Из цикла «Книга Основ», темы: Душа, Заповеди, Тора, Самосовершенствование
Теперь нам надлежит заняться чрезвычайно важным вопросом, значение которого невозможно переоценить: достигается ли искомое совершенство человеческой души исполнением только всей Торы целиком или так же исполнением ее отдельных частей?
В Талмуде мы находим пример обсуждения этой проблемы: раби Шимон бен Лакиш считает, что тот, кто оставил неисполненным хотя бы одно установление Торы, не может рассчитывать на достижение совершенства, однако раби Йоханан возражает ему, что безнадежно положение лишь того, кто не исполнил ни одного завета Торы (см. Сангедрин, 111а).
На первый взгляд кажется, что прав раби Шимон бен Лакиш: естественно, чтобы условием достижения настоящего совершенства было исполнение Торы во всей ее полноте, частичное ее исполнение не может привести к полному совершенству. Если бы было верно обратное, то для чего Всевышний дал нам такое множество заповедей и предостережений? Ведь ясно, что если какая-то цель может быть достигнута лишь одним усилием, то совершенно бессмысленно тратить на ее достижение множество усилий. Если врач в состоянии излечить болезнь одним, легко получаемым лекарством, то есть ли смысл в том, чтобы он делал сложную смесь из редких снадобий, которых днем с огнем не сыщешь? Поэтому представляется несомненным, что все заповеди, все предостережения, которые только есть в Торе, являются совершенно необходимыми для приобретения человеком истинного совершенства, и если это было бы не так, Всевышний не дал бы их нам.
Однако в таком выводе скрываются непреодолимые трудности. Если он верен, то нет человека на земле, который мог бы надеяться достичь этого совершенства, ибо «нет человека на земле столь праведного, что он делал бы только добро и не грешил» (Коэлет, 7:20). Ведь стоит человеку не исполнить всего лишь одной единственной заповеди, как он лишается возможности достичь совершенства. Получается, что та самая Тора, которая дана народу Израиля как проявление особой доброты Всевышнего и предназначена для того, чтобы всех евреев привести в будущий мир, — та самая Тора делает невозможным для них достижение этого блаженства! Ясно, что это — полная противоположность намерению Всевышнего. Ведь не говоря уж о том, если наш вывод верен, совершенства не сможет достичь ни весь народ, ни даже один лишь человек в поколении, поскольку не может постичь всю мудрость, заключенную в Торе, не может исполнить все законы, не может выполнить все установления, что в ней имеются. Значит, согласно нашему выводу, весь народ Израиля обречен на духовную гибель?! Но это невозможно! «Немыслимо: Б-г — и злодейство, Всемогущий — и беззаконие» (Иов, 34:10). И нечего уж упоминать о том, что это — прямая противоположность всему, во что принято верить в нашем народе, тому, что выражено Мишной: «Каждый еврей имеет свою долю в будущем мире» (Сангедрин, 90а).
Следовательно, мы обязаны постараться разрешить эту острейшую проблему.
Путь к пониманию этой проблемы мы найдем, если обратим внимание на следующее обстоятельство. В природе мы находим множество случаев, когда Творец, кроме одного, жизненно необходимого для данного создания качества, дарит ему еще множество параллельных качеств. Совершенно очевидно, что никакой необходимости в этом нет — но Творец, в Своей доброте, дает Своим созданиям не только то благо, без которого они не в состоянии существовать, но увеличивает его многократно. Так, вполне возможно, чтобы животное было в состоянии жить, обладая лишь одним органом чувств, однако Творец, умножая добро, которым он одаряет Свои создания, создает у животных несколько органов чувств.
Точно так же Творец, желая привести человека к уготованному ему совершенству и зная, сколько препятствий мешают человеку его достичь, проложил для него верный путь, идя по которому, человек достигает этой цели. Суть этого заключается в том, что Творец дал человеку множество параллельных путей — то есть множество средств достижения совершенства. Совершенно очевидно, что нет никакой необходимости использовать их все, но Творец, в Своей доброте, обеспечивает каждому еврею и каждому человеку вообще достижение если не полного совершенства, то хотя бы известной доли его. В результате ни один человек не окажется лишен человеческого совершенства, если приложит усилия к его достижению хотя бы на одном из этих путей. /…/
И теперь становится ясным то, о чем мы говорили выше: возможно, исполнение всего лишь какой-то одной из заповедей может оказаться достаточным, чтобы привести человеку, исполнившему ее, настоящее совершенство. А такое множество заповедей в Торе служит порукой тому, что ни один из евреев не окажется лишен жизни в будущем мире. Потому что совершенно невозможно, чтобы еврей за всю свою жизнь не исполнил хотя бы одной из заповедей Торы и тем самым не заслужил хоть какого-нибудь удела в будущем мире. Тем более — если он совершает много заповедей: тогда он заслуживает несравненно лучшей доли в будущем мире.
Это объясняет, почему Моше-рабейну так страстно мечтал войти в Страну обетованную — он стремился исполнить те заповеди, которые исполняются только в Стране Израиля, и благодаря этому удостоиться гораздо более высокого положения в будущем мире (там же, гл.29).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.