Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Властвование доброго и злого начала

Шесть дней работай и делай всякое ремесло свое

«А в будние дни властвует Древо Познания добра и зла, оно же “Адам, сотворенный с двумя буквами йуд”, с добрым и злым началами, как сказано: “И сотворил (וייצר) Господь Бог человека”. Это и есть Древо Познания добра и зла, которым человек согрешил» (ТикунейЗоар).

Испытание человека в Шестой день — войдет ли он в День, который «весь суббота» — и есть испытание Древа Познания добра и зла.

«Древо Познания добра из зла — это смешение добра и зла» (ТикунейЗоар). «Древо смешения». «Известно, что человек до греха включал в себя только миры и силы святости, а не силы зла. Но после греха включились в него и смешались в нем также силы нечистоты и зла… Поэтому, когда Змей пытался ввести его в грех, он должен был прийти и совращать его извне. Не так сейчас, когда злое начало, совращающее человека, находится внутри него самого, и человеку кажется, что он сам и хочет, и стремится согрешить, а не кто-то другой снаружи совращает его» (Нефеш аХаим ч.1 гл. 2). А поскольку человек — это «образ Б-га», мироздания, то его действия, речи и мысли влияют на весь мир, и вследствие его греха зло смешалось со всеми частями мироздания.

После того как Адам оступился, эта работа — выделение зла из реальности и приобщение ее к добру — была возложена на его потомков, на все человечество. В этом и заключается работа «Шести тысяч лет» человечества: привести его, ко Дню, который весь — суббота. Это служение Шести будних дней человека, подготовка к Субботе. Ведь в день «царицы субботы властвует Древо Жизни, а не Древо Познания добра и зла» (Тикуней Зоар хадаш).

В данной главе мы попытаемся разобраться, в чем заключается служение будних дней, и в чем его отличие от служения в день субботний.

Служение выбора

«Лучше бы человеку не быть сотворенным! Но теперь, раз уж он сотворен — пусть дотошно анализирует свои поступки! А некоторые говорят: Он должен “прощупывать” свои поступки» (Эрувин 13). Мудрецы указывают нам на основную суть служения человека: выбор. Как объясняет Месилат Йешарим (гл.3) начало ступеней служения: «Желающему блюсти себя необходимо внимательно вглядеться в две вещи. Во-первых, он должен обдумать, в чем же заключается истинное добро, которое человек должен предпочесть и избрать, и в чем — истинное зло, которого должно бежать. И во-вторых, он должен оценивать совершаемые поступки, выясняя, относятся ли они к категории добра или к категории зла».

Рамхаль объясняет далее: «Об этом возвестили наши мудрецы, сказав (Эрувин 13): “Лучше бы человеку не быть сотворенным! Но теперь, раз уж он сотворен — пусть дотошно анализирует свои поступки!”. А некоторые говорят: “Он должен “прощупывать” свои поступки”. И смотри-ка: две эти версии — два добрых и очень полезных предостережения. Потому что анализировать, доискиваться сути своих действий и поступков означает исследовать все свои поступки и выяснять, нет ли в них таких, которые нельзя было совершать, ибо они не соответствуют велению Всевышнего и Его законам. И все, что найдется подобного, человек должен уничтожить. Но “прощупывать свои поступки” означает — исследовать даже сами добрые поступки, исследовать и смотреть, нет ли в их направленности некоего недоброго намерения или некой примеси недоброго, которую необходимо убрать и ликвидировать. Подобно тому, как ощупывают свою одежду, чтобы проверить, добротна и крепка ли она или ветха и истерта. Так должен человек осязать и свои поступки буквально на ощупь, чтобы проверять их качество наиболее совершенным способом, чтобы они остались ясными и чистыми».


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»