят на земле на четвереньках, и вместо лиц у них штрих-коды.
На этом мы заканчиваем знакомство с творчеством Давида Черного.
Здания синагог сохранились и за пределами центра Праги, где также в разное время компактно проживали евреи.
Новая Либенская синагога (Nová libeňská synagoga) находится в районе Прага-8 по адресу: Ludmilina 4, рядом со станцией метро Palmovka. Также известна под названием — синагога на Палмовке.
Либенская синагога, Прага
Возникновение гетто в деревне Libeň (Либень) в 1744 году связано с поражением Австро-Венгрии в войне с Пруссией и последовавшего изгнания императрицей Марией-Терезой евреев из Праги, обвинившей их в сотрудничестве с врагом. Иудеям было запрещено селиться ближе к Праге, чем на расстоянии двухчасовой верховой езды, и тогда многие из них своим новым местом жительства избрали Либень, где образовался еврейский квартал.
В 1592 году была построена синагога, которая страдала от наводнений Влтавы. В результате было принято решение о постройке на возвышенном месте за пределами еврейского квартала Новой Либенской синагоги, а старая была снесена в 1862 году.
На церемонию заложения первого камня, которая проводилась 23 ноября 1846 года, пригласили эрцгерцога Штепана. Двенадцать лет шло строительство, и в 1598 году была проведено торжественное открытие.
Здание построено в псевдороманском стиле с включением элементов восточной архитектуры. Его прямоугольный объём перекрыт двухскатной крышей. Стена западного фасада прорезана большими окнами с арочными завершениями. Для украшения были использованы лепнина и рельефная кладка фриза.
Окна на северной и южной стороне имеют аналогичную форму. На восточном фасаде сохранились окно круглой формы и шестиконечная звезда с пластинками из цветного стекла.
В здание ведут симметрично расположенные три двери западного фасада. Оформление его интерьера напоминает убранство католической базилики. При входе в небольшом помещении находится умывальник для омовения рук. Отсюда можно подняться по винтовым лестницам на галерею или пройти в главный зал.
Центральный зал представляет собой неф с высоким сводом и боковыми галереями. Небольшие аркады, состоящие из пяти массивных призматических столбов, разделяют галереи и неф. На уровне первого этажа в простенке между окнами размещены пилястры, декорированным растительным орнаментом. Стены и колонны облицованы мрамором и частично украшены лепным узором синего и зелёного цвета. У восточной стены расположена мраморная бима, а за ней — арон акодеш — деревянный шкафчик с тоненькими парными колонками по бокам, имеющий полукруглое завершение с позолоченной надписью на иврите и звездой Давида по центру. Ниже расположено символическое позолоченное изображение Иерусалимского храма.
В 1901 году Либень стала частью Праги. Службы проводились в синагоге до 1939 года. После окончания Второй мировой войны службы так и не были возобновлены из-за резкого сокращения числа прихожан. Долгие годы синагога использовалась для хозяйственных нужд. Сначала это был овощной склад, а затем хранилище декораций находящегося поблизости театра «Под Палмовкой».
Вскоре после бархатной революции 1989 года в здании был проведён капитальный ремонт, после которого оно стало одним из центров культурной и духовной жизни района. С этого времени еврейская община Либени возобновила редкие службы.
При прокладывании прокладывания путей метро для станции Пальмовка, открытой в 1990 году, был уничтожен практически весть исторический центр Либени, но решение о сносе синагоги было отменено в последний момент.
Сейчас здание иногда используют для проведения культурных мероприятий, несколько раз в год его используют члены еврейской общины в Праге и Чешский союз еврейской молодежи.
Эта синагога (Karlínská synagoga) также находится в районе Прага-8, адрес: Vítkova 13/243. Ближайшее метро — Florenc.
Название она получила в честь пражского района Карлин, который в позапрошлом столетии был отдельным городом, и возведена в 1861 году на месте старых садов. До ее постройки еврейской общине приходилось арендовать помещения для проведения служб, но затем было принято решение построить собственное здание.
Архитектурный стиль выбран смешанный: есть характерные черты и мавританского стиля, и неоромантизма, и барокко. Преобладающим же является в здании романский стиль. Каменное здание на высоком месте возвышается над всеми постройками.
