Из цикла «Рассказы рава Карлебаха», темы: Атеизм, Шма Исраэль, Вера, Бааль Тшува, Война Судного дня, Рассказы, Карлибах, Батшева Эскин
Эта история произошла в 1973 году — во время войны Судного Дня. Однажды я выступал с концертом перед двумя или тремя тысячами солдат. После того как концерт закончился, ко мне подошел один офицер довольно высокого ранга. Его глаза были красны от слез. Он сказал:
— Шломо, я должен рассказать тебе историю, которая случилась со мной совсем недавно. Когда началась война Судного Дня, я воевал вместе с одним религиозным офицером. А я был настоящим «Шомер а-Цаир». Я не то что в Б-га не верил — я верил, что Б-га нет. Я учил моих детей, что Б-га нет. Я учил их: когда говорят, что мы, евреи — святой народ — это все ерунда, не верьте. Евреи такие же, как другие народы. Иерусалим — такой же город, как Нью-Йорк.
В ту минуту, что начинался бой, этот религиозный парень кричал во весь голос: «Шма Исраэль, Ашем Элокейну, Ашем Эхад!» — «Слушай, Израиль, Вс-вышний — наш Б-г, Вс-вышний — один!» Целыми днями он кричал это своё «Ашем Эхад». Это меня нервировало жутко. Он свое кричит, а я на него кричу:
— Да прекрати ты со своим Шма Исраэль, я так воевать не могу! Ты меня выводишь из себя! Я рад за тебя, что ты религиозный. А я — светский, и я прошу тебя, пожалуйста, прекрати мне действовать на нервы!
А он мне спокойно отвечал на это:
— Ты воюешь, как ты умеешь, а я воюю, как я умею.
Во время следующего боя все повторялось. Он кричал свое Шма, я кричал на него, что он меня с ума сводит, а он мне отвечал:
— Ты воюешь, как ты умеешь, а я воюю, как я умею.
Но вот позавчера на восходе солнца, когда началась перестрелка, я уже ждал, что мой друг закричит «Шма Исраэль», но не услышал слов его молитвы. Я посмотрел на землю — он лежал на земле, смертельно раненый. Изо рта его текла кровь. Он был еще жив. Я упал рядом с ним на землю, взял его за руку и стал умолять его, чтобы он простил меня за то, что я спорил с ним. Я понял, как я его люблю, этого парня, этого настоящего еврея:
— Я хочу умереть вместо тебя! Что я могу для тебя сделать?
Он еле дышал. Я приложил свое ухо к его губам и услышал:
— Пообещай мне, что ты будешь кричать «Шма Исраэль» вместо меня.
Я хочу, чтобы ты знал, Шломо, в ту минуту, что он сказал это, для меня стало ясно как день, что Вс-вышний наш Б-г и что Он — один. И что евреи — святой народ. Это была как вспышка с небес. Как будто Вс-вышний вдруг раскрыл все небесные врата. Я не знал, слышит ли еще меня мой друг, но я наклонился к нему и сказал:
— Я клянусь тебе, что всю свою жизнь я буду кричать «Шма Исраэль Ашем Элокейну, Ашем Эхад!» — вместо тебя. Я клянусь тебе, что, когда я вернусь к своим детям, я им велю поклясться, что они тоже будут кричать «Шма Исраэль Ашем Элокейну, Ашем Эхад». И мои внуки, и правнуки — до скончания веков…
Война еще не закончилась, но я попросил у своего командира отпуск на один день — мне очень нужно было попасть домой: я должен был исполнить свое обещание и рассказать детям, что я все эти годы лгал им. Вс-вышний есть. И мы — евреи — святой народ.
* * *
Я так люблю эту историю и часто рассказываю ее, и люди спрашивают меня — ты всё выдумал? Или так оно и было на самом деле? Я и сам иногда думал — может, она мне приснилась и так глубоко запала мне в сердце, что я в нее поверил?
Несколько лет назад я выступал в Эфрате, и ко мне подошел после концерта один человек:
— Ты меня помнишь? Когда тебе тот офицер рассказывал про «Шма Исраэль», я стоял рядом с вами. Я тоже был офицером. Тогда я еще не был религиозным, а сейчас — ты видишь? — я бааль-тшува. А все из-за того офицера и его истории про «Ашем Эхад»…
Из рассказов р. Шломо Карлибаха. Перевод Батшевы Эскин
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.