Темы: Амен, Сгула, Молитва, Благословения, Забота о здоровье, Рав Лейб Нахман Злотник, Богобоязненность, Молитва за выздоровление
В кодексе еврейских законов[1] сказано, что каждый человек обязан ежедневно произносить по меньшей мере 100 благословений. Источником для этого закона послужили слова раби Меира, приведенные в трактате «Менахот» Вавилонского Талмуда[2], который вывел это из стиха Торы: «А теперь, Исраэль, что Г-сподь Б-г твой требует от тебя? Только чтобы боялся Г-спода Б-га твоего…»[3].
Как можно понять, что в этом стихе закодировано предписание произносить ежедневно по сотне благословений? Раши объясняет это так: «Слово “что” на Святом языке (ма) звучит примерно так же, как “сто” (меа)». Другими словами, фразу «Что Г-сподь Б-г твой требует от тебя» можно прочесть не с вопросительной, а с повествовательной интонацией, заменив слово ма (что) похожим словом меа (сто): «А теперь, Исраэль, сто (благословений) Г-сподь Б-г твой требует от тебя».
Рабейну Там[4] и рабейну Бхае[5] замечают, что если к слову ма (что) прибавить букву алеф, чтобы получилось слово меа (сто), то общее количество букв в этом стихе будет составлять ровно 100. В продолжение своих слов рабейну Бхае приводит стих из Теилим[6]: «Ибо так благословит Б-гобоязненный человек», в котором мы видим намек на то, что поистине Б-гобоязненный человек произносит ежедневно количество благословлений, соответствующее числовому значению слов «ибо так», которое равно 100.
Как в указанном стихе можно увидеть, что 100 благословений необходимо произносить ежедневно? В следующем после нашего стиха сказано: «Исполнять заповеди Г-спода и Его Законы, которые я заповедую тебе сегодня, чтобы тебе было хорошо»[7]. Дарование заповедей происходило много веков тому назад — почему же сказано «заповедую тебе сегодня»? Из этого мы учим, что получение заповедей Творца происходит каждый день заново, поэтому и благословлять Его мы должны ежедневно[8].
В кодексе «Арбаа Турим»[9] приведена идея из трактата «Брахот»[10], где из сказанного в Теилим[11]: «Благословен Г-сподь во все дни» — мудрецы выводят правило: «Каждый день воздавай подходящие этому дню благословения». Другими словами, следует ежедневно благословлять Творца за те блага — духовные и материальные, — которыми Он одаривает нас постоянно.
В книге «Керен Ора»[12] сказано, что поскольку в этом стихе говорится о том, что каждый из нас должен быть Б-гобоязненным человеком, в нем же сообщается способ, как этого качества можно удостоиться: с помощью ежедневного произнесения 100 или более благословений. Там же автор книги доказывает из другого места в Талмуде[13], что именно стократное повторение полностью вводит информацию в сознание человека настолько основательно, что она становится интегральной частью его мышления. Поэтому необходимо произнести не менее 100 благословений, чтобы восхваление и чувство благодарности к Творцу наполнили человека в полной мере и стали неотъемлемой частью его природы. С помощью этого человек сможет до конца ощутить, что все существующее в мире является результатом творения Всевышнего[14].
Многие авторитеты Торы считают, что ежедневная обязанность произносить 100 благословений является постановлением мудрецов[15]. В Мидраше[16] говорится, что постановление, обязывающее произносить ежедневно 100 благословений, было принято царем Давидом в то время, когда из-за жесточайшей эпидемии ежедневно погибало 100 человек, как наказание за то, что недостаточно благословляли и восхваляли Творца за даруемые Им блага[17].
Автор кодекса «Арбаа Турим»[18] приводит от имени одного из вавилонских гаонов, рава Натрунаи, что царь Давид вывел это правило из числового значения слова аль (по-русски — «на») фразы «находящегося на (высоте)» из книги пророка Шмуэля[19]. Числовое значение этого слова также равно 100. То есть в стихе, повествующем о высоком духовном уровне человека, в закодированной форме приведено число 100, из чего царь Давид делает вывод, что для того, чтобы прекратилась эпидемия, людям необходимо срочно установить тесную связь с Создателем. А что может помочь установить эту связь больше, чем ежедневное произнесение 100 благословений?!
Аналогичную идею мы встречаем и у Рамбама[20]: «Много благословений установили наши мудрецы, некоторые из которых — восхваление Творцу, другие — благодарение Ему, третьи — просьбы, обращенные к Нему. А цель всех этих благословений в том, чтобы помнить о Творце всегда, даже в те моменты, когда человек не получает телесных наслаждений (на которые он благословляет) и не совершает заповеди (на которые установлены специальные благословления)». В книге «Приша» сказано, что царь Давид своим святым видением постиг «тайну ста», являющуюся одним из элементов Каббалы.
