Из цикла «Знание Субботы», темы: Исправление, Первородный грех, Наказание, Раскаяние, Пророчество, Духовность, Рав Эуд Авицедек, Материальность, Адам
«Хотел Всевышний, чтобы Адам раскаялся, и дал ему возможность. Но не захотел человек… Сказал ему Всевышний: Даже если раскаешься сейчас, Я приму тебя! И сказал Адам: Не желаю… Когда вышел из суда, начал богохульствовать» (Бамидбар раба). Когда потерял он достоинство субботы, отдалился от раскаяния, отрицал его силу, тогда был изгнан из Сада, и путь к Древу Жизни был закрыт для него пылающим мечом и херувимами.
После того, как зло проникло в структуру человека, стало необходимо — ради его исправления — запретить ему вкушать Древо Жизни — постижение Торы в совершенстве. Он должен быть исправлен посредством смерти тела, очищения души в мире душ, и построения его образа заново.
На пути к Древу Жизни были поставлены херувимы и пылание вращающегося меча.
«Имеется в виду, что невозможно человеку достичь духовного постижения из-за двух категорий, прикрывающих и блокирующих его сверху. Это херувимы и пылание вращающегося меча».
Учителя объяснили нам смысл этих двух барьеров:
Первое, что мешает человеку приобщиться к Древу Жизни, это материальное постижение, соединенное с силой воображения, которые человек усилил своим грехом. «Материальное видение и постижение называются “херувимами”. Они покрывают его и мешают смотреть вверх духовным видением…»
Сила воображения, построенная на постижении через органы чувств, приобщенная к миру материальности, — враг мира разумных идей, чистого мира душ. «Человек свободен в своем воображении и заключен в своем разумении. Воображение ведет его по дороге, которой желает его сердце… Воображение становится бурным потоком, в котором тонет разум» (раби Исраэль Салантер).
***
«И еще одно: человек должен постоянно думать о духовных вещах и не прерываться на другие мысли, и тогда он сможет снять с себя материальность. Бог создал природу мозга человека такой, что мысли его не успокаиваются, и он не может сосредоточиться на чем-то одном. Но они постоянно меняются, крутясь вокруг какой-то темы, и всегда хорошие мысли прерываются мыслью чуждой. Эта прерывающая мысль называется “мечом”, она прерывает размышления человека и разделяет между ними, и этот меч — вращаюшийся, поскольку он постоянно обращается от одной темы к другой и не стоит на месте» (Сефер Лухот аБрит).
Мир, превратившийся во тьму для Адама, это тот экран, что мешает просветлению души. Величие его постижения до греха было преуменьшено, скрыто в толще тьмы природной системы. «Положил Всевышний Свою руку на него и уменьшил его» (Хагига).
Об этом и говорит Рамбам в предисловии к Путеводителю: «Не думай, что эти великие тайны полностью известны до конца одному из нас. Это не так. Но время от времени нам дают возможность взглянуть на истину. И тогда нам кажется — вот день! Но после этого скрывают ее природа и обычный порядок вещей так, что мы вновь окажемся в ночной тьме, близко к тому, где были вначале. Мы подобны человеку, который находится в кромешной темноте ночи и время от времени видит все вокруг в свете молнии.
Есть такие, для кого молнии сияют раз за разом с небольшим промежутком, так что он как будто постоянно находится на свету, и ночь для него подобна дню. Такова ступень величайшего из пророков, которому сказано: “А ты здесь стой со Мной”. А для других промежуток между молниями велик, и такова ступень большинства пророков.
Есть и такие, кто не достигнет той ступени, чтобы осветили ему тьму молнией… И даже тот слабый свет, который взойдет над ним — не постоянен: он появляется и исчезает, подобно пыланию вращающегося меча».
Понятно, что два эти барьера (херувимы и пылание меча) связаны друг с другом. Эмоциональный механизм человека, усиливающийся воображением, препятствует сосредоточению мысли на духовном. А прерывание духовных мыслей на полуслове усиливает тьму материальности и силы воображения. «…Постижение, абстрагированное от материальности, очень трудно дается человеку… Особенно тому, кто не разделяет между тем, что постигается разумом, и воображаемым, и в основном полагается на постижение воображением. А то, чего нельзя вообразить, для него не может существовать. Такие люди никогда не смогут познать что-либо в истинном смысле» (Рамбам, Путеводитель).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.