Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек не только оправдывает свои дурные склонности, но еще и выдает их за особые заслуги и достоинства, требуя за это уважения к своей персоне.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»
Не имея отношения к полностью отделенной от зла реальности, невозможно прилепиться к Древу Жизни — Грядущему миру

Заглянем в корень вещей

В соответствии с тем, что мы обосновали в предыдущей главе, совершенство мироздания и совершенство человека — его святая душа и его доля в Торе — находятся в них в потенциале, но в нижнем мире они скрыты. Более того, после греха Адама, это сокрытие усилилось, а добро (порождение совершенства и скрытого света) и зло — перемешались. На человека возложено служение выбора. Он не должен и не может создать добро заново, добро уже существует и присутствует — как в человеке, так и во всем мироздании. Служение человека заключается в устранении завесы, скрывающей добро, и в усилении приобщения к нему: это служение отбора добра из зла.

Теперь мы понимаем скрытый смысл слов Рамбама, которые, на первый взгляд, кажутся странными: «Одна из основ веры в том, что, когда выполнит человек одну из 613 заповедей как подобает и не будет при этом иметь никаких посторонних намерений ни в коей мере, но сделает ее во имя ее самой, из любви… — удостоится ею жизни в Грядущем мире» (Комментарий к Мишне, конец трактата Макот). Уже Маараль выражал удивление по этому поводу: разве посредством одной заповеди человек удостаивается Грядущего мира?! Ведь человек судится по большинству своих деяний. Однако в соответствии с вышесказанным мы можем попытаться понять высказывание Рамбама.

Несомненно, Рамбам говорит о человеке, большинство деяний которого — праведные. Но это большинство — не перебранное, в нем все перемешано. А не имея отношения к полностью отделенной от зла реальности, невозможно прилепиться к Древу Жизни — Грядущему миру. И хотя в материальном мире нет реальности, полностью отобранной от зла, Творец дал нам ответвление бытия Грядущего мира — заповедь — чтобы мы могли держаться этой реальности и тем самым иметь отношение к категории Грядущего мира. Как писал Ор аХаим: «Знай, что абсолютно невозможно, чтобы человек достиг причин для пребывания в Грядущем мире, кроме как достигнув ответвления от него, будучи в этом мире». Заповедь ради нее самой (лишма) — это совершенная реальность, ответвление «Древа Жизни», посредством которого человек, «праведный по большинству деяний», может прилепиться к Грядущему миру. Таким образом, высказывание Рамбама — устрожение, а не облегчение. Поразмыслите над этим как следует.

Мудрецы определяют для нас это служение

«Шесть будних дней, которые составляют будничное нечистое и будничное чистое. И от них даны шесть порядков Мишны, учащие о запрещенном и разрешенном, нечистом и чистом, пригодном и непригодном. И в эти шесть дней — трудись и делай всю работу свою, а работа есть не что иное, как молитва, в которой человек должен сделать себя подобным рабу, прославляющему своего хозяина. И он просит награду у хозяина, и ведет себя как раб, который получил награду от хозяина и пошел себе. Но во время Царицы Субботы властвует Древо Жизни, а не Древа Познания добра и зла» (Тикуней Зоар 106).

Изучение Устной Торы — Шести порядков Мишны, которые соответствуют шести будним дням, и молитвенное служение — это основа работы по отбору Древа Познания добра и зла.

Служение выявления и отбора Устной Торы

«Поэтому в этом месте и находятся Шесть порядков Мишны, чтобы различить между добром и злом» (Шла). В Торе, «слове Господа — алахе», любой объект или действие получает свою оценку: запрещено оно или разрешено, является заповедью или разрешенным действием, непригодным или правильным. Все аспекты человека, со дня его рождения и до смерти, выясняются в практическом законе — алахе. Нет места сомнениям — смешению добра и зла, все разрешается однозначно. Сила выбора и решения — суждение Торы. Это восприятие истинного разрешения, абсолютной ясности. Суть суждения Торы — ясное указание и истинное решение относительно реальности.

Мудрецы описывают нам в простой аллегории, путь человека в этом мире, подобном ночи, в лабиринте сомнений, порождении Древа Смешения. Но «слово Господа — алаха» ведет его по ясной дороге: «Когда ты будешь идти — она поведет тебя, это материальный мир, когда ты ляжешь — будет хранить тебя, это смерть, а когда проснешься, она будет беседовать с тобою, — в Грядущем мире». Это можно уподобить человеку, который идет во мраке посреди ночи, и боится колючек, ям, чертополоха, диких животных и грабителей, и не знает, по какой дороге идет… дошел до развилки дорог — спасся от них всех… Что такое развилка дорог? Мар Зутра сказал: это мудрец Торы, выводы которого из талмудических обсуждений соответствуют практическому закону (алахе)» (Сота 21).

Такое выяснение относится ко всему мирозданию: «“Бог — непорочен путь Его, слово Бога чисто; щит Он для всех, кто уповает на Него” (Псалмы 18). Заповеди даны только для того, чтобы очистить создания, ведь какая разница Всевышнему, режет ли человек скотину со стороны шеи или затылка…» (Берешитраба).

«Об этом и сказали: заповеди даны только чтобы очистить (лецареф) создания. То есть, они необходимы, чтобы очистить от примесей все силы и сотворенные миры, рафинировать и обелить их. Кроме того, это слово (лецареф) имеет и другое значение: связать все силы и сотворенные миры, исправленные и упорядоченные в соответствии с замыслом и Высшей волей» (Нефеш аХаим). Действие заповедей заключается в отборе и выяснении, в устранении ущербов, которые наносит система зла всему мирозданию, — ведь в результате этих ущербов Всевышний как бы отдаляется от мира, скрывает от него Свой лик, и все мироздание повреждается, от верхних до низших его частей. А очищение заключается в отделении системы зла от всего мироздания.

Второе значение слова лецареф означает соединение мироздания в его правильном состоянии, соединение всех сил и всей цепочки миров с их корнями, установление всего мироздания в том состоянии, в котором оно сможет полностью соединиться с Творцом и получить от Него максимальное воздействие.


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше