Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Шма, Реувен Пятигорский
Молитва Шма Исраэль — единственная из всех молитв, данная как заповедь Торы (чтение остальных установлено мудрецами). Утром перед ней произносят два благословения: благодарность Всевышнему за то, что Он ежедневно обновляет мироздание; хвала Всевышнему, давшему нам свет Торы с любовью.
Первый отрывок, входящий в Шма, взят из книги Дварим (6:4—9), второй — оттуда же (11:13—21), третий — из книги Бемидбар (15:37—41).
Первую фразу (Шма Исраэль, Ашем — Элокейну, Ашем — эхад; «Слушай, Израиль: Всевышний — наш Б-г, Всевышний — один») читают с трепетом и сосредоточено. Мудрецы учат, что мы произносим эти слова так, будто читаем новый, очень важный указ царя перед его подданными. Обычно в этот момент, чтобы не отвлекаться, закрывают лицо рукой. Затем шепотом произносят: «Благословенно имя Его славного царства во веки веков!» Этих слов нет в Торе, но Мидраш рассказывает, что так воскликнули сыновья нашего праотца Яакова, когда пришли проститься с ним перед его смертью.
Значение приведенной фразы таково: СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ — и верь в то, что ВСЕВЫШНИЙ — Владыка всего, Он был, есть и будет; НАШ Б-Г — сильный и могучий, ВСЕВЫШНИЙ ОДИН — Он единственный в созданном Им мире, которым правит от края до края.
Шма читают предельно точно и четко, выговаривая все буквы в словах. Кричать на всю синагогу, мешая остальным, не надо, но говорить нужно так, чтобы самому слышать свои слова.
В молитву Шма входит 245 слов. Их надо дополнить до 248, равного числу частей и органов тела человека. Выполняя заповеди Торы, мы подчиняем свое тело замыслу мироздания, полностью овладевая всеми своими органами и не позволяя им овладевать нами. Чем дополняется число 245? — Тремя последними словами, которые в синагоге произносит вслух ведущий общественную молитву. Если еврей молится не в миньяне, то перед Шма он говорит: «Б-г — Царь верный».
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Маамар аикарим — Основы»
Чем устная Тора отличается от письменной? Откуда взялся Талмуд, и почему он не приведен в Пятикинижии?
Нахум Пурер
Маген Давид - символ со значением.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Журнал «Мир Торы»
Законы и обычаи еврейской традиции… Насколько они обязательны? Разве они подобны Уголовному Кодексу, и за их нарушение можно угодить в тюрьму? А за исполнение этих законов полагается награда? Кто следит, соблюдаются они или нет? И почему так много людей столь ревностно выполняют предписания еврейской традиции?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Устной Торы.
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Хаим Шиммель,
из цикла «Истоки устного закона»
Неужели мудрецы не внесли никакого вклада в Устный Закон? И неужели все, что они говорили, это лишь отголоски традиции, полученной на Синае?
Рав Александр Айзенштадт
Cлово «традиция» в контексте иудаизма можно понимать двояко. В истинном смысле Традиция — это совокупность всего учения иудаизма во всей его глубине и широте, передаваемая из поколения в поколение
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»
Рав Александр Айзенштадт
Р. Александр Айзенштадт о том, как понять ультраортодоксов
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение