Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Будущий мир, Рав Эуд Авицедек
«Мы учили… “Знать, что Я — Господь, освящающий вас”. Сказал Всевышний Моше: Замечательный дар есть в Моей сокровищнице, имя ему — суббота. И Я хочу дать ее Израилю! Иди и объяви им… — Но ведь суббота и так раскроется им, [зачем же объявлять о ней? Чтобы они были за нее благодарны?] — Награда за нее не раскроется!» (Шабат 10).
Это высказывание Талмуда выглядит, на первый взгляд, странным. Ведь «награды за заповедь в этом мире нет», и мы не знаем, какое воздаяние ожидает человека за выполнение заповедей. Так в чем же особенность награды за субботу, что именно она не раскроется? Нужно также понять, какое отношение это имеет к святости: «Знать, что Я — Господь, освящающий вас?»
Ответ на первый вопрос связан со сказанным в предыдущей главе. В Мидраше говорится: «…А может, ты скажешь: Чтобы причинить тебе зло дал Я тебе субботу? Я дал ее исключительно для твоего блага! Каким образом? Ты сидишь, ешь, и пьешь, и получаешь удовольствие, а Я даю тебе награду…» Потому-то и сказано: «Награда за нее не раскроется», поскольку это выглядит нелогичным, что человек получает награду за субботнее наслаждение (Эц Йосеф).
Мы уже говорили, что человек, по сути, был создан ради труда: ради непрерывной работы по достижению совершенства. Поэтому он назван «идущим». В Грядущем же мире человек пребывает в совершенстве, и поэтому называется «сидящим»: «праведники восседают, и короны на голове их». Другими словами, в Грядущем мире отсутствует движение… Это указывает на то, что человек пребывает в реальном совершенстве и не двигается по направлении к совершенствованию, так как он уже совершенен. А все, что совершенно, покоится и восседает (Маараль). Вот что пишет Рамбам (Законы раскаяния 8): «Сказанное Мудрецами: “…праведники восседают” — это аллегория. Имеется в виду, что они существуют там без труда и усилий».
Сущность субботы — сидение и покой. «Сидите каждый на своем месте» (Шмот 16:29). «Шесть дней работай и делай всякую работу свою» — но разве возможно человеку сделать всю работу в шесть дней?! Но покойся, как будто вся твоя работа уже сделана» (Мехильта, Шмот 20:9). Мы также находим, что святые праведники, приняв субботу, переходили в категорию сидящих: «Сказал Рав: Таков был обычай раби Йеуды сына раби Илая: в канун субботы приносили ему таз, полный горячей воды, он омывал лицо, руки и ноги, закутывался в талит с кистями, и был подобен ангелу Господа Воинств» (Шабат 25). «…и сидит, степенно и серьезно, ожидая принятия субботы» (Рамбам).
Здесь мы должны понять: мы ведь все еще находимся в мире служения, и суббота является заповедью; как же возможно, чтобы суббота для нас относилась уже к категории получения награды? В чем сущность этого дара, противоположного всей сути человека и его цели в этом мире?
Попытаемся осознать, насколько это возможно, тайну благого дара, которым Всевышний одарил нас, дав нам в наследие этот святой день.
«Знай, что абсолютно невозможно, чтобы человек удостоился пребывания в Грядущем мире без того, чтобы достичь его ответвления, находящиеся в материальном мире. И потому, если не достигнут люди этой категории души (дополнительной души, приходящей в субботу), они не смогут находиться на высокой ступени. Потому и сказано: “сделать день субботний”, другими словами, посредством него сделаете себе субботу, сможете стоять там и получать духовное наслаждение в высших мирах» (Орах Хаим).
Суббота есть возможность достижения Грядущего мира. Она соприкасается с двумя мирами и соединяет их: мир материальности — «сегодня исполнять их», и Грядущий мир — «завтра получать за них награду». Потому человеку дается «дополнительная душа», эманированная из того высшего мира, и потому дается отдых и наслаждение в субботу, чтобы он присоединился к этому возвышенной ступени, будучи еще в материальном мире. У двух этих категорий, субботы во времени и дополнительной души в человеке, есть общая сущность, и потому эта дополнительная душа «называется субботой» (Зоар).
Объясним суть сказанного. Грядущий мир — это не внешняя награда, которая дается человеку за его работу. Грядущий мир есть внутренний, духовно-сущностный мир человека. «Ибо идет человек в свой мир» (Коэлет 12:5). Тот же самый мир, что человек построил своим служением, превращается в Грядущем в воздаяние. Так объясняет раби Хаим из Воложина слова Мишны: «У каждого сына Израиля есть доля к Грядущему миру». И не сказано: «в Грядущем мире», Потому что «в Грядущем мире» означало бы, что там есть некая предуготовленная награда сама по себе, и ее выдают тому, кто удостоится. Но сказано: «к Грядущему миру», а это означает, что человек создает сейчас Грядущий мир своим исполнением заповедей, и он — дело рук самого человека. Ибо заповедь есть сама награда, и свет от нее — в саду Эдема еще при жизни человека. А в Грядущем мире это будет его наградой». Грядущий мир есть совершенное «сущее»: «Дать в наследие любящим Его — сущее (יש), и закрома их Я наполню». Это 310 (י"ש) миров, которые Всевышний дает в наследие каждому праведнику (Мишна Теарот, в конце). Внутренняя реальность человека и есть его сущее.
Необходимо, таким образом, чтобы имело место «достижение ответвления» от реальности Грядущего мира уже здесь, в этом мире, чтобы человек своей внутренней сущностью мог присоединиться к этой высшей реальности духовного наслаждения и черпать из нее жизненную силу. Это нужно для того, чтобы он «достиг причин для высшего мира», вся суть которого — духовные наслаждения, связанные с приобщением к Всевышнему и постижением Его. Поразмыслите над всем этим хорошенько!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.