Темы: Йом Кипур, Традиция, Еврейская история, Государство Израиль, Война Судного дня
Евреев, соблюдающих Традиции, в мире пока гораздо меньше, чем светских. Для миллионов иудеев во всех странах шабат, Песах, кашрут — это лишь предрассудки или, в лучшем случае, история. Но у одного еврейского праздника особая заслуга: даже нерелигиозные евреи чувствуют свою связь с этим днем и внутреннюю потребность посвятить его посту и молитве. Речь идет о празднике Йом Кипур.
Хотя очевидно, что Йом Кипур является самым главным праздником евреев, но до 2014 года в Организации Объединенных Наций даже речи не велось о том, чтобы признать этот день официальным праздником ООН. Рождество и Страстная пятница, Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха — это всё праздники, а Йом Кипур — нет.
После того, как тридцать две страны направили Генеральной Ассамблее письмо в поддержку этого предложения, ООН со скрипом пошла на компромисс и включила Йом Кипур — не в девятку официальных праздников, а в восьмерку «плавающих», наряду с православным рождеством, наврузом, праздниками индуистов, сикхов и буддистов.
ООН, правда, объявила Йом-Кипур важным местным (?!) праздником, но хотя бы предложила учитывать Йом-Кипур при составлении расписаний конференций и совещаний. Вообще, это было впервые, что Организация Объединенных Наций официально признала какой-либо еврейский праздник.
Даже если кто-то и предпочел бы вовсе не знать ни одного еврейского праздника, после 6 октября 1973 года это стало невозможно. Войну Судного Дня, начавшуюся с нападения на Израиль со стороны Египта и Сирии невозможно было игнорировать.
Буквально накануне войны газеты и радиостанции возвестили о том, что жизнь в стране остановится на сутки: перестанут работать предприятия, общественный транспорт, радио… Был также опубликован призыв к израильтянам, особенно к тем, кто молится у Стены Плача, продлить свой пост еще на час и помолиться за евреев, томящихся в советских тюрьмах и лагерях. С тем вся страна ушла в режим паузы — но днем 6 октября радиостанциям пришлось возобновить вещание, чтобы сообщить своим молящимся и постящимся гражданам о том, что началась война.
Атака объединенных арабских сил до сих пор считается неожиданной. Но в 2014 году The Jerusalem Post заявила, что нападение на самом деле было не таким непредсказуемым. Ветеран армии и правительственный фотограф Моше Мильнер, уйдя в отставку после 30 лет службы, рассказал прессе о том, что канцлер Австрии Бруно Крайски предупредил Голду Меир о запланированном нападении.
Мильнер сопровождал премьер-министра Голду Меир в ее поездке в Вену. Это было как раз после того, как Крайский согласился на требование палестинской террористической группы, называющей себя «орлами палестинской революции», которая 28 сентября 1973 года на австрийско-чехословацкой границе захватила поезд с эмигрантами-евреями, направлявшимися из Советского Союза в Израиль. Террористы взяли в заложники шестерых человек и угрожали их убить, если Крайский не закроет транзитный лагерь Шёнау, который Еврейское агентство использовало в качестве временного жилья для советских эмигрантов.
Мильнер вспоминает, что Голда Меир была настолько возмущена тем, что Крайски уступил требованиям террористов, что не поверила его предупреждению о египетско-сирийском ударе по Израилю. А если бы предполагаемое предупреждение было услышано? Могло ли это повлиять на ход войны или на ее исход? Возможно, как раз в этом и заключался Б-жственный план — чтобы победа Израиля в войне Судного дня была настоящим чудом: победой более слабого и непредупрежденного.
В высокие праздники мы, евреи, хотим быть свободными от мирских забот, чтобы сосредоточиться на размышлениях и самооценке. Оказывается, этот факт влияет на цены биржевых акций!
Экономисты из Юго-Восточного университета Нова провели исследование ежедневной доходности Доу Джонс с 1907 по 2008 год. И вот результаты за целый век: те, кто делает ставки на то, что акции упадут во время Рош а-Шана, а затем вырастут после Йом-Кипура, получают статистически и экономически значимую прибыль.
Впрочем, такие тенденции не уникальны для всех важных еврейских праздников, накануне которых цены на акции падают. Но относительно Йом Кипура этот факт вошел в распространенную пословицу на Уолл-стрит: «Продавай на Рош а-Шана и покупай на Йом Кипур»!
6 октября 1943 года правительственные чиновники были поражены необычным зрелищем. Четыреста ортодоксальных бородатых раввинов в черных шляпах двинулись от железнодорожной станции Вашингтона к Капитолийскому холму.
Эти люди шли с важной миссией — спасти евреев из немецких концентрационных лагерей. Их встретили вице-президент Генри Уоллес и члены Конгресса. Раввины зачитали вслух петицию на английском и иврите, призывающую правительство США спасти европейских евреев и увеличить еврейскую иммиграцию в США. Ответа на свою петицию они не получили, а Президент и вовсе не пожелал их видеть, тихо удалившись из Белого дома через заднюю дверь.
На следующий день в Washington Times-Herald вышла статья под названием: «Раввины сообщают о “холодном приеме” в Белом доме». В ответ Конгресс представил резолюцию, в которой содержался призыв к созданию федерального агентства по спасению беженцев. В конечном итоге, Президент объявил о создании Совета по делам беженцев, который спас не менее 200 000 евреев.
В светском государстве Израиль в Йом Кипур не работают учреждения и предприятия, останавливается транспорт, прерывается трансляция радио и телевидения. Около 70% всего населения страны держит пост — и религиозные, и нерелигиозные. У каждого еврея в этот особенный день есть уникальная возможность очиститься и «начать с нового листа».
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»