Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«У каждого человека есть и заслуги, и провинности. Тот, чьи добрые дела преобладают над грехами, — праведник; тот, чьи грехи перевешивают, — грешник; тот, чьи грехи и заслуги равновелики, — занимает промежуточное положение»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 3, 1
Тема

Эгоизм

Эгоизмом называют себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих. Иудаизм рассматривает эгоизм как источник множества грехов. Принцип «разумного эгоизма» — «мое — мое, а твое — твое» — разрушил Сдом. Этот же принцип в нашем поколении продолжает разрушать семьи. Тора учит нас любить ближнего, а мудрецы показывают, как именно учиться этой любви, преодолевая в себе эгоизм и меняя вектор своей жизни с желания получать — на альтруистическое желание давать.

Оглавление

Дурные качества [↑]

В книгах по еврейской этике мы читаем о дурных человеческих качествах (и о методах борьбы с ними): гордыня, зависть, жадность, стремление к почету… Эгоизма мы среди этих качеств не найдем, а тем не менее, эгоизм является источником множества грехов. Рав Йеуда Лейб Ашлаг (Бааль Сулам) учил, что «общим для всякого зла является себялюбие, эгоизм».

Рамхаль в книге «Месилат Йешарим» пишет о грехах «бейн адам ле-хаверо» — то есть о тех грехах, которые возникают между людьми: «Примеры таких грехов: нанесение обиды словом, причинение стыда в присутствии других людей, введение в заблуждение “слепого” [неопытного или некомпетентного в каком-то деле] дурным советом, сплетни, ненависть и мстительность, клятвы, лживые речи и осквернение имени Вс-вышнего…»

Эгоизм и альтруизм являются не столько чертами характера или качествами, сколько направлениями, векторами всех наших поступков. Рав Элияу Деслер объясняет в «Эссе о благодеянии», что любое действие, слово, мысль обязательно исходят или из абсолютного альтруизма или из абсолютного эгоизма.

Зачем нужен эгоизм? [↑]

Откуда берется эгоизм и зачем он нужен? Виленский Гаон в конце книги Сифра дэ-Цниута, а также в своём комментарии на СеферЙецира объясняет, что нэфеш — это та часть души, которая «отвечает» за функционирование человеческого организма, и благодаря которой мы можем двигаться, испытывать голод, усталость или боль. Без неё человеческое тело — всего лишь мешок с костями. А нэшама — это та часть души, которая связывает человека с духовными мирами и, таким образом, позволяет его действиям влиять на окружающей мир.

Нэфеш тянет человека к материальным потребностям и порождает эгоизм, материальное желание получать. Нэшама, наоборот, тянет человека к духовности, порождает альтруизм, то есть духовное желание отдавать, и через отдавание — оказывать влияние на мир, делать его лучше.

Мое — мое, а твое — твое! [↑]

В Пиркей Авот, 5:13, сказано: «Если человек говорит: “Мое — мое, а твое — твое!” — это средний характер; некоторые же говорят, что это характер (жителя) Сдома».

Жители Сдома, существовавшие по принципу: мое — мое, а твое — твое, скатились к таким преступлениям, что Вс-вышний уничтожил весь город. На примере судьбы Сдома и Аморы мы видим, что хотя эгоизм — пассивное, а не активное зло, он может привести к ужасным последствиям. Поэтому Талмуд называет эгоизм одним из самых тяжелых грехов.

Эгоист — это, по сути, стяжатель, и первопричиной его действий является только эгоистичное желание заработать, разбогатеть, получить что-то для себя. Поэтому, всё, что эгоисты отдают, отдают только с целью забрать. И забрать намного больше, чем то, что они отдали.

Трагедия эгоиста заключается в том, что он постоянно занят только одним ‒ самим собой. В своем неудержимом стремлении забрать, эгоист не гнушается никакими методами, что и приводит его ко всем тем грехам, о которых говорил Рамхаль. Человек, который делает много добра и Хеседа, по-настоящему счастлив этим, в отличие от эгоиста, который радуется своим удовольствиям, но на самом деле является их рабом.

Семья и эгоизм [↑]

Рав Деслер пишет в «Эссе о благодеяниях» о любви между мужчиной и женщиной как об удивительном феномене, сильнейшей концентрации душевных сил и эмоций. Вс-вышний создал человека таким образом, что он не может быть вполне полноценным, не имея партнёра. Одинокий человек не может полностью выполнить свою задачу в жизни. Поэтому, одаряя друг друга восполнением недостающего, муж и жена любят друг друга.