Сводчатые и круглые неширокие окна отличаются простотой геометрии, над входом расположен тимпан — полукруглое пространство.
Это небольшое двухэтажное здание, сразу выделяются главные ворота, небольшая дверь и ведущая вверх крутая лестница для женщин.
Раньше это была богатая синагога с пристройкой на заднем дворе для раввина. Когда-то на фронтоне была установлена таблица Декалога, ныне она снята. На фасаде, помимо главных ворот, было два входа, один — на западную половину синагоги, второй — на лестницу в галерею для женщин, которым запрещено было входить в главное помещение, для них был боковой балкон с отдельным входом.
В начале прошлого столетия интерьер обновлялся, появилась лепнина и декоративные украшения. Но реконструкция в 1928-1930 годов во многом изменила внутреннее убранство. Были сняты богатые барельефы, весь интерьер стал более функциональным и простым.
За годы своего существования синагога претерпела много реконструкций, функционировала до Второй мировой войны, но в послевоенное время община была не в состоянии обеспечить ее содержание, и в 1950 году Карлинская синагога была продана Чехословацкой гуситской церкви.
Масштабная реконструкция была проведена гуситской церковью в 1953 году, однако, фасад почти не был затронут. По сути, здание внешне мало видоизменилось: сейчас оно оштукатурено и покрашено в белый цвет, да и на крыше установили крест. Поэтому, проходя мимо, не сразу можно догадаться, что раньше в этом здании была синагога.
Смиховская синагога (Smíchovská synagoga) — единственная синагога на левом берегу Влтавы, в районе Прага-5 находится по адресу: Stroupežnického 32, рядом со станцией метро Anděl.
Построена она в 1863 году по проекту пражского архитектора Л. Эрмана.
Смиховская синагога, Прага
Здание имеет трехосный фасад, выходящий на север. Дополняется он мраморными плитами Декалога и соединительным карнизом с дугообразным фризом. Интерьер выполнен в мавританском стиле, а внешняя часть — в неороманском. Здание представляет собой внушительную постройку с главным залом, подвальным помещением, богатыми настенными фресками, витражами, сводами.
Главный зал имел немного продолговатую форму, там располагались четыре колонны по центру, а над мавританскими арками возвышались девять сводов. Под главным залом находился подвал, оттуда и была организована отопительная система храма. На первом этаже было предусмотрено 181 место для мужчин и 138 мест в галерее для женщин.
После завершения строительства 30 августа 1863 г. был написан памятный сертификат. Интересно, что после последней реконструкции в 2003 г. его снова нашли, и в настоящее время он является частью Еврейского музея в Праге.
В 1928 году начались работы по расширению синагоги. Планировалась дополнительные 197 мест для мужчин и 109 мест для женщин в галерее. Была произведена перестройка, в результате которой синагога стала более функциональной: значительно расширилась с западной стороны, к зданию был пристроен вестибюль, который использовался, как зал для заседаний представительства синагоги, и женская комната. В главном зале были построены хоры и установлен орган.
В 50-х годах здание было отдано управлению железных дорог Чехословакии. Пол был залит бетоном, а главный зал разделили, соорудив дополнительный этаж. В западной части, в пристройке, установили два грузовых лифта. Такие технические преобразования нанесли немалый ущерб синагоге. В 1986 г. здание планировалось снести, но работникам Института по охране и сохранению исторических памяток чудом удалось его отстоять.
В 1994 году здание в полуразрушенном состоянии было возвращено Еврейской общине Праги, которая через несколько лет сдала его в аренду на 50 лет Еврейскому музею. Сейчас в ней были организованы запасники, хранилища ценных архивных и исторических документов, а также хранится около 2500 картин и 10000 других произведений искусства, которые являлись собственностью Пражского еврейского музея.
В 2002 г. были начаты работы по реконструкции. Надстроенный железнодорожниками этаж снесли, различные технические пристройки также подверглись сносу. В результате интерьер главного зала восстановили. Был открыт Арон акодеш, который был замурован на протяжении 50 лет.
В настоящее время синагога закрыта, посетители могут осмотреть только читальный и исследовательский залы на первом этаже пристройки, а в помещении, где раньше располагался вестибюль, открыты книжный и антикварный магазины.
Вокруг синагоги появились современные здания, торговые центры и кинотеатр. А сама она так и осталась стоять, как напоминание о прошедшей эпохе.
В последний день поездки удалось посетить два еврейских кладбища в Жижкове — в районе Прага-3.
Первое из них — т.н. Старое еврейское кладбище в Жижкове (Starý židovský hřbitov na Žižkově) находится на улице Fibichova. Ближайшее метро — Jiřího z Poděbrad (Йиржи из Подебрад), названное в честь короля Чехии с 1458 по 1471 года — Йиржи, родившегося в городе Подебрад.
Кладбище, первоначально называемое «Первое еврейское кладбище в Ольшанах» было основано в 1680 году как чумное захоронение еврейской общины Праги. Также здесь осуществляли захоронения во время второй эпидемии чумы во втором десятилетии 18-го века. Затем захоронения осуществились с 1787 по 1890 год, когда вступил в силу запрет на захоронение внутри города. Здесь похоронено около 40 тысяч, в том числе ряд известных раввинов и ученых.
Наиболее посещаемая — могила главного раввина Праги Йехезкеля Ландау (или Ландо, 1713-179 гг.), также известного как Нода бе-Йеуда, надгробие которого было полностью восстановлено в 1993 году к 200-летию его смерти.
Что касается дизайна надгробий, то их стиль начинается от барокко, ампира и романтизма и до распространенных стилей второй половины XIX века.
Первоначальное кладбище было расположено на гораздо большей территории, чем сегодня. В начале 1960-х годов часть кладбища была превращена в парк, известный сегодня как Mahlerovy sady (Махлеровы сады).
Во 1985-1992 годах в Жижкове была построена 216-метровая теле-радио-вещательная башня высотой.
Но при этом, как рассказал доктор Барух-Хайм, большая часть кладбища была раскопана, надгробия были сняты и разбиты.
В 1999 году начался ремонт кладбища, и оно вновь открылось для посещений в сентябре 2001 года. Реставрация надгробий при этом продолжалась, и к концу 2013 года было восстановлено 164 надгробий и 4 могилы.
Второе кладбище в Жижкове называют Новым, (Nový židovský hřbitov na Žižkově) оно находится по адресу: Izraelská, 712. Ближайшее метро — Želivského.
Кладбище было основано в 1890 году, когда перестали хоронить на Старом кладбище в Жижкове. В настоящее время — это единственное действующее еврейское кладбище, и гго площадь более чем в 10 раз превышает площадь Старого еврейского кладбища в Йозефове.
Ворота и церемониальный зал Нового кладбища в Жижкове
Церемониальный зал с молитвенным домом, административные, вспомогательные здания и защитная стена вокруг кладбища были построены стиле неоренессанса. Церемониальный зал спроектирован архитектором Бедржихом Мюнцбергером. Кладбищенская территория постепенно заполнялось могилами, поэтому, прогуливаясь нему, можно увидеть последовательную смену стилей гробниц: от неоготики до неоренессанса, пражского и венского модерна, через классицизм, пуризм и конструктивизм — до современности. Многие надгробия — это работы ведущих чешских скульпторов и архитекторов — Яна Котера, Йозефа Заша, Йозефа Фанта, Чечека Восмира. В середине кладбища у главной аллеи находится область, на которой захоронены работники еврейских религиозных общин и раввины.
Наибольшее внимание привлекают два объекта.
Первый — это мемориал памяти евреев Чехословакии — жертв Холокоста и Сопротивления, созданный в 1985 году в виде системы вогнутых эллипсов, в центре которой сияет шестиконечная звезда. Авторы — скульптор Зденек Водичка и архитектор Владимир Стелик.
Второй — это могила Франца Кафки и его родителей в форме шестиугольного кристалла. Его автор — архитектор Л. Эрманн. Напротив находится мемориальная доска друга Кафки — Максу Броду, который похоронен в Израиле.
Могила Ф. Кафки
* * *
Автор благодарит рава Гедалью Шестака за помощь в посещении Староновой и Высокой синагоги; Маниса Бараша и еврейскую общину Праги — за теплый прием; Марка Ашера, Андрея Вайсмана, доктора Баруха-Хайма и Михаила Душинского за предоставление уникальной информации для статьи.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.