Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Грубость и насилие

Оглавление

Ограничение телесных наказаний для суда ↓

Запрет причинять боль и другим, и себе ↓

Насилие с целью защиты жизни или имущества ↓

Можно ли наказывать в целях воспитания? ↓

Другие законы в запрете насилия ↓

Ограничение телесных наказаний для суда [↑]

Запреты причинять боль и наносить побои другим людям относятся не только к простому человеку, но и к судьям.

Даже если человек заслужил наказание, необходимо проверить, может ли он выдержать его и сохранить здоровье.

В Торе («Дварим», 25:3) сказано: «(До) сорока ударов нанесет, не прибавит, не прибавит (не более)».

Отсюда (выводится) запрет, относящийся к тому, кто наносит удар ближнему своему (Кетубот 33 а). Тот, кому поручено подвергнуть телесному наказанию, не вправе нанести лишний удар, ибо тем самым он преступает заповедь. Тот, кому не ведено подвергнуть телесному наказанию, не вправе нанести удар. (Раши)

«…а если прибавит к этому лишний удар, то будет унижен твой брат».

«будет унижен твой брат». Прежде назывался «виновным, нечестивым», но после того, как подвергся телесному наказанию, он назван твоим братом. (Раши)

«…у тебя на глазах».

Отсюда мы видим, что даже если наказуемый — злодей, после того как он получил наказание, он все равно остается «твоим братом», и запрещено добавлять даже один лишний удар. Тора предупреждает нас, что нельзя бить грешника больше, чем нужно.

Тем более, тот, кто бьет обычного еврея, которого не обязаны были бить по суду, — нарушает запрет Торы.

Запрет причинять боль и другим, и себе [↑]

Тора запрещает причинять боль не только другим, но и самому себе.

В отношении других — не имеет значения, мужчина перед тобой или женщина, маленький ребенок, глухой или сумасшедший.

Не только тот, кто причинил боль, но даже тот, кто просто ударил другого еврея, нарушил запрет Торы.

Даже если человек случайно ударил своего ближнего, он должен заплатить за лечение и попросить прощения. Речь идет не только о просьбе простить его: следует постараться успокоить пострадавшего и сделать все, чтобы в его сердце не осталось обиды.

Есть мнение, что в том случае, когда всем очевидно, что столкновение произошло абсолютно случайно (и некого обвинять в невнимательности), нет обязанности просить прощения.

Этот запрет касается как мужчин, так и женщин. Он не ограничен местом или временем.

Родители обязаны воспитывать детей с учетом этого запрета.

Запрещено поднимать руку на человека, даже если не было намерения ударить по-настоящему. Мудрецы говорили, что такой человек тоже считается злодеем, и его показания не принимаются в еврейском суде.

Во времена Храма, когда действовал Санхедрин (Верховный еврейский суд), за избиение родителей человек приговаривался к смертной казни.

Если он ударил любого другого человека, несмотря на то, что дело не дошло до крови или увечья, ему присуждали удары плетью. Кроме того, Тора обязывает заплатить за нанесение физического и морального ущерба, за простой в работе и оплатить лечение.

Уже в давние времена мудрецы накладывали херем — отлучение от общины — на человека, ударившего своего ближнего. Поэтому до его согласия принять решение бейт-дина (еврейского суда) о наказании, он не мог молиться со всеми в миньяне [т.к., помимо прочих законов херема, обычно запрещено молиться в миньяне с тем, кому херем объявлен].

Однажды к рабиЙехезкелю Абрамскому зашел один человек и увидел, как тот, лежа на своей кровати, заливается слезами. Гость был очень встревожен и спросил у рава, что случилось. Раби Абрамский ответил: «Когда я ехал из города домой, я увидел из окна автобуса двух евреев, которые били друг друга и кричали. Это так потрясло меня, что я не могу успокоиться».

Насилие с целью защиты жизни или имущества [↑]

Если человек видит, как один преследует другого с целью убить (или насильник преследует женщину), необходимо приложить усилия, чтобы задержать его, даже если для этого понадобится ранить его. Если нет возможности просто ранить его, разрешается целиться на поражение.

Если во время родов матери угрожает опасность, и врачи утверждают, что это связано именно с плодом, ребенка тоже рассматривают как «преследователя», и делают все необходимое, чтобы спасти мать.

Несмотря на то, что Тора, как правило, запрещает обращаться в нееврейский суд, в некоторых случаях, когда речь идет об опасности или проявлении жестокости, можно просить помощи у полиции и местных властей.

Разрешается наносить ответный удар с целью самозащиты.

Мнение мудрецов расходится относительно тех действий, которые продолжаются в порыве гнева. По некоторым мнениям Тора запрещает бить другого, если человеку уже не угрожает опасность.

Вышеприведенный закон не относится к родителям. Если родители бьют сына даже прилюдно и позорят его, запрещено отвечать на удары или кричать на них.

Разрешается применить силу, чтобы выгнать человека, забравшегося в частное владение без разрешения. Но запрещено причинять ему боль без причины, например, если он сразу согласился покинуть территорию.

Если есть основания считать, что кто-то из слуг крадет вещи (или намерен украсть), разрешается выгнать его еще до оговоренной в контракте даты. Если он отказывается уходить, тоже разрешается применять силу.

В некоторых ситуациях человеку разрешается действовать самому, не обращаясь в бейт-дин. Этот закон действует в случае, когда малейшая задержка приведет к тому, что имущество просто исчезнет без следа.

Вор или грабитель могут скрыться, и тогда никто не сможет помочь. Но и здесь применять силу разрешается только с целью вернуть свои вещи и не более того.

В некоторых случаях, когда нет другого выхода, разрешается применять силу, чтобы помочь другим отказаться от преступных действий и систематического нарушения запретов Торы.

Можно ли наказывать в целях воспитания? [↑]

Если отец или учитель наказывает ребенка в воспитательных целях, речь идет уже не о запрете, а, наоборот, о выполнении заповеди воспитания.

Однако необходимо помнить, что не всегда родители или преподаватели правильно оценивают ситуацию, и тогда их резкость и система наказаний расцениваются как преступление. Многие руководители и мудрецы нашего поколения считают, что в наше время с детьми нужно проявлять больше гибкости и мягкости, вести себя сдержанно и не нагонять излишний страх.

Рав Шломо Залман Ойербах поделился с учениками одним эпизодом из своего детства.

Учитель заметил, что два ученика, сидящие за дальним столом, не сосредоточены на уроке и не проявляют никакого внимания. Они как будто отсутствуют в классе. Понаблюдав за ними, учитель заметил, что на полу лежат шашки, которыми они играют ногами. Пол был выложен так, что рядом с их столом, можно было выделить поле для игры. Резко остановив урок, учитель сел на стул бледный, как мел. Дети испугались. Они замолчали и в страхе смотрели на учителя, пытаясь понять, как он будет реагировать.

Через несколько минут учитель встал и вышел из класса. Вернувшись, он, как ни в чем ни бывало, продолжил урок, а во время перерыва попросил двух «игроков» остаться в классе. Те, удивленные странным поведением учителя, были готовы к самому худшему. Учитель обратился к мальчикам: «Вначале я хотел дать Вам строгое наказание, чтобы и вы, и другие призадумались, но побоялся это сделать, так как опасался в гневе наказать вас больше, чем вы того заслуживаете. Скажите мне сами, какое наказание вы выбираете».

Мальчики заплакали и сказали, что согласны на пощечину. Учитель сделал вид, как будто готов сделать это и начал медленно говорить: «Вот, я готов исполнить заповедь…». Затем он слегка шлепнул обоих по румяным щекам и отпустил домой. Эта легкая пощечина была больше похожа на поглаживание. Но именно она оставила глубокий след в душах детей на долгое время…

Не следует наказывать ребенка в момент, когда вы раздражены и озлоблены. В такие моменты наказание всегда будет более строгим и может причинить необратимый вред.

Когда отец наказывает своего взрослого сына, может произойти еще одна неприятная вещь. Сын может не выдержать и закричать на отца или даже ударить его. Поэтому мудрецы предупреждают, что такое поведение является нарушением заповеди «не ставь препятствия перед слепым».

Но даже и с маленькими детьми нужно стараться говорить спокойно, упрекать их так, чтобы слова проникали в их сердца, и относиться к ним с уважением. В былые времена за избиение маленьких детей даже отлучали от общины.

Кроме того, родителю нельзя слишком требовать от ребенка уважения к себе, чтобы не привести его к нарушению заповеди уважать родителей. Нужно стараться прощать его и не обращать внимания на мелкие знаки неуважения.

Учителю запрещено использовать для наказания розги или палку, разрешается наказывать ученика только маленьким тонким ремешком. Запрещено также бить учеников в период от 17 Тамуза до 9 Ава — в «Три недели траура». Эти три недели — самые тяжелые в нашем календаре, они считаются неблагоприятными и даже опасными для евреев, поэтому следует в это время проявлять особую осторожность. В Талмуде рассказывается о тяжелых несчастьях, постигших еврейский народ в этот период.

Когда есть необходимость наказать ученика или ребенка, должны быть соблюдены все правила, которые приводятся также в законах лашон а-ра (злословия):

а) это не должно быть сведением личных счетов (местью) или просто проявлением ненависти;

б) нужно иметь достоверную информацию о поведении ребенка и причинах такого поведения;

в) нет другого пути, чтобы повлиять на ребенка;

г) нельзя устрожать меры наказания без особой на то причины.

Другие законы в запрете насилия [↑]

Если вы ударили человека по его же просьбе, вы тоже нарушили запрет.

Однако, когда человек (пострадавший) открыто заявляет о том, что вторая сторона не будет нести никакой ответственности, то, несмотря на то, что ударить его будет в любом случае запрещено, закон освобождает от материальной ответственности за это действие.

Если человек причиняет другому боль с целью вылечить его, запрет не нарушается, например, если он делает кровопускание, вправляет вывих или даже делает операцию и т.п. Причина разрешения в том, что Тора запрещает по отношению к другому только те действия, которые человек не желает, чтобы были сделаны по отношению к нему самому. А в данной ситуации любой человек заинтересован в том, чтобы его вылечили.

Если речь идет о родителях (т.е. сын причиняет боль родителям), могут возникнуть некоторые сложности, ведь Тора говорит о строгом наказании того, кто наносит телесные повреждения своим родителям (см. глава 28).

Маарам из Ротенбурга говорил, что ударивший жену считается более серьезным нарушителем, чем тот, кто ударил другого человека. А если подобные действия периодически повторяются, то бейт-дин должен принять любые возможные меры для предотвращения подобных ситуаций.

Если муж, несмотря ни на что, не меняет своего отношения к жене, то, по некоторым мнениям, он должен развестись с ней. Ведь среди евреев никогда не было принято жестоко обращаться с женами.

Запрещено бить не только нормального человека, но даже сумасшедшего и невменяемого. Это допускается только в случае, когда он наносит вред другим или себе.

Выводить материалы