Но эта любовь так часто оказывается кратковременным и нежизнеспособным увлечением. Когда пара находилась под властью естественной страсти, которая необходима для продолжения рода, то партнёры были готовы всё отдать друг за друга. Но вот очень быстро, страсть прошла, и супруги вернулись к естественному для большинства людей предрасположению ‒ брать.

Совсем недавно они направляли все силы на то, чтобы сделать лучше другому. Теперь они заняты только тем, что требуют у партнёра выполнений обязанностей по отношению к себе.

Существуют даже люди, которые из-за своего эгоизма вообще не хотят создавать семью или, женившись, не хотят иметь детей — это закоренелые эгоисты, которые не желают давать даже собственным детям.

Хорошие отношения между мужем и женой возникнут, когда каждый из них станет альтруистом — хотя бы по отношению к супругу. Тогда их ожидает долгая любовь и счастье, до самой смерти.

Эгоизм и мораль [↑]

Один из величайших принципов Торы — это «люби ближнего как самого себя» (Ваикра 19, 18). Любить ближнего — это то, что нам заповедано и для чего необходимо приложить немалые усилия. Любить же самого себя — это то, что свойственно наиболее близкой к материальному миру части нашей души, нефеш.

Ребёнок всегда ведёт себя с позиции эгоизма. Требования родителей приходят к нему извне, они противостоят его эгоизму и представляют для него идею морали. Взрослый человек поступает так же, только роль морали играют требования общества. Получается, что ни ребёнок, ни взрослый не может выбрать для себя мораль, поскольку она всегда навязывается извне. Внутри — только эгоизм.

Эгоизм человека — это корень всех зол в мире во всех их проявлениях. Чтобы избавиться от зла, необходимо создать инструмент аннулирования или ограничения эгоизма.

Есть единственный способ победить эгоизм — противопоставить ему моральный принцип, пришедший извне. Но и этого недостаточно, поскольку эгоизм человека обладает неимоверной силой и способен «подогнать» под себя любой моральный принцип и объяснить любую мораль в рамках своих интересов. Более того, если человек обладает большим интеллектом и способностями, он все равно эгоистичен в своей сути, его интеллект делает все возможное, чтобы «объяснить» моральные принципы в соответствии с его интересами. Эгоизм подчиняет себе разум, а через него и мораль.

Изменить вектор [↑]

Настоящим противостоянием эгоизму могут быть только принципы, которые находятся вне мира природы вообще и вне постижения разума человека. То есть моральный принцип не может быть понятным, иначе он сразу комментируется эгоизмом в свою пользу. Ребёнок должен знать, что запрет воровать — это не его личный интерес, а истина извне, непостижимая для человека и не подлежащая обсуждению. Только тогда есть надежда, что он примет его как моральный принцип и согласится подчинить ему свой эгоизм.

Даже приняв какой-то запрет (например, запрет воровать) в качестве морального принципа, можно этот запрет преступить. Но тогда человек понимает, что ведёт себя аморально, а не подгоняет мораль под себя. Это оставляет у него ощущение некоторой неудовлетворённости, и в последствии оно может привести к исправлению.

Суть особенности человека, с точки зрения иудаизма, это имеющаяся у него возможность действовать против физических потребностей тела и личного эгоизма.

Победить эгоизм может только сам человек, когда его разумная сторона перестает потакать эгоизму, восстаёт против него и воюет с ним. Эта борьба с самим собой может длиться много лет — со взлетами и падениями.

В ходе этой борьбы человек отвергает эгоизм и полностью исторгает из себя, отказываясь от удовольствий за чужой счет. И тогда в сердце человека зарождается любовь к другим — альтруизм, являющийся универсальной мерой добра. То, что с ним происходит, есть последовательное, поэтапное продвижение.

Сначала в нем крепнет чувство любви к родным, к своей семье, желание одарять их, в соответствии со сказанным: «И от плоти твоей не отдаляйся». А по мере того, как растет его рацон леашпиа — стремление одарять других, оно распространяется и на всех окружающих: на земляков и соплеменников. Любовь к другим продолжает разрастаться в нем, пока не вместит в себя все человечество.

