4 июня 2020 года, темы: Неевреи, Антисемитизм, США, Диаспора, Погромы, Насилие, Батшева Эскин
То, что происходит в эти дни в США, похоже на страшный сон. Начавшись 26 мая в Миннеаполисе в виде акции в память Джорджа Флойда (46-летнего темнокожего, убитого белым полицейским при задержании), кошмар, набирая обороты, распространился по множеству американских городов. Беснующиеся толпы, охваченные жаждой крови, поджигают и громят всё, что попадается им на пути.
Если мы думали, что живем в каком-то фантастическом фильме, наблюдая опустевшие улицы, закрытые магазины и редких прохожих в масках, то теперь в реальность происходящего поверить еще сложнее: улицы Нью-Йорка, Бостона, Вашингтона, Атланты, Чикаго и других американских городов полны огня, слезоточивого газа, светошумовых гранат, резиновых пуль, горящих автомобилей и обезумевших толп. Витрины недавно открывшихся после карантина магазинов разбиты, а в магазинах орудуют «борющиеся за справедливость» мародеры.
Полиция и национальная гвардия уже неделю не могут справиться с беспорядками. Президента Трампа с его призывами жестких действий против зачинщиков погромов, губернаторы, похоже, не слушают.
И по горькой традиции, нет погрома, который бы не коснулся нас, евреев, даже если изначально протесты никакого отношения к нам не имели: ни полицейский, ни убитый не были евреями! Уже на второй день беспорядков на стенах нескольких синагог в Лос-Анжелесе (в том числе — синагог «Кеилат Яаков» и «Бейт Исраэль») появились антиизраильские и пропалестинские граффити, в других синагогах (например, в Ричмонде (штат Вирджиния) — разбиты окна, еврейские магазины по всем Штатам разграбляются, жители еврейских кварталов не рискуют выходить из своих домов.
1 июня Антидиффамационная лига опубликовала доклад, где были перечислены различные экстремистские группы, которые на фоне массовых протестов почувствовали безнаказанность и «в полной мере используют национальный кризис для продвижения своей собственной насильственной программы». В качестве примера в докладе приводятся, в том числе, выкрики «Хайль Гитлер!» в Денвере и раздача неонацистских наклеек в Бостоне.
На самом деле, подобное происходит в Америке не впервые. В ходе беспорядков, последовавших за убийством Мартина Лютера Кинга весной 1968 года и бушевавших на протяжении трех недель в более чем 100 городах США, в одном только Чикаго было 11 убитых, более 500 раненых, 200 зданий пострадали в результате вандализма, и город понес убытки на 10 миллионов долларов. В Вашингтоне было сожжено 1200 зданий, ущерб городу составил 27 миллионов. В Балтиморе было 6 убитых, 700 раненых и на 12 миллионов ущерба.
Одним из результатов погромов 1968-года стало создание Лиги защиты евреев, призванной уберечь еврейское население Бруклина от хулиганства и провокаций со стороны антисемитов из негритянских и латиноамериканских кварталов, которая потом стала защищать интересы еврейского народа во всем мире, и особенно — советских евреев, борющихся за своё право выехать в Израиль.
Вечные принципы нашей Торы являются для нас опорой в любые страшные дни — тогда и сейчас: стремиться к миру; делать людям добро; уметь чувствовать и выражать признательность; помнить, что нет у нас никого, кроме Вс-вышнего — и только от Него ждать спасения.
Рано или поздно закончатся и погромы 2020 года. Либо полиция найдет в себе силы для решительного противостояния, либо вандалы растеряют пыл. Скоро снова можно будет без страха выходить на улицы Лос-Анжелеса и Нью-Йорка. Вопрос в том, что мы будем делать после того, как заменим разбитые стекла, смоем оскорбительные надписи, подсчитаем убытки и привлечем преступников к ответственности?
Мы не знаем планов Б-га, но Он наделил всех людей способностью мыслить, анализировать происходящие события и делать выводы. Коронавирус заставил весь мир жить по-другому и послужил катализатором многих процессов, которые до кризиса протекали незаметно или были заморожены. Мы видим это в медицине, в экономике, в образовании, в политике… — но не только. К несчастью, любые кризисы в разных странах мира сопровождаются вспышками антисемитизма.
Антисемитизм в европейских странах уже принудил евреев покинуть насиженные места и взойти в Страну, предназначенную нам Вс-вышним. И только 6 миллионов американских евреев пока не присоединились к Исходу. Сколько понадобится оскверненных синагог, фашистских лозунгов и разбитых стекол, чтобы миллионы наших сестер и братьев оставили страну, где богатство и декларируемое равноправие отрывают их от еврейских корней, и вернулись на землю Обетованную — землю Израиля, — приблизив
приход Избавителя?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.