Реб Зуша никогда не просил ничего у других людей. Если ему что-то было нужно, он говорил:
— Властелин Мира! Зуше что-то нужно.
Послушайте рассказ про Реба Зушу, он не так прост, как кажется на первый взгляд.
Вы знаете, в России в Суккот очень холодно. Даже иногда бывает снег. Реб Зуша однажды был в Суккот у Реба Йеве. Реб Йеве был большой человек, но, как говорится, немного квадратный — не как Реб Зуша, который весь жил одной духовностью. Вот Реб Йеве говорит Ребу Зуше:
— Я подготовил тебе кровать в сукке с пятнадцатью одеялами — потому что, понимаешь, холодно же.
Реб Зуша говорит ему:
— Друг мой, Реб Йеве, не волнуйся, Зуша хочет лежать на полу святой сукки.
— Реб Зуша, слушай, холодно!
Реб Йеве и Реб Зуша были вместе у Магида из Мезрича, они хорошие друзья, Реб Йеве не хочет, чтобы его друг замерз, и всё повторяет:
— Реб Зуша, ты не выдержишь! Страшный мороз!
Реб Зуша отвечает:
— Не волнуйся. Зуша как-то справится.
После трапезы, поздней ночью, ложатся они спать. Реб Йеве лежит на кровати под пятнадцатью одеялами, а Реб Зуша лежит на полу. Реб Йеве думает себе: «Посмотрю, сколько минут он выдержит лежать на холодном полу» — и вдруг он слышит, реб Зуша говорит:
— Владыка Мира, Зуше холодно!
И откуда-то с Небес спускается тепло и согревает сукку. Ребу Йеве приходится сбросить с себя несколько одеял. А Реб Зуша говорит:
— Владыка Мира, не сердись на меня, но мне все еще немного холодно…
И в сукке становится еще теплее. Гевалт, какая жара! Жара не из этого мира! Жара, как в тот жаркий день, когда к Аврааму-авину пришли ангелы. Реб Зуша лежит на полу и говорит:
— Владыка Мира, на этот раз и правда не сердись на меня. Но не можешь ли Ты согреть сукку по-настоящему — так, как Зуше нужно?
Ой, какая жара спускается с Небес! Реб Йеве уже сбросил все свои одеяла и сидит, вытирает пот с лица:
— Зуша, перестань, ты спалишь сукку!
Я должен вам сказать, мои дорогие друзья, что хасиды, которые рассказывали эту историю, были печальны. «Реб Зуша, — говорили они, — почему ты остановился? Ведь в тот миг ты мог согреть весь мир!»
Друзья мои, я желаю вам и себе — когда мы будем молиться о том, чтобы Вс-вышний дал нашим сердцам немного тепла, когда мы будем молиться о том, чтобы Вс-вышний вселил немного тепла в сердца наших детей — нельзя останавливаться! Нельзя останавливаться до тех пор, пока мы не удостоимся, чтобы весь мир согрелся, как в тот жаркий день, когда Вс-вышний пришел навестить больного — Авраама-авину — после его обрезания. Ведь и мы все больны — больны от холода.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»