Сказали мудрецы (Талмуд, трактат Бава Мециа 32б): «увидел, что осла друга надо разгрузить, а осла ненавистника навьючить ‒ заповедь сначала заняться ослом ненавистника! И это для того, чтобы побороть свое дурное начало, так как это более важно». Хотя разгружая упавшего осла, мы избавляем его от страданий, что тоже является заповедью из Торы, в первую очередь Талмуд обязал нас бороться со своими отрицательными качествами.

Когда человек старается помочь своему врагу, то ненависть уходит из сердца помогающего. На её место приходит любовь. Причина этой любви заключается именно в том, что он безвозмездно отдал другому часть своего времени, часть своих сил, часть себя. Тот, кто привык замечать то, что происходит вокруг него, обязательно увидит множество подобных случаев ‒ возникновение тёплых, дружеских отношений в результате бескорыстной помощи попавшему в беду человеку.

Альтруистический эгоизм? [↑]

Каждый ли, кто помогает кому-то, может считаться победившим свой эгоизм и выбравшим альтруистический вектор? Тот, кто помогает ближнему из чувства жалости или сочувствия к нему, ещё не достиг уровня чистого альтруизма. Ведь им движет желание избавиться от собственных отрицательных эмоций! Ему неприятно, что его друг страдает, и только поэтому он хочет другу помочь.

Источник подобных переживаний — все то же эгоистическое желание брать. Ведь, в конце концов, он отдаёт ближнему только потому, что преследует свои личные интересы. Он отдаёт для себя. Тем не менее, этими чувствами можно воспользоваться для достижения духовного роста. Пример таких методов работы над собой находим в словах мудрецов.

Сказано (Дварим 6:5): «И люби Господа, Б-га твоего, всем сердцем своим…». Вместо слова «либха», что означает «сердце твоё», написано «левавеха», что буквально означает «сердца твои». Мудрецы объясняют нам (Мишна трактат Брахот гл. 9, м. 5 и в других местах), что возлюбить Г-спода предписывается обоими началами: и добрым, и дурным. Из этого мы можем выучить, что человек может использовать даже свои отрицательные качества для того, чтобы добиться духовного совершенствования.

Этим полезным советом мудрецов мы можем воспользоваться для того, чтобы свой эгоизм направить на развитие качества альтруизма.

Естественное и над-естественное [↑]

Как было уже сказано, животная часть человека эгоистична по своей сути, поэтому эгоизм, то есть стремление жить для себя, так же, как живут животные, — естественно для всего живого, в том числе, и для человека. Но именно человек наделен Б-жественной душой, он создан по образу и подобию Творца, вся сущность Которого состоит в том, чтобы одарять творения своей добротой, светом, благословением, пропитанием…

Значит, в каждом человеке заложен потенциальный ядерный заряд любви к другим людям, жертвенности ради других. Поэтому высший смысл многих заповедей Торы «бен адам ле-хаверо» состоит в том, чтобы воспитать в евреях альтруизм. Когда один иноверец заявил, что готов принять иудаизм при условии, что его научат всей Торе сразу — «пока он стоит на одной ноге», великий Гилель ответил: «То, что ненавистно тебе, не делай другому, — в этом вся Тора. Остальное — комментарии. Иди и учись» (Шабат 31а). Увидеть в другом человеке «образ и подобие», ощутить его значимость так же остро, как свою, и преодолеть свой эгоизм — вот суть того нравственного учения, которым иудаизм обогатил человечество.

Выводить материалы

Эгоизм давания

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Часто когда человек вступает в брак, он не спрашивает: что выиграет от брака мой партнер. Он спрашивает: что я выиграю от этого брака.

Гуманизм и эгоизм как дополнение мировоззрения атеизма

Рав Захария Матитьяу

Каждому человеку необходимо мировоззрение, то есть некоторое представление о мире и роли личности в нём, определяющее нормы поведения. Иначе человек не чувствует себя полноценным.

Нуждается, а не хочет

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Во время семейной консультации Хая пожаловалась, что ее муж Давид часто делает какие-то вещи только, чтобы разозлить ее. И даже когда она просит его прекратить, он не перестает.

Когда ему что-то нужно, он кричит

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Ясно, что иногда, когда просьбы относительно важных вещей, от которых невозможно отказаться, не приводят к результатам, можно выдвинуть требования