Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Человек изгнан из категории субботы (дня душ) в реальность будних дней, были прокляты грешники и было проклято мироздание с ними

«На исходе субботы было отобрано у него сияние его лика, и изгнал его из сада Эдена. Об этом и написано: “Изменяет лик свой — и Ты отослал его” (Берешит раба).

“Изменяет лик свой” — это человек, согрешивший грехом изменения-вторичности, изменил свой лик (панав) — свое обращение (пниято), которое должно было быть обращено к Творцу, чтобы идеально исполнять Его поручение.

“И ты отослал его” — ибо материальный мир подобен пустыне, и человек изгнан в него из места своего душевного покоя… Повлекшись за тьмой по совету своего злого начала, забыл субботний день, день, который весь — суббота, то есть мир душ, где должен был пребывать». Человек изгнан из категории субботы (дня душ) в реальность будних дней, были прокляты грешники и было проклято мироздание с ними — земля и светила, породители его грехов. Тридцать девять проклятий, вся суть которых — отрыв земли от источника и изобилия благословения свыше. В мир пришла смерть — «из-за зла был прибран праведник». Земля была побита колючкой и сорняком, и человеку было приказано заниматься работой отбора зла — это служение будних дней в Древе Познания добра и зла. Служение отбора зла: из самого себя, и из всего мироздания.

Так это и в самой Торе:

«Подобно тому, как в материальном зерне есть солома, мякина, отруби, и необходимо произвести несколько работ, чтобы сделать хлеб, так и в Торе, о которой сказано: “Идите, ешьте хлеб Мой”. В этом заключается весь труд над Торой — вывести ясный закон. Об этом сказано: “Колючку и репей взрастит она тебе, и будешь есть траву полевую, в поте лица своего будешь есть хлеб”» (Виленский Гаон). «Об этом сказано, что из глаз Адама потекли слезы: “Я и осел будем есть из одних яслей?!” Имеется в виду, что он скорбил об уменьшении возможности познания Торы».

«Изучающий Тору во имя ее самой подобен тому, кто ест чистый хлеб досыта. Так он посредством изучения во имя ее самой удостаивается постичь истинность Торы и она остается с ним… Тот же, кто изучает Тору не во имя ее самой, подобен тому, кто ест солому и мякину, и к тому же не досыта» (Виленский Гаон). Мы уже объяснили, что в грехе познания зло смешалось с добром, и нет чистого действия без отбора. А ведь цель служения по отбору — достичь уровня «во имя ее самой».

Светила постигло затмение, луна отделилась от своего максимального соединения с солнцем, и свет ее потускнел, мир Адама погрузился во тьму, и нечто подобное произошло с Торой — это разделение между Устной и Письменной Торой, произошедшее вследствие греха: «Тора есть Древо Жизни внутри сада, в центральной точке, откуда питаются все деревья сада, а Древо Познания добра и зла, по-видимому, находится рядом с ним, тоже в центре, и все деревья питаются и от него тоже, ибо на самом деле все одно. И если бы не согрешил Адам, оно тоже превратилось бы в Древо Жизни, ибо зло тогда было бы полностью уничтожено в мире. Вследствие же греха Древо Жизни, Тора, также приобрела аспекты Древа Познания добра и зла: кошерное и непригодное, нечистое и чистое и т.д. И мне кажется, что это также соответствует Письменной и Устной Торе: если бы Адам не согрешил, все было бы в письменном виде, рукой Божьей, и не нужна была бы Устная Тора» (раби Цадок аКоэн).

«Был изгнан из места своего отдохновения… из Мира душ»

«Категория нешама (высшей души) — это само дыхание (нешима), внутренняя суть которого спрятана и скрыта, а источник его — как бы внутри дыхания уст Всевышнего. Ведь сама сущность высшей души не входит совершенно внутрь тела человека, а Адам до греха удостоился ее сущности. Однако вследствие греха она ушла от него и теперь только покрывает его сверху» (Нефеш аХаим).

Приобщенность к миру душ — это приобщенность к вечной жизни. Вследствие греха, когда высшая душа отошла от человека, в мир спустился приговор о смерти: «Категория корня души — это душа души, упоминаемая в Зоаре. Она называется хая, и Адам постигал ее и категорию йехида, включаемую в нее… и потому Адам мог жить вечно, ибо “мудрость дает жизнь ее обладателям”. И потому она называется хая (живая). В этом смысл слов Писания: “И произвела земля душу живую”. Но из-за греха она отошла от него» (Нефеш аХаим).

 

Слова, приведенные в этой недельной главе, пророк Моше (Моисей) произнес перед всем еврейским народом в последний день своей жизни, седьмого Адара. Читать дальше

Недельная глава Ваелех

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие эссе на тему недельной главы

Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Недельная глава Ницавим

Рав Бенцион Зильбер

Поздравляем наших читателей с Рош а-Шана! Желаем, чтобы следующий год принес вам материальный достаток, духовный рост, гармонию в личной жизни и повседневную радость!

«Ваелех» («И пошел»). Подарок Всевышнего

Рав Бенцион Зильбер

В субботу на этой неделе будут читать главу Ваелех. Речь Моше перед еврейским народом, произнесенная им на сороковом году пребывания евреев в Синайской пустыне и продолжавшаяся месяц и неделю, подходит к концу. Слова, приведенные в главе Ваелех («И пошел»), Моше произнес в последний день жизни, седьмого адара. Б-г является Моше и Йеошуа и велит Моше записать в Тору песнь о сынах Израиля и научить ей евреев (сама песнь приводится в следующей главе — Аазину). На следующей неделе будет Йом-Кипур — наиболее святой день у еврейского народа. В этот день запрещено делать работу, как в шабат, и в этот день мы постимся: не едим и не пьем.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваелех

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваелех, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе

Недельная глава «Ваелех» («И пошел»)

Рав Бенцион Зильбер

В субботу на этой неделе будут читать главу Ваелех. Речь Моше перед еврейским народом, произнесенная им на сороковом году пребывания евреев в Синайской пустыне и продолжавшаяся месяц и неделю, подходит к концу. Слова, приведенные в главе Ваелех («И пошел»), Моше произнес в последний день жизни, седьмого адара. Б-г является Моше и Йеошуа и велит Моше записать в Тору песнь о сынах Израиля и научить ей евреев (сама песнь приводится в следующей главе — Аазину).

«ВАЕЛЕХ»(«И ПОШЕЛ»)

Рав Бенцион Зильбер

Материалы рассылки за 5766 год.