По мнению автора книги «Ирэим»[21], заповедь произносить 100 благословений в день была установлена мужами Великого Собрания. Рабейну Бхае[22] пишет, что закон о 100 благословениях был принят самим Моше Рабейну, но затем был утерян. Царь Давид, узнав об этом, выдвинул специальный указ об обязательном исполнении этого закона[23]. Потом этот закон вновь был забыт и возрожден уже мудрецами Талмуда[24].
По мнению Раши, ежедневное произнесение 100 благословений заповедовано Торой[25]. Некоторые считают, что эта заповедь является частью Устной Торы, полученной Моше Рабейну на горе Синай[26]. Автор книги «Сфат Эмет»[27] пишет от имени своего великого отца и от имени великого каббалиста XIII века раби Менахема Реканати, что уже нашему праотцу Ицхаку была известна тайна 100 благословений, как сказано: «И посеял Ицхак в земле той, и получил в тот год во сто крат больше, ибо благословил его Г-сподь». Благословение Г-спода, в результате которого человек может удостоиться стократных результатов, снисходит на него в результате ежедневного произнесения 100 благословений во славу Творца.
В определенных случаях один человек может произнести благословение вместо другого, несмотря на то, что он сам в данный момент не должен был благословлять. В качестве благословения, необходимого для исполнения закона о 100 благословениях, засчитывается только то, которое человек был обязан произнести для себя[28].
В вопросе о том, с какого момента начинается отсчет суток для расчета 100 благословений, разошлись мнения законоучителей. Некоторые[29] считают, что день начинается и завершается с выходом звезд. Согласно другому мнению — с утра и до следующего утра[30]. За основу следует принять первое мнение, но, если по какой-либо причине человек не успел благословить нужное количество раз, он может восполнить недостающее число благословений уже после выхода звезд или положиться на мнение тех, кто считает, что время заповеди начинается и заканчивается с восходом солнца[31].
Как известно, за исключением некоторых случаев, женщины освобождены от заповедей, ограниченных временными рамками. Каков закон в отношении их, когда речь идет о заповеди произнесения 100 благословений? И по этому вопросу существуют противоречивые мнения. Некоторые законоучители[32] считают, что женщины в полной мере обязаны исполнять эту заповедь, т.к. и они должны развивать в себе Б-гобоязненность. Другие наши учителя[33] пишут, что женщины от этой заповеди освобождены.
В Талмуде[34] сказано, что за каждое благословение человек удостаивается награды, которую можно условно приравнять к десяти золотым монетам. Автор книги «Орхот Хаим»[35] пишет, что Тора намекает на это в стихе книги Бемидбар[36]: «Ложка весом в десять золотых, наполненная благовониями для воскурений». Числовое значения слова «ложка» на Святом языке («каф») — 100, т.е. каждое из 100 благословений равно 10 золотым[37]. Согласно расчетам одного из видных знатоков Торы[38], в среднем за жизнь человек зарабатывает 18 105 000 золотых монет!
Интересный источник из Торы, подтверждающий слова Талмуда о том, что за каждое благословение человек получает плату, эквивалентную 10 золотым, приводит автор книги «Ор Заруа»[39]. Раб Авраама — Элиэзэр, пришедший сватать Ривку для сына своего господина, — дарит ей браслеты весом в 10 золотых. Ведь благодаря Ривке Элиэзэр удостоился дополнительный раз благословить Творца: «Благословен Г-сподь Б-г господина моего, Авраама»[40].
Говоря о заповеди произнесения 100 благословений, законоучители[41] подчеркивают, что в субботу, когда молитвы состоят из меньшего числа благословений, чем в будние дни, человек должен восполнить 100 благословений. Как он их восполняет? Либо благословляя на плоды, либо отвечая «амен» на благословения тех, кого вызвали к Торе в синагоге («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 284:3 и 290:1). А в Йом Кипур — только отвечая «амен».
Для большей наглядности перечислим произносимые нами благословения, с тем чтобы убедиться, насколько просто можно исполнить эту заповедь в будние дни и чтобы посчитать количество благословений, которые нам нужно постараться дополнить в субботу и праздники.
Итак: каждое утро мы благословляем на омовение рук, после посещения туалета, за возвращение души, 3 благословения на Тору и 15 утренних благословений. Далее: 2 благословения, приуроченные к предваряющим молитву песнопениям, восхваляющих Творца («Псукей дэ-Зимра»), 3 благословения, относящиеся к чтению «Шма, Исраэль» и 19 благословений, составляющих будничную молитву «Амида». Во время дневной молитвы Минха: 19 благословений «Амиды». Вечером в «Маариве»: 4 благословения, относящиеся к чтению «Шма, Исраэль», 19 благословений «Амиды», а также благословение перед сном. Итого: 88.
Даже в те дни, когда нет общественного чтения Торы в синагоге и, соответственно, не прибавляются дополнительные благословения, довольно просто восполнить 12 «недостающих» благословений. Ведь благословения произносятся и перед тем, как облачиться в талит или наложить тфилин, и перед тем, как что-то съесть или выпить, и желая насладиться приятным природным ароматом растения или плода. Если съел или выпил определенный объем, — удостоился благословить после приема пищи или питья. В случае трапезы с хлебом — это целых 6 благословений: на омовение рук, на хлеб и благодарственная молитва после трапезы, которая состоит из четырех благословений.
В субботу и в праздники, хотя «Амиду» молятся на один раз больше, все же общее число благословений, составляющих «Амиду» в эти дни, гораздо меньше. В каждой молитве их всего 7 вместо будничных 19, а в среднем за праздничный или субботний день получается на 29 благословений меньше. В субботу и праздники не накладывают тфилин, что ашкеназов «лишает» еще двух благословений, а сефардов — одного. С другой стороны, в субботу 2 раза произносят «Кидуш» и устраивают 3 обязательных трапезы с хлебом, что прибавляет к общему числу благословений дополнительно еще 18. Специалисты подсчитали, что число благословений, которые естественным образом получается произнести в первый день Рош а-Шана — 82, во второй — 81, в пост Гедальи — 98, в Йом Кипур — 68, в первый день Суккота — 82, в субботу, которая приходится на Суккот — 86, в Шмини Ацерет — 80, в первый день Песаха — 87, в последний — 76, в субботу между ними — 82 и т.д.
Как мы видим, чтобы в субботу и праздники достичь необходимого числа благословений, нам нужно, как это было упомянуто, постараться побольше наслаждаться плодами, сладостями и ароматом благовоний, а также отвечать «амен» на благословения тех, кого вызвали для общественного чтения Торы и отрывка из «афтары». В таком случае можно быть спокойным, что заповедь произносить 100 благословений будет исполнена в лучшем виде.
На награду за исполнение заповеди произнесения 100 благословений и на способ восполнения недостающих в субботу благословений (их около 20), мы находим намек в следующем стихе из «Песни Песней»: «…эта тысяча тебе, Шломо, а двести — охраняющим плоды его. Живущая в садах! Внемлют голосу твоему друзья»[42]. Тысяча — это награда за 100 благословений — по 10 золотых за каждое. Двести — это награда за 20 недостающих благословений. Охраняющие — это те, которые соблюдают субботу, т.е. молятся субботние молитвы, в которых меньше благословлений, чем в молитвах будних дней. Дополняют их до 100, произнося благословления на плоды. Живущая в садах — это община Израиля, находящаяся в синагоге. Внемлют голосу твоему друзья — это те, кто слушает, как его друзья, которых вызвали к Торе, благословляют на нее и отвечают амен на их благословения, чтобы восполнить число произнесенных им в субботу благословлений до 100[43].
[1] «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 46:3.
[2] 43б.
[3] Дварим 10:12.
[4] «Минахот», там же.
[5] Дварим, там же.
[6] 128:4.
[7] Дварим 10:12.
[8] «Тофаот Рээм», 255:1.
[9] «Орах Хаим», гл.46.
[10] 40а.
[11] 68:20.
[12] «Минахот», там же.
[13] «Хагига», 9:2.
[14] Маарам Шик, «Минахот», там же.
[15] Рамбам, «Сэфер а-Мицвот», шореш 1; см. также «Сдэ Хэмед», ч.3, маарэхет «хет», п.34.
[16] «Бэмидбар Раба», 18:21.
[17] «Левуш», гл.46.
[18] Там же.
[19] 2:23:1.
[20] «Яд а-Хазака», «Илхот Брахот», 1:3.
[21] П. 225.
[22] «Кад а-Кэмах», «Браха».
[23] Подобно этому пишут автор книги «А-Маниг», «Диней Тфила», стр.27 и Авудраам, «Биркат а-Мицвот вэ-а-Мишпатэйем».
[24] «Махзор Витри», п.1; «Шиболей а-Лекет», «Иньян Тфила», п.1.
[25] См. «Сдэ Хэмед», там же.
[26] Рав Х. Паладжи в книге «Яфэ ле-Лев» от имени автора книги «Смухим Лаад».
[27] Берешит, «Толдот».
[28] «Тэила ле-Давид», «Орах Хаим», 46:1.
[29] «Бэ-Цель Хохма», ч.4, п.155.
[30] «Торат Хаим», 46:10.
[31] «Тшувот вэ-Анагот», ч.2, п.129.
[32] «Яшив Мошэ», стр.19 от имени рава Эльяшива.
[33] «Алихот Шломо», «Тфила», 22:25; «Шевет а-Леви», ч.5, п.23.
[34] «Хулин», 87а.
[35] 4а.
[36] 7:14.
[37] И также пишет Рабейну Бхае в книге «Шулхан Шель Арбаа», шаар 1.
[38] «Торат Мошэ», «Экев».
[39] Ч.1, «Илхот Кисуй а-Дам», п.399. Подобно этому мы находим также в книге «Рокеэх», «Илхот Брахот», п.320.
[40] Берешит 24:27.
[41] «Мишна Брура», 46:14.
[42] Шир а-Ширим 8:12, 13.
[43] Приведено в книге «Тирош Ицар», 98:14.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»