Реб Зуша никогда не просил ничего у других людей. Если ему что-то было нужно, он говорил:
— Властелин Мира! Зуше что-то нужно.
Послушайте рассказ про Реба Зушу, он не так прост, как кажется на первый взгляд.
Вы знаете, в России в Суккот очень холодно. Даже иногда бывает снег. Реб Зуша однажды был в Суккот у Реба Йеве. Реб Йеве был большой человек, но, как говорится, немного квадратный — не как Реб Зуша, который весь жил одной духовностью. Вот Реб Йеве говорит Ребу Зуше:
— Я подготовил тебе кровать в сукке с пятнадцатью одеялами — потому что, понимаешь, холодно же.
Реб Зуша говорит ему:
— Друг мой, Реб Йеве, не волнуйся, Зуша хочет лежать на полу святой сукки.
— Реб Зуша, слушай, холодно!
Реб Йеве и Реб Зуша были вместе у Магида из Мезрича, они хорошие друзья, Реб Йеве не хочет, чтобы его друг замерз, и всё повторяет:
— Реб Зуша, ты не выдержишь! Страшный мороз!
Реб Зуша отвечает:
— Не волнуйся. Зуша как-то справится.
После трапезы, поздней ночью, ложатся они спать. Реб Йеве лежит на кровати под пятнадцатью одеялами, а Реб Зуша лежит на полу. Реб Йеве думает себе: «Посмотрю, сколько минут он выдержит лежать на холодном полу» — и вдруг он слышит, реб Зуша говорит:
— Владыка Мира, Зуше холодно!
И откуда-то с Небес спускается тепло и согревает сукку. Ребу Йеве приходится сбросить с себя несколько одеял. А Реб Зуша говорит:
— Владыка Мира, не сердись на меня, но мне все еще немного холодно…
И в сукке становится еще теплее. Гевалт, какая жара! Жара не из этого мира! Жара, как в тот жаркий день, когда к Аврааму-авину пришли ангелы. Реб Зуша лежит на полу и говорит:
— Владыка Мира, на этот раз и правда не сердись на меня. Но не можешь ли Ты согреть сукку по-настоящему — так, как Зуше нужно?
Ой, какая жара спускается с Небес! Реб Йеве уже сбросил все свои одеяла и сидит, вытирает пот с лица:
— Зуша, перестань, ты спалишь сукку!
Я должен вам сказать, мои дорогие друзья, что хасиды, которые рассказывали эту историю, были печальны. «Реб Зуша, — говорили они, — почему ты остановился? Ведь в тот миг ты мог согреть весь мир!»
Друзья мои, я желаю вам и себе — когда мы будем молиться о том, чтобы Вс-вышний дал нашим сердцам немного тепла, когда мы будем молиться о том, чтобы Вс-вышний вселил немного тепла в сердца наших детей — нельзя останавливаться! Нельзя останавливаться до тех пор, пока мы не удостоимся, чтобы весь мир согрелся, как в тот жаркий день, когда Вс-вышний пришел навестить больного — Авраама-авину — после его обрезания. Ведь и мы все больны — больны от холода.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Каждый, кто правильно и сосредоточенно исполняет важнейшую заповедь лулава, приносит мир и единство всему Израилю.
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Эпопея спасения литовских йешив во время Второй мировой войны. Глава вторая. Мицват этрог в оккупированной немцами Варшаве
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Носон Шерман,
из цикла «Суккот»
Дата Суккот очень тесно связана с Облаками Славы. Согласно мнению Виленского Гаона, когда Израиль согрешил, создав золотого тельца, он перестал быть достойным Облаков Славы.
Рав Элияу Тавгер
Можно ли брать привитый этрог для исполнения заповеди о 4 видах растений в Суккот?
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Ученики ешивы «Мир» ищут этроги в оккупированном японцами Китае.
Хаим Шиммель,
из цикла «Истоки устного закона»
В этих законах мудрецы тоже пытались истолковать намерение Торы. Но пользовались они при этом не логикой, а правилами толкования, полученными на Синае, а также, возможно, и другими известными им правилами семантики языка
Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»
Рабби Йехиэль-Михл и непригодный этрог
Редакция Толдот
Ту би-Шват — Новый год деревьев, поэтому хорошо в этот день произнести в утренней молитве (но можно и позже) эти стихи и просьбы. Известно, что у ашкеназских мудрецов есть традиция: в Ту би-Шват следует молиться об этроге, перечисляя все его свойства, чтобы всем евреям достались хорошие и красивые этроги в Суккот
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Ту би-Шват – это день, прославляющий Страну Израиля.
Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»
Во времена Виленского Гаона однажды выдался год, когда невозможно было найти этрог для выполнения заповеди четырех видов растений на праздник Суккот.