Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«А про габая и про других людей, который взыскивают и распределяют милостыню, сказано: «А дающие заслугу многим — как звезды». А если бедняки говорят нехорошее о габае, ему не следует обращать на это внимания, поскольку это лишь увеличивает его награду.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Тема

Минха

Именно послеполуденную молитву Минху некоторые мудрецы называют самой важной из трех ежедневных молитв

Минха — ежедневная послеполуденная еврейская молитва, одна из трех обязательных еврейских молитв (наряду с утренней Шахарит и вечерней Маарив). Из них Минха считается самой важной. По традиции, Минха была установлена праотцом Ицхаком, служение которого соответствовало качеству Б-жественного суда. Не случайно и введенная им молитва произносится во второй половине дня, когда мы предстаем перед судом Вс-вышнего за поступки, совершенные за день. Во времена Храма в это время приносилась ежедневная послеполуденная жертва «тамид», а после его разрушения, по решению еврейских мудрецов, храмовые жертвоприношения заменили три обязательные молитвы — утром, днем и вечером.

Оглавление

Важность молитвы Минха [↑]

Минха — послеполуденная молитва — считается самой важной из трех обязательных ежедневных молитв. Если утренняя молитва Шахарит произносится в начале дня, когда человек еще не взялся за дела, а вечерняя Маарив — когда день уже окончен, то для Минхи нужно выбрать время, отвлечься от своих забот и направить свое сердце к Вс-вышнему. Поэтому награда за эту молитву очень велика.

Кто установил Минху? [↑]

Три ежедневные молитвы — Шахарит, Минха и Маарив (Арвит) — были установлены нашими праотцами: Авраамом, Ицхаком и Яаковом. Авраам ввел в практику утреннюю молитву Шахарит, Ицхак — послеполуденную Минху, а Яаков — вечернюю Маарив.

Каждая из этих молитв отражает особое качество, которое внес в мир каждый из праотцов.

Авраам наиболее полно воплотил качество Хесед — Милосердие.

В личности и служении Ицхака превалирующими чертами были Гвура (Мужественность) и Дин (строгое соблюдение закона).

Яаков же соединил в себе качества Авраама и Ицхака и стал воплощением понятия Тиферет — Великолепие или Истина.

Время Минхи (после полудня, ближе к концу дня) — это время уменьшения и сокращения света, проведения самоотчета и вручения себя суду Творца. Это час строгого Суда (в это время совершил свой грех Первый человек — Адам, а также началось разрушение Храма). Понятно поэтому, почему эта часть суток стала временем молитвы Ицхака.

С другой стороны, слово «минха» означает «приношение», «жертва». Именно Ицхак был принесен (в духовном смысле) в жертву Вс-вышнему, как это описано в Торе в истории жертвоприношения Ицхака (Акедат Ицхак).

(Подробнее об аспектах молитвы Минха, связанных с праотцом Ицхаком и особенностями его служения Б-гу, см. в нашем материале).

Время молитвы Минха [↑]

Минха — послеполуденная молитва. Она соответствует ежедневному послеполуденному жертвоприношению, совершавшемуся в Иерусалимском Храме. Время этого жертвоприношения указано в Торе (Бамидбар, 28:4) как «бейн а-арбаим», т.е. «между заходами» — от того момента, когда солнце, пройдя точку зенита, начинает опускаться, до времени, когда оно скрывается за горизонтом (на иврите это время называется «шкият а-хама»).

Следует учесть, что, когда мы говорим о начале Минхи, мы имеем в виду ее основную часть — молитву Шмона Эсрэ. Ее надо начать читать в период от 30-ти минут после середины светового дня и — до захода солнца (на практике желательно — не позднее, чем за 10-15 минут до захода). Закончить чтение можно и позже захода солнца.

Немного астрономии [↑]

Как рассчитать время Минхи? Для этого мы пользуемся понятием временного часа, не совпадающим с тем, к которому мы привыкли в повседневной жизни.

Продолжительность этой единицы не постоянна, она зависит от географической широты и от времени года. Чтобы ее узнать, нужно разделить длину светового дня (от восхода до захода солнца) на 12. Например, если световой день длится 18 часов, то временной час будет равен полутора часам!

Таким образом, полдень — «хацот» — наступает с концом 6-го временного часа, и, если прибавить еще полчаса, можно начинать молиться минху. Это время называется «минха гдола» (т.е. «большая минха»). Однако, предпочтительнее молиться начиная от 9,5 временных часов с момента восхода солнца — времени, которое называется «минха ктана» («малой минхи»).

Существует еще одно понятие, связанное с молитвой Минха. Разделив период времени от «минха ктана» до заката (а 2,5 временных часа) на два, получим момент, носящий название «плаг минха»«половина минхи».

Момент «плаг минха» определяет, когда можно, в некоторых случаях, приступить к вечерней молитве — Маарив. Например, если Минху произнесли после «плаг минхи», начинать Маарив можно не ранее, чем на небе появятся звезды средней величины — обычно, через 30-60 мин после захода солнца (момент выхода звезд на иврите — «цет а-кохавим»).

Если же Минху молились (или хотя бы начали молиться) до «плага», то можно начинать Маарив раньше захода солнца — сразу после «плаг минхи». Только в этом случае нужно будет еще раз прочитать включенные в вечернюю молитву отрывки «Шма, Исраэль» после выхода звезд, так как время их произнесения — рано утром и вечером.

Все перечисленные алахические времена — «хацот», «минха гдола», «минха ктана», «плаг минха», «шкият а-хама», «цет а-кохавим» — обычно указаны в еврейских календарях.

Структура Минхи [↑]

Минха включает в себя следующие разделы: Ашрей (прославление Творца), Амиду (Шмона Эсре) — основную молитву, включающую наши просьбы к Б-гу, Таханун — «моление» о прощении грехов (в понедельник и четверг, когда читают эту молитву утром, в Шахарит) и Алену Лешабеах («На нас возложено прославлять Господина всего мира…») — благодарность евреев за возложенную на них миссию и надежда на то, что все народы признают Единого Б-га.

Когда молятся в миньяне (группе из десяти взрослых мужчин старше возраста бар-мицва), то: после Ашрей читают Полу-кадиш («Хаци-кадиш»), Амида повторяется вслух ведущим (хазаном), и при этом читают Кдушу (Освящение Б-жественного Имени, произносимое как диалог ведущего и общины) и Модим де-рабанан (благодарность Вс-вышнему, которую выражает община во время повторения хазаном основного текста Амиды). Также читают кадиши: после Шмона Эсрэ (или после Тахануна в дни, когда эту молитву читают) произносят Полный Кадиш («Кадиш Шалем»), после Алейну скорбящие читают Поминальный Кадиш («Кадиш Ятом»). Все кадиши являются прославлением общиной святости Вс-вышнего.

В дни общественных постов, а также в субботу, перед Минхой читают Тору.

Текст молитвы Минха см. на сайте.

Выводить материалы