Из цикла «Книга нашего наследия», темы: Элиягу Ки-Тов, Суккот, Сукка
Как строят сукку? Сначала возводят стены, а затем покрывают их схахом (кровлей) — листьями, тростником, пальмовыми ветками и т.д.
Стены сукки могут быть сделаны из любого материала. Важно только, чтобы они могли устоять, когда дует обычный для этих мест ветер. Поэтому тот, кто делает стены из ткани или покрывал, должен как следует привязать их со всех сторон, а также посередине, чтобы ветер не трепал и не срывал их.
Но даже если ветер не в силах их унести, все равно — не может считаться стеной перегородка, которая качается или даже могла бы качаться под напором ветра. Это правило остается в силе, даже если сукка построена во дворе, где совсем не бывает ветра.
Если стенки начинаются не от самой земли, а на высоте, равной хотя бы ширине трех ладоней (около 24 см), сукка является некашерной.
Если вначале были вбиты в землю столбы, соединены сверху балками и покрыты кровлей, а лишь затем возведены стены, то построенная таким образом сукка также некашерна, ибо сначала необходимо построить стены и лишь после этого — крышу. Однако если балки, на которые положат кровлю, имеют ширину более ладони (около 8 см), то, хотя они еще не заменяют стен, на них уже можно класть схах.
Как все-таки исправить положение, если кровля была уложена до того, как были возведены стены?
Необходимо закончить строительство, немного приподнять кровлю и опустить ее на прежнее место. Кровля окажется как бы уложенной заново.
Если у сукки две полноценные стены, а третья хотя бы немного шире ладони и, кроме того, содержит дверной проем, то сукка кашерна, хотя предпочтительнее окружить сукку стенами со всех четырех сторон.
Для схаха годится только то, что растет из земли, полностью вырвано из нее и никогда не служило ни для какой цели.
Кроме того, необходимо, чтобы этим материалам никогда не присваивалось название какого-либо полезного предмета.
То, из чего сделан схах, не должно принимать туму — ритуальную нечистоту. Всякий предмет, который в прошлом мог стать ритуально нечистым, даже если сейчас он стать таким уже не может — например, доска, выломанная из ящика, использовавшегося для домашних нужд, — не может быть использован как схах.
Не покрывают сукку тем, что идет в пищу (например, съедобными листьями). Сукка, покрытая такой кровлей, некашерна.
Доски шириной больше четырех ладоней (32 см) не подходят для схаха, даже если они никогда не использовались ни для какой работы. Они слишком напоминают балки настоящего дома.
Сука, построенная под деревом, ветки которого закрывают ее сверху, некашерна, даже если ее собственная кровля совершенно исправна. Ибо сукка может быть покрыта лишь тем, что уже вырвано из земли.
Нельзя накрывать сукку ветками, имеющими неприятный запах, равно как и такими, с которых быстро опадают листья. Дело в том, что опавшие листья загрязняют сукку и существует опасение, что хозяин может ее покинуть. Кроме того, лишившись части листвы, сукка может стать некашерной, потому что света в ней станет больше, чем тени.
Не накрывают сукку связками стеблей, в которых больше пятнадцати штук, пока стебли связаны вместе. Но если положить их связанными, а потом развязать — кровля будет кошерной.
Циновка из стеблей или соломы может быть использована как материал для кровли сукки при условии, что она была специально для этого изготовлена, даже если при этом она, как любая циновка, годится и для других целей. Хотя обычная циновка принимает туму, циновка, изготовленная специально для кровли, ее не принимает.
Схах надо делать не слишком редким, так, чтобы затененного пространства в сукке было больше, чем светлого, но и не слишком густым — ночью сквозь кровлю должны быть видны крупные звезды.
Если схах слишком редок — сукка некашерна. Если он слишком густой, так что сквозь него не видно даже крупных звезд, — сукка все-таки кашерна.
Высота сукки от земли до схаха не должна превышать двадцать локтей (960 см) и не должна быть меньше десяти ладоней (80 см). Сукка, которая ниже десяти ладоней или выше двадцати локтей, некашерна. Если длина или ширина сукки меньше семи ладоней (56 см), сукка также некашерна.
Хотя высота сукки имеет и верхний (двадцать локтей) и нижний (десять ладоней) пределы, длина и ширина ее имеют только нижний предел — семь ладоней. Даже сукка длина и ширина которой — сто локтей, кашерна, если схах ее сделан, как положено.
Наши мудрецы сказали: «Весь Израиль достоин сидеть в одной сукке».
В будущем мире Вс-вышний построит сукку из шкуры Левиатана, и в этой сукке будут пировать все праведники, исполнявшие заповедь сукки в этом мире.
Можно исполнить заповедь сукки в чужой сукке, но нельзя исполнить ее в краденой сукке. Поэтому не строят сукку на земле, находящейся в общественном владении, — это равносильно присвоению участка, на котором стоит сукка.
Запрещается делать стенки сукки из шаатнез — ткани, в которой шерстяная нить переплетена с льняной.
На протяжении всех восьми дней праздника нельзя извлекать какую-либо пользу из дерева, из которого сделаны стены или крыша суки. Нельзя даже отделить от доски щепку, чтобы поковырять ею в зубах.
Сказали наши мудрецы (Шабат, 133): «Слова Танаха: “Это Б-г мой, и я буду славить Его” — правило для исполнения любой заповеди». Сукка и цицит должны быть красивыми. То, же относится и к свитку Торы. Он должен быть написан красивыми чернилами, красивым пером, на самой лучшей коже, и обтянут красивым материалом.
Исполнение заповеди должно быть красивым, великолепным. В особенности это относится к заповедям о сукке и «четырех видхов растений», красота которых необходимо следует из сущности самой мицвы — ведь сказано: «И возьмите себе плод прекрасного дерева…»
Поэтому человек должен вести себя в сукке достойно, не вносить в нее неподобающих предметов, не делать в сукке никакой «черной» работы. Наоборот — он обязан парадно обставить сукку, поставить на стол красивые блюда, зажечь красивые светильники, украсить стены сукки красивыми плодами, цветами и растениями; все это — чтобы исполнить указание: «Это Б-г мой, и я буду славить Его».
После того, как показались звезды, наступил праздник, человек благословил его и провел в сукке хотя бы немного времени, всякая вещь, служащая для украшения сукки (и тем более являющаяся частью ее стен или крыши), становится запрещенной для какого бы то ни было использования на все время праздника, вплоть до исхода Шмини Ацерет, а в диаспоре — до конца Симхат Тора. Эту вещь нельзя убирать из сукки даже если она стала негодной, кроме того, ее запрещается использовать в будничных целях.
Если она упала на пол в субботу или йом тов, ее нельзя даже переносить, если только не объявить с самого начала: «Я оговариваю возможность использовать украшения суки, как я захочу и тогда, когда мне будет угодно». Принято, однако, что эта «облегчающая жизнь» оговорка не распространяется на украшения, подвешенные к схаху.
Предпочтительно строить сукку собственноручно.
Тот, кто не очень сведущ в законах, связанных со строительством суки, должен показать свою сукку сведущему человеку еще до наступления праздника, чтобы, если понадобится, успеть внести необходимые исправления